Установки новых технологических компаний стран СНГ, Центральной и Восточной Европы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье предпринята попытка оценить возможный вклад новых технологических компаний (НТК) в социально-экономическое развитие стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) через анализ доли владельцев таких фирм среди предпринимателей и населения, а также данных об их ожидаемом росте, инновационной деятельности и интернационализации. Источником данных для исследования послужили объединенные выборки «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) за 2013–2015 гг. по следующим странам: Россия (4030 предпринимателей), Венгрия (6003), Румыния (6024), Польша (6001), Литва (4000), Латвия (4004), Эстония (6662), Чехия (5009), Словакия (6010), Казахстан (4205). Для оценки различий в средних величинах страновых показателей в большинстве случаев использовался метод одностороннего дисперсионного анализа.Результаты исследования свидетельствуют о наличии значительных различий между рассмотренными странами. Доля владельцев НТК среди населения варьирует в диапазоне от 0.7% (Россия) до почти 5% (Словакия, Румыния и Казахстан), а сам бизнес демонстрирует существенную национальную специфику в части ожидаемого роста (максимальные показатели выявлены в Венгрии, минимальные — в России), интернационализации (Латвия и Россия соответственно) и инновационности (Польша и Казахстан соответственно). К основным ограничениям исследования можно отнести неспецифичность использованной выборки, субъективность в оценке степени новизны технологий, ожидаемого роста, интернационализации и инноваций НТК самими предпринимателями. Установленные связи могут быть в значительной мере обусловлены внешними факторами, а объединение выборок могло дополнительно усилить этот эффект. Результаты статьи могут оказаться полезны при разработке политики, направленной на поддержку предпринимательства, стимулирование роста, интернационализации и инновационности технологических компаний.

Об авторах

Пшемыслав Збировски

Экономический университет Катовице

Email: przemyslaw.zbierowski@ue.katowice.pl
1 Maja 50, 40-287 Katowice, Poland

Список литературы

  1. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T. (2008) Institutions and entrepreneurship development in Russia: A comparative perspective // Journal of Business Venturing. Vol. 23. № 6. Р. 656-672.
  2. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T. (2012) Size matters: Entrepreneurial entry and government // Small Business Economics. Vol. 39. № 1. Р. 119-139.
  3. Ajzen I. (1991) The theory of planned behavior // Organizational Behavior & Human Decision Processes. Vol. 50. № 2. Р. 179-211.
  4. Ajzen I. (2011) The theory of planned behavior: Reactions and reflections // Psychology & Health. Vol. 26. № 9. Р. 1113-1127.
  5. Almus M., Nerlinger E.A. (1999) Growth of New Technology-Based Firms: Which Factors Matter? // Small Business Economics. Vol. 13. № 2. Р. 141-154.
  6. Autio E., Acs Z. (2007) Individual and country-level determinants of growth aspiration in new ventures. Paper presented at the Babson Conference on Enterpreneurship Research, Madrid, June 6-9, 2007.
  7. Cahen F.R., Lahiri S., Borini F.M. (2016) Managerial perceptions of barriers to internationalization: An examination of Brazil's new technology-based firms // Journal of Business Research. Vol. 69. № 6. Р. 1973-1979.
  8. Campos E.B., Somoza M.L., Salmador M.P. (2011) CoPs & Organizational Identity // Handbook of research on communities of practice for organizational management and networking: Methodologies for competitive advantage / Eds. O.R. Hernaez, E.B. Campos. Hershey, PA: IGI Global. P. 308-336.
  9. Cannone G., Pisoni A., Onetti A. (2014) Born global companies founded by young entrepreneurs. A multiple case study // International Journal of Entrepreneurship & Innovation Management. Vol. 18. № 2/3. Р. 210-232.
  10. Chou L. (2010) Cultural ecology: An environmental factor of born globals' success // Review of Business Research. Vol. 10. P. 108-114.
  11. Coeurderoy R., Murray G. (2008) Regulatory environments and the location decision: Evidence from the early foreign market entries of new-technology-based firms // Journal of International Business Studies. Vol. 39. № 4. Р. 670-687.
  12. Estrin S., Mickiewicz T., Stephan U. (2013) Entrepreneurship, social capital, and institutions: Social and commercial entrepreneurship across nations // Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 37. № 3. Р. 479-504.
  13. Grilli L. (2014) High-Tech Entrepreneurship in Europe: A Heuristic Firm Growth Model and Three "(Un-)easy Pieces" for Policy-Making // Industry & Innovation. Vol. 21. № 4. Р. 267-284.
  14. Groen A.J., Wakkee I.A.M., De Weerd-Nederhof P.C. (2008) Managing Tensions in a High-tech Start-up // International Small Business Journal. Vol. 26. № 1. P. 57-81.
  15. Gruber M., Henkel J. (2008) New ventures based on open innovation - An empirical analysis of start-up firms in embedded Linux // International Journal of Technology Management. Vol. 33. № 4. Р. 356-372.
  16. Gupta A.K., Wilemon D.L. (1990) Accelerating the Development of Technology-Based New Products // California Management Review. Vol. 32. № 2. Р. 24-44.
  17. Johnson J.E. (2004) Factors Influencing the Early Internationalization of High Technology Start-ups: US and UK Evidence // Journal of International Entrepreneurship. Vol. 2. № 1/2. Р. 139-154.
  18. Kelley D., Singer S., Herrington M. (2016) Global Entrepreneurship Monitor 2015/16 Global Report. London: GERA.
  19. Ketkar S., Acs Z. (2011) Cultural burdens and institutional blessings: Internationalization by SMEs from emerging countries. Paper presented at 2011 Academy of Management Annual Meeting, San Antonio.
  20. Koellinger Ph., Minniti M., Schade Ch. (2007) "I think I can, I think I can": Overconfidence and entrepreneurial behaviour // Journal of Economic Psychology. Vol. 28. № 4. Р. 502-527.
  21. Marlow S., McAdam M. (2012) Analyzing the Influence of Gender Upon High-Technology Venturing Within the Context of Business Incubation // Entrepreneurship: Theory & Practice. Vol. 36. № 4. Р. 655-676.
  22. Mayer H. (2008) Segmentation and Segregation Patterns of Women-Owned High-Tech Firms in Four Metropolitan Regions in the United States // Regional Studies. Vol. 42. № 10. Р. 1357-1383.
  23. Muralidharan E.K., Pathak S., Laplume A.O. (2015) Internationalization by technology entrepreneurs: A multi-level study // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. Режим доступаhttp://proceedings.aom.org/content/2015/1/17571.short?rss=1, дата обращения 14.03.2017.
  24. Navis Ch., Ozbek O.V. (2017) Why Context Matters: Overconfidence, Narcissism, and the Role of Objective Uncertainty in Entrepreneurship // Academy of Management Review. Vol. 42. № 1. Р. 148-153.
  25. North D., Smallbone D. (1993) Employment Generation and Small Business Growth in Different Geographical Environments. Paper presented at the 16th ‘National Small Firms Policy and Research Conference’, Nottingham, 17-19 November.
  26. Oakey R.P. (1994) New Technology-based Firms in the 1990s. London: SAGE Publications Ltd.
  27. Ouimet P., Zarutskie R. (2014) Who works for startups? The relation between firm age, employee age, and growth // Journal of Financial Economics. Vol. 112. № 3. Р. 386-407.
  28. Rees J., Stafford H. (1986) Theories of Regional Growth and Industrial Location: Their Relevance for understanding High-Technology Complexes // Technology, Regions, and Policy / Ed. J. Rees. Totowa: Rowman and Littlefield. P. 23-50.
  29. Reynolds P.D. (2017) When is a Firm Born? Alternative Criteria and Consequences // Business Economics (forthcoming).
  30. Rizzo U., Nicolli F., Ramaciotti L. (2013) The development process of new technology-based firms // International Journal of Entrepreneurship & Innovation Management. Vol. 17. № 4. Р. 352-369.
  31. Storey D.J. (1994) Understanding the Small Business Sector. London: International Thomson Business Press.
  32. Symeonidou N., Bruneel J., Autio E. (2017) Commercialization strategy and internationalization outcomes in technology-based new ventures // Journal of Business Venturing. Vol. 32. № 3. Р. 302-317.
  33. Tan J. (2008) Breaking the "Bamboo Curtain" and the "Glass Ceiling": The Experience of Women Entrepreneurs in High-Tech Industries in an Emerging Market // Journal of Business Ethics. Vol. 80. № 3. Р. 547-564.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».