Academic discipline “personal information culture” as a tool for first-year students adaptation to university study: the experience of the MSIC

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the experience of teaching the academic discipline “Information Culture of Personality” to first-year students at the Moscow State Institute of Culture. This course is taught at most faculties of the Moscow State Institute of Culture to first-year students from September 2023. The paper shows the importance of including this discipline in the program for first-year students, as an effective tool to help higher school students to adapt to an unusual educational environment. The practice-oriented nature of the course, designed to consolidate the theoretical knowledge acquired by students, is also emphasized. The semantic content of practical tasks aimed at students mastering the skills of information search in various electronic scientific libraries and databases, analytical and synthetic processing of information, as well as creating their own information product is revealed.

Full Text

Несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются в настоящее время российские вузы, получение высшего образования в нашей стране для многих молодых людей по-прежнему считается неотъемлемым условием для успешной социализации и возможностью добиться карьерных высот в профессиональной сфере. Миллионы вчерашних школьников стремятся поступить в высшие учебные заведения, при этом не вполне осознавая принципиальной разницы между подходом к обучению в школе и в вузе. Вместе с тем студентам-первокурсникам нередко «тяжело адаптироваться к новой образовательной ситуации, которая востребует новые инструменты мышления, в частности, понятийное мышление, и зачастую именно эта проблема и становится причиной ухода из высших образовательных учебных заведений» [8, с. 172]. В то же время современное общество «ждет специалиста – носителя обобщенных теоретических и методологических знаний, человека, умеющего отбирать и использовать информацию для решения возникающих задач в профессиональной деятельности и нахождения единственно верного их решения» [5, с. 216]. Одной из причин, по которой студентам бывает сложно воспринимать информацию, получаемую ими в процессе обучения в вузе, является то обстоятельство, что в школе перед ними стояли совсем иные задачи – не глубокого осмысления этой информации, а её механического зазубривания. Об этом неоднократно приходилось слышать автору данной статьи от самих студентов-первокурсников. В связи с вышесказанным крайне важно, чтобы в образовательную программу вуза были включены дисциплины, способствующие адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшей школе. Такой учебной дисциплиной является, в частности, дисциплина «Информационная культура личности» (ИКЛ). Данная учебная дисциплина преподается в Московском государственном институте культуры уже более 30 лет: «…в 1992–2010 гг. – на базе факультета менеджмента и социально-информационных технологий, начиная с 2010 г. – на базе Института информационных коммуникаций и библиотек» [9, с. 3–4], а позднее – на базе библиотечно-информационного института.

Существенный вклад в становление информационной культуры – и как отрасли научного знания, и как учебной дисциплины – внес Ю. С. Зубов. «В МГУКИ Ю. С. Зубов долгие годы возглавлял заочный библиотечный факультет, заведовал кафедрой отраслевой библиографии, основал и в течение 15 лет руководил ˂…˃ кафедрой информатизации культуры» [10, с. 111]. Согласно концепции Ю. С. Зубова преподавание информационной культуры в вузе должно «…базироваться на информационном мировоззрении, развитие которого рассматривается не только как элемент профессиональной подготовки специалистов, но и как элемент их профессионального воспитания» [1, с. 2]. Отмеченная концепция не утратила актуальности и в наши дни. Она полностью созвучна подходу Н. И. Гендиной, которая полагает: «В масштабах всей земной цивилизации возникает глобальная проблема своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать её возможности и защищаться от негативных воздействий» [3, с. 55]. Именно поэтому в своей профессиональной деятельности Н. И. Гендина значительное внимание уделяет проблеме информационной подготовки личности. Под её руководством был разработан «комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1–11 классов, учащихся педагогических колледжей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, учителей» [7, с. 114]. С 2022 года Н. И. Гендина возглавляет Центр междисциплинарных исследований культуры во МГИК и совместно с соавтором ряда свои учебных пособий Е. В. Косолаповой [2, 6] с сентября 2023 года преподает в указанном вузе учебную дисциплину «Информационная культура личности» студентам первых курсов библиотечно-информационного факультета, факультета государственной культурной политики, хореографического факультета и факультета музыкального искусства.

Продолжительность обучения составляет один семестр. Несмотря на то, что при разработке концепции курса безусловно, учитывались как концептуальные подходы, сложившиеся во Московском государственном институте культуры относительно рассматриваемой учебной дисциплины, так и солидный опыт преподавания Н. И. Гендиной информационной культуры личности в Кемеровском государственном институтке культуры, в курс было включено несколько существенных инновационных аспектов. Главным таким аспектом стало преобладание практических занятий над лекционными: 62 % от общего числа аудиторного времени, в то время как в предшествующие годы ситуация была обратной – как во МГИК, так и в КЕМГИК. Кроме того ранее ИКЛ, как правило, читалась студентам старших курсов.

Переориентация указанного учебного предмета на студентов первого года обучения обусловлена несколькими факторами. Во-первых, студентам-первокурсникам, ещё не до конца отвыкшим от школьной образовательной системы, подразумевающей регулярное выполнение домашнего задания и контроль преподавателя, проще и понятней на первых порах действовать в привычных рамках. Практические задания в данном случае выступают своеобразной заменой «домашней работы», а их проверка преподавателем и выставление оценки также пока что не выходит за рамки привычной для вчерашних школьников образовательной модели. Во-вторых, сама содержательная сторона практических работ, о которой более подробно будет рассказано ниже, направлена на то, чтобы помочь студентам адаптироваться к новой образовательной среде и научиться воспринимать информацию уже на более высоком уровне научного познания. И, в-третьих, в условиях непрерывного информационного потока важной задачей, стоящей перед студентами, становится не запоминание как можно большего количества полезной и важной информации, а умение грамотно пользоваться этими знаниями в своей учебной и в будущей профессиональной деятельности.

Ещё одной важной особенностью курса «Информационная культура личности» является то, что он подразумевает планомерную командную работу преподавателей. Она заключается не только в проведении лекционных и практических занятий разными педагогами, но и в том, что последним необходимо находиться в постоянном профессиональном взаимодействии друг с другом. Автору данной статьи довелось принять непосредственное участие в этой командной работе в качестве преподавателя, проводящего практические занятия, в то время как с лекционным материалом студентов знакомили Н. И. Гендина и Е. В. Косолапова. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить уважаемых коллег за их наставничество и передачу своего профессионального опыта, крайне важного как для более глубокого осмысления сущности информационной культуры личности, так и для дальнейшей преподавательской деятельности автора этой публикации.

Поскольку, как уже было сказано выше, рассматриваемая учебная дисциплина носит практико-ориентированный характер, особое внимание в командной работе уделялось разработке практических заданий, призванных закрепить полученные студентами теоретические знания. В процессе обучения студенты выполнили в общей сложности 11 практических работ. Эти работы можно условно разделить на 3 блока, первым из которых стал блок, посвященный различным аспектам информационного поиска. В частности, студенты познакомились с работой различных электронных научных библиотек и баз данных, таких как электронная научная библиотека «Elibrary.ru», электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн», справочный сайт «Словари и энциклопедии на Академике», электронная библиотечная система «Лань». В процессе ознакомления со структурой перечисленных информационно-поисковых систем слушатели курса изучили и закрепили на практике алгоритмы адресного, тематического, а также простого и расширенного видов поиска и получили наглядное представление о структуре и назначении электронных библиотечных систем и электронных научных библиотек. Овладение информационно-поисковой деятельностью, умение пользоваться электронными научными библиотеками и находить в них нужные источники – важнейшие навыки, которые должны освоить современные студенты. Ведь знание о том, как и где найти нужную информацию, пригодится студентам при подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов, курсовых, а впоследствии и при написании выпускной квалификационной работы. Также в рамках курса студенты получили представление о рациональном использовании поисковых операторов и особенностях поиска текстовой и изобразительной информации в системе Яндекс.

Следующий блок занятий практического типа был посвящен аналитико-синтетической переработке информации, поскольку «образовательный процесс в вузе предполагает значительный объём работы (как аудиторной, так и самостоятельной) обучающихся с научными и учебными текстами (как письменными, так и устными)» [12, с. 75]. В теоретической части курса «Информационная культура личности» лекторы Н. И. Гендина и Е. В. Косолапова подробно рассказывали студентам об особенностях, структуре и методах формализованного анализа научного текста, раскрывали алгоритм преобразования текста, содержащего стилистически разнородные фрагменты, в научный текст, знакомили слушателей курса с мыслительными приёмами, обеспечивающими продуктивность смыслового чтения и понимания научных текстов. Во время выполнения практических заданий студентам необходимо было, проанализировав научную статью, найти в ней определенную информацию, выявить основные смысловые фрагменты, составить план этой статьи, а также выполнить другие задания, направленные на освоение комплекса интеллектуальных приёмов работы с научным текстом. Существенное внимание было уделено и такой серьезной теме, связанной с анализом и переработкой информации, как критический анализ и алгоритм построения определений. Значимость указанной проблематики обусловлена тем, что «одним из важнейших приёмов интеллектуальной деятельности при изучении любого учебного предмета, любого научного направления является умение правильно определять понятия, (т. е. строить логически верные определения или дефиниции») [4, с 218]. Погружение слушателей курса в заявленную проблематику происходило поступательно. Вначале студенты получали теоретические знания о логических правилах построения определений как разновидности текста и структуре элементов определения. Далее, во время практических занятий, молодым людям нужно было найти ошибку в уже готовых дефинициях, а затем – самостоятельно построить собственное определение.

Задание на самостоятельное составление определений стало переходом от овладения студентами навыка анализа и переработки информации к умению эту информацию генерировать. Создание собственного информационного продукта, заключающегося применительно к студентам в написании ими рефератов, курсовых, эссе, научных текстов и т. д. по факту является самым сложным умением, постижение которого требует больших интеллектуальных и временных затрат. Программа курса «Информационная культура личности» очень обширная, и на неё отводиться лишь один семестр, поэтому научить студентов за такой короткий период писать научные тексты не представляется возможным, однако в процессе выполнения ряда практических заданий у учащихся высшей школы, тем не менее, была возможность освоить приёмы построения связного научного текста. В частности, в одной из практических работ, студентам давалось задание построить связный и логичный текст на тему самостоятельного построения рабочего определения. При этом для слушателей курса был составлен чёткий и понятный алгоритм действий, направленный на овладение студентами различных способов изложения информации и освоение принципа введения цитат в научный текст. На последнем моменте хотелось бы сделать особый акцент, так как ссылка на источники – обязательное условие написания качественной студенческой научной работы, поэтому студентам очень важно научиться подкреплять свои слова более авторитетным мнением.

Одним из наиболее интересных и творческих заданий стало задание, в процессе выполнения которого слушатели курса попробовали себя в качестве создателей собственного информационного продукта. Прежде чем приступить к выполнению столь непростого задания, студенты в теории и на практике знакомились с основными свойствами и структурой веб-текстов, на конкретных примерах изучали структуру новостного текста, получали представление о том, в чём заключается метод «перевернутой пирамиды», самостоятельно осуществляли критический анализ новости. Полученные знания позволили учащимся высшей школы самостоятельно подготовить новостной текст, посвященный изучению ими учебной дисциплины «Информационная культура личности» и содержащий все обязательные структурные элементы веб-текста.

Заключительная тема курса была посвящена критическому анализу студенческих курсовых работ. Заявленная тема по сути является для студентов-первокурсников не просто очень важной, а наиважнейшей. Ведь для того, чтобы «…написать работу с высоким процентом оригинальности, необходимы определенные умения и навыки, которые нужно развивать и формировать, начиная с первого курса…» [11 с. 261]. Погружение в указанную проблематику происходило поступательно: вначале слушатели курса изучали саму структуру курсовой работы, затем учились находить ошибки в этой структуре и анализировать названия глав и параграфов с точки зрения соответствия теме исследования, а далее уже изучали непосредственно алгоритм критического анализа студенческих научных работ. В процессе выполнения практических заданий студенты должны были, познакомившись с текстом конкретных курсовых работ по гуманитарной проблематике, подробно проанализировать их оглавление и все структурные элементы, начиная от введения и заканчивая списком источников. Таким образом, учащиеся высшей школы приобрели многоплановое представление о структуре курсовой работы и научились осуществлять критический анализ последней, что в будущем существенно облегчит им задачу самостоятельного написания курсового исследования.

Относительно методологической стороны проведения практических занятий по дисциплине «Информационная культура личности» хотелось бы отметить, что они проводились, как правило, один раз в неделю по два академических часа в специально оборудованной аудитории, снабжённой интерактивной панелью и персональными компьютерами. На выполнение одной практической работы отводилось два академических часа за исключением заданий по критическому анализу курсовых исследований, на выполнение которых, по причине их трудоемкости, было отведено 4 академических часа. Вначале занятия преподаватель демонстрировал на интерактивной панели саму практическую работу, сопровождая свою демонстрацию подробными пояснениями сути задания и презентационными материалами. Затем студенты приступали к выполнению задания, и далее уже начиналась индивидуальная работа преподавателя со студентами, направленная на то, чтобы каждый слушатель курса, независимо от его общей информационной подготовки и скорости усвоения информации, понял суть заданий и принципы его выполнения. Те студенты, которые не успевали выполнить задания в течение двух академических часов, имели возможность закончить работу дома. Выполненные практические работы размещались в электронной информационной образовательной среде вуза и после проверки педагогом за них выставлялись оценки. Следует также отметить, что в качестве одного из основных обеспечивающих средств, которыми пользовались студенты при выполнении практических работ, выступали учебные пособия Н. И. Гендиной, электронная версия которых была также размещена в электронной информационной образовательной среде.

Завершался курс «Информационная культура личности» зачётом с оценкой, на котором присутствовали как преподаватель, читавший лекции, так и педагог, проводивший практические занятия. Зачёт состоял из трех частей. Первой частью являлось итоговое тестирование на знание основных терминов, изученных в процессе знакомства с отмеченной учебной дисциплиной. Вторая часть представляла собой подробный разбор портфолио каждого студента, которое слушатель курса должен был подготовить перед проведением зачёта. В портфолио студентам необходимо было показать, каким конкретным практическим навыкам они научились в процессе выполнения заданий. В частности, надо было указать, какие справочные и учебные пособия по профилю своей будущей специальности им удалось найти в определенных электронных библиотечных системах, показать, как они умеют строить связный научный текст, самостоятельно строить определения научных понятий и т. д. Все пункты портфолио были составлены с учётом того, чтобы студент уже после завершения обучения смог воспользоваться полученными знаниями в процессе своей дальнейшей учебной деятельности, имея, например, «под рукой» список периодических изданий по направлению будущей специальности. В процессе изучения портфолио слушателю курса указывались ошибки, допущенные им при составлении указанного документа, и давались подробные разъяснения, как избежать этих ошибок в будущем. Третья часть зачёта с оценкой проходила в виде беседы преподавателей и студентов по разделам курса.

 Результаты зачета показали, что наибольших успехов в усвоении курса достигли студенты, обучающиеся по таким направлениям как «Энокультурология» (Факультет государственной культурной политики) и ««Музееология и охрана объектов культурного и природного наследия» (Библиотечно-информационный факультет). Самые низкие показатели были у студентов, обучающихся по направлению «Таможенное дело» (Факультет государственной культурной политики). В целом же большинство учащихся высшей школы сочли курс весьма полезным. В частности, одна из студенток, получающая высшее образование по направлению «Музееология и охрана объектов культурного и природного наследия», в своем портфолио и в личной беседе с преподавателями отметила, что дисциплина «Информационная культура личности» просто необходима ей и ее сокурсникам, поскольку их «будущая профессия непосредственно связана с обработкой и хранением информации». Другая студентка, обучающаяся по направлению «Этнокультурология», подчеркнула, что новые знания, полученные ею при изучении курса универсальны и «нужны каждому жителю современного общества для ясности мышления и грамотной коммуникации».

Таким образом, включение дисциплины «Информационная культура личности» в программу обучения студентов первого курса является действенным инструментом адаптации учащихся высшей школы к непривычной для них образовательной системе. Достигается это в первую очередь благодаря тому, что сам процесс обучения носит сугубо практико-ориентированный характер, поэтапно формируя у студентов их информационную компетентность. Знания, которые молодые люди получают после завершения курса, будут востребованы ими ещё многие и многие годы не только в образовательной, но и в будущей профессиональной деятельности, поскольку умение искать, анализировать и генерировать информацию является в настоящее время одним из условий эффективного функционирования личности в непрерывном информационном потоке.

×

About the authors

Maria A. Mazuritskaya

Moscow State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: Mazuritskaya@yandex.ru

CSc in Cultural Studies, Senior, Lecturer at the Department of Library and Information Sciences

Russian Federation, Khimki, Moscow region

References

  1. Астахова Л. В., Кадырова Э. А. Библиотечно-информационное образование в контексте идей Ю. С. Зубова // Культура: теория и практика. 2019. № 6(33). С. 2.
  2. Гендина Н. И., Косолапова Е. В., Рябцева Л. Н. Информационная культура личности: технология продуктивной интеллектуальной работы с информацией в условиях интернет-среды: учебное пособие для студентов вузов культуры. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2020. Том 1. 357 с.
  3. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. 2005. № 1. С. 55–62.
  4. Гендина Н. И., Косолапова Е.В., Рябцева Л.Н. Медийно-информационная грамотность и информационная культура библиотечно-информационных специалистов в условиях цифровой среды: учебное пособие. Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. 512 c.
  5. Железовская Г. И., Исайкина М. А., Недогреева Н. Г. Понятийное диалектическое мышление студентов: методологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, № 2. С. 216–220.
  6. Информационная культура музеолога: учебник для студентов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация (степень): бакалавр / Н. И. Гендина, Д. Д. Родионова, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева. Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2022. 227 с.
  7. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Выдающийся ученый и педагог. К юбилею Н. И. Гендиной // Библиосфера. 2013. № 2. С. 112 – 117.
  8. Кривошеева Д. А. Цоцко А. В., Волкова Е. С. Адаптация первокурсников к новым инструментам мышления как фактор успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе // Интеграционные процессы в системе дошкольного и начального образования: проблемы воспитания и обучения: Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2022. С. 171–179.
  9. Лопатина Н. В. Современная информационная культура и информационные войны // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2014. № 7. С. 1–4.
  10. Лопатина Н. В. Теоретическое наследие Ю. С. Зубова в информационной культурологии: вчера и сегодня // Библиосфера. 2014. № 2. С. 111–115.
  11. Хованская Т. В. Методические подходы к формированию навыка подготовки оригинальных текстов у студентов при написании учебных работ // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 258–263.
  12. Шарко М. И. Переработка текста как прием организации учебной деятельности: роль, условия эффективности // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2018. № 3(3). С. 74–85.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».