Мониторинг образовательных программ библиотечно-информационной направленности в условиях изменений нормативно-правового регулирования
- Авторы: Мутьев В.А.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 184-190
- Раздел: БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1997-0803/article/view/267842
- DOI: https://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-1117-184-190
- ID: 267842
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приведены результаты многоаспектного мониторинга программ библиотечно-информационной направленности в контексте актуальных изменений нормативно-правового регулирования, связанных с утверждением профессионального стандарта и разработкой ФГОС 4 и со структурными трансформациями, происходящими как на уровне социальных институтов, так и на микроуровне человеческих взаимодействий – межличностных и внутригрупповых. Проведен анализ общественных и профессиональных требований, предъявляемых к современным библиотечно-информационным специалистам. По результатам исследования выявлены тенденции, которые будут оказывать влияние на библиотечно-информационную отрасль в среднесрочной перспективе: сетевизация коммуникаций при сохранении институциональной организации труда, усиление аналитической и исследовательской функций библиотечно-информационных специалистов, единовременный рост роли технологических, общегуманитарных и надпрофессиональных компетенций. Сформулированы актуальные вызовы и задачи, стоящие перед вузовским сообществом в настоящее время.
Полный текст
Современный этап развития библиотечно-информационной деятельности во всем мире сопряжен с непрерывными трансформациями, происходящими как на институциональном уровне, так и в ежедневных практиках межличностного взаимодействия и символического обмена. Постоянные изменения, ставшие частью нормы, в значительной мере связаны с эволюцией информационных и медиа-технологий, а также – способов создания, распространения и сохранения идей посредством текст-опосредованной коммуникации. Это обуславливает необходимость постоянного мониторинга и осмысления, с одной стороны, нормативных задач, зафиксированных в правовых актах национального и международного уровня, а с другой – профессиональных и общественных требований, находящих отражение в докладах и отчетах профессиональных ассоциаций, научных исследованиях, динамике содержания реализуемых образовательных программ.
В связи с этим с 2017 года в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) проводится многоуровневый мониторинг, который включает в себя анализ нормативно-правового регулирования библиотечно-информационной сферы, библиотечно-информационных и книговедческих образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом [6, 10], а также – деятельностиМеждународной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Российской библиотечной ассоциации (РБА), Американской библиотечной ассоциации (АБА).
Методика проведения мониторинга является полипараметрической и зависит от специфики анализируемого массива данных. В части, касающейся нормативно-правовых актов, осуществляется систематическое слежение за актуальными документами, фиксирующими стратегические направления развития библиотечно-информационной практики и образования, после чего производится их неформализованный анализ. К ключевым документам, проанализированным в рамках настоящего исследования, относятся «Стратегия развития библиотечного дела в РФ на период до 2030 года» и план мероприятий по ее реализации, профстандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности», а также проект ФГОС 4 УГСН 45.00.00 Культурология и социокультурные практики. В части, касающейся мониторинга отечественных образовательных программ, нами отобраны 17 вузов, реализующих программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (АГИК, АГИКИ, БГИКИ, ВСГИК, КазГИК, КемГИК, КГИК, МГИК, МГЛУ, ОГИК, ПГИК, СГИК, СПбГИК, ТГИК, ТГУ им. Г.Р. Державина, ХГИК, ЧГИК).Проанализирована номенклатура дисциплин учебных планов и аннотации к ним. В части, касающейся зарубежных образовательных программ, нами использованы международные рейтинги университетов – Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities, ARWU) и Мировой рейтинг университетов QS (QS World University Rankings). В каждом из рейтингов выбрана тематика программы – «библиотечно-информационная деятельность» («library and information science»), отобраны топ-5 североамериканских вузов и топ-5 вузов за пределами Северной Америки, попавших в оба рейтинга более двух раз в период 2018–2022 гг.[1], после чего осуществлен поаспектный анализ описаний образовательных программ и контент-анализ аннотаций учебных дисциплин, входящих в структуру этих программ.
Главной целевой установкой проводимого исследования является идентификация и формулировка тенденций, отражающих динамику социальных ожиданий, лежащих в основе трансформаций содержания образовательных программ, модификаций их структуры и конъюнктурных переименований учебных дисциплин. Конкретный научно-практический результат данной работы состоит в постановке задач, требующих первостепенного решения в области библиотечно-информационного образования как на уровне стратегического видения (направленность программ), так и на уровне тактических действий (актуализация рабочих программ, фондов оценочных средств и т. д.).
Главным трендом, предопределяющим развитие как библиотечно-библиографической практики, так и высшей школы, является цифровизация коммуникационного пространства [3]. Необходимо подчеркнуть, что повсеместное внедрение технических новшеств, средств автоматизации и мгновенного обмена данными интересно, в первую очередь, не само по себе, а в качестве драйвера общественных изменений. Поскольку цифровое пространство – это не дополненная реальность, а новая социальная среда, полноценное продолжение настоящего, физического окружения человека.
Цифровизация оказывает влияние на разрушение традиционных иерархических связей и порождает феномен власти сетевых структур, являющихся предметом глубокого ретроспективного анализа М. Кастельса [2]. Основа такого цифросетевого общества – не остов или каркас, а совокупность связей и возможности оперативного переключения между ними. При этом, несмотря на повсеместную сетевизацию, общество остается (и, вероятно, останется) институционализированным, но точка входа в публичное пространство стала универсально доступной и для индивидуальных акторов. Поэтому одной из ключевых педагогических задач становится изучение возможностей распределенного медиапространства и проектирование социально-культурных установок, ориентированных на «развитие личности в её наилучших способностях и дарованиях» [11, с. 100].
Аналогичные процессы происходят и в библиотечно-информационной деятельности. Базовые профессиональные знания, умения и навыки не исчезают, но приобретают очертания не конечной цели, а инструмента построения динамичных и адаптивных моделей социального взаимодействия между авторами, читателями, институтами и обществом в целом. Библиотечно-информационный специалист не только посредник между субъектами коммуникации, но и аналитик, исследователь, учитель, куратор. Мы это можем видеть в наименованиях новых, появляющихся профессиональных ролей, таких как «Цифровой посредник», «Куратор контента», «Библиотекарь по управлению исследовательскими данными», «Библиограф 5D», «Информационный куратор», «Инфостилист», «Фактчекер», «Edutainment-продюсер», «Издатель интерактивных книг» [9].
Такое положение дел существенно повышает требования к профессии, накладывает дополнительную ответственность и создает предпосылки для не ограниченного ни временем, ни местом онлайн-пространства библиотечно-информационного обслуживания. В этом контексте логично обратиться к провидческому тезису канадского коммуникативиста М. Маклюэна, писавшего, что «все электрические устройства – вовсе не средства экономии труда, а новые формы работы» [5, c. 190]. В связи с этим «переход к дистанционным способам осуществления трудовой деятельности увеличивает не время отдыха, но погруженность в корпоративные процессы» [7, c. 10].
Библиотечно-информационные продукты и услуги теперь представляют собой не конец производственной цепи, а ее новое начало, за которым следует постоянный анализ и реактуализация тематических справок, библиографических рекомендаций, путеводителей по ресурсам с учетом вновь появляющихся данных, а кроме того – их верификация и адаптация для различных групп пользователей. Соответственно, библиотечно-библиографическая деятельность представляет собой постоянный аналитический, творческий и чрезвычайно ресурсозатратный процесс с элементами научно-исследовательской работы.
Усиление аналитической, оценочной, исследовательской функций библиотечно-информационных учреждений представляется долгосрочным и необратимым трендом. В этой связи возникает потребность в знаниях, связанных с методологией информационного анализа, способами предупреждения кризисных ситуаций в цифровой коммуникационной среде. Особую актуальность приобретают такие направления библиотечно-библиографической деятельности, как медиа и новостная грамотность, которой уделяется особое внимание в рамках секции по изучению новостных медиа ИФЛА (IFLA News Media Section).
Наряду с этим возрастает роль технологических компетенций [4]. Экспоненциально увеличивающийся объем информации требует более совершенных методов ее обработки, поиска и предоставления пользователям. В настоящее время специалисты говорят о «возможности интегрированного поиска по всем ресурсам библиотеки или библиотечного консорциума» [1, c. 55] как актуальной профессиональной задаче, однако в ближайшее время от библиотек будут ожидать не только интегрированного поиска, но и автоматизированного интеллектуального анализа текстовых данных, их извлечения, обработки и представления во множестве различных визуальных форм.
Таким образом технологическая компетентность приобретает очертания функциональной грамотности. Подобно тому как без знания алфавита невозможно читать и писать, отсутствие навыков работы в различных программно-технологических средах существенно ограничит возможности реализации части трудовых функций, в том числе отраженных в профстандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [8] (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 527н).
Подчеркнем – технологические компетенции являются обязательным, но инструментальным уровнем осуществления профессиональной деятельности. Внедрять новые технологии совершенно необходимо, но это лишь первый, базовый, функциональный уровень решения библиотечно-информационных задач. Следует говорить и о втором уровне – сущностном, к которому, с нашей точки зрения, относятся, в первую очередь, широкая общегуманитарная подготовка и надпрофессиональные компетенции. Именно они образуют конкурентное преимущество библиотечно-информационных специалистов в мире, в котором решение простых задач будет перепоручено чат-ботам и системам искусственного интеллекта.
Американская исследовательница Л. Федерер [12] и Р. С. Гиляровский в одном из недавних своих докладов[2] на совершенно разном эмпирическом материале приходят к схожим выводам. Метакомпетенции и гуманитарные знания становятся актуальными как никогда, если мы хотим создать комфортную цифровую среду, делегировав ей часть социальных функций и собственные виртуальные репрезентации.
Подведем предварительные итоги. В качестве ключевых тенденций, которые будут оказывать влияние на библиотечно-информационную деятельность в краткосрочной и среднесрочной перспективе, нами обозначеныследующие:
- расширение цифрового пространства коммуникационного взаимодействия,
- рост объема открытых данных и внедрение новых методов их обработки,
- появление новых профессиональных ролей,
- переход технологической компетентности из области специальных навыков на базовый, инструментальный уровень осуществления библиотечно-информационной деятельности,
- перенос отдельных аспектов жизнедеятельности в виртуальную неиерархичную среду, в которой сосуществуют реальные, анонимные и медиатизированные (фейковые) пользователи.
Эти тенденции предопределяют социальные ожидания и требования, предъявляемые к библиотечной практике и подготовке кадров. Среди них –персонализация информационных услуг, все большая интеграция и вовлеченность библиотек в деятельность локальных сообществ и, пожалуй, главное – усиление оценочной и аналитической функций работников библиотек.
В этих условиях часто бытующее представление об изучении читателей и читательских интересов как о сугубо прикладной проблеме, решение которой призвано максимально полно удовлетворить информационные запросы пользователей, также требует переосмысления. Изучение читателя – это задача не только практико-ориентированная, но и социальная, философская, культурологическая и, конечно, книговедческая. Современные специалисты библиотечно-информационной деятельности должны уметь моделировать коммуникативные ситуации для различных социально-демографических групп, обладающих разными навыками, опытом, а также практиками создания и потребления контента. Поэтому количество задач, связанных с анализом внутренней и внешней коммуникативной обстановки, верификацией данных, фактчекингом, будет все время возрастать.
Цифровые аборигены и цифровые иммигранты уже сейчас находятся в принципиально разных позициях с точки зрения получения и интерпретации информации. Насущной задачей становится осмысление процессов, происходящих в информационной сфере, что требует больших усилий при подготовке и переподготовке кадров для библиотек и высших образовательных учреждений, потому как новые читатели ожидают новых форм взаимодействия.
Какие выводы, вызовы и задачи с точки зрения подготовки и переподготовки библиотечно-информационных специалистов мы можем сделать? Принципиально важным в современных условиях представляется обмен опытом, технологиями, знаниями, поскольку каждая социально-культурная среда, обладая своими региональными и историческими особенностями порождает уникальное пространство коммуникационного обмена и особые практики как педагогической, так и практической деятельности. В связи с этим критически значим непосредственный контакт и поддержка мобильности теоретиков, практиков, педагогов, студентов. Погружение в профессиональную сферу в контексте высокодифференцированного и, вместе с тем, глобализирующегося информационного пространства позволит сформировать более полную и сложную картину мира, наметить пути разработки необходимых методик и технологий работы. Тесно сопряженной с мобильностью является задача развития лингвистических компетенций и поддержка лингвокультурного разнообразия в библиотечно-информационной сфере.
Кроме того, совершенно очевидной становится невозможность подготовки библиотекаря-универсала.Задачи, стоящие перед научными библиотеками и связанные с наукометрическими расчетами, построением прогнозных моделей на основе анализа документального потока, и задачи общедоступных библиотек по поддержке местных сообществ, превращению пространства в инклюзивную толерантную среду для межличностного и межнационального общения имеют сущностно разную природу, лежащую в их основе. Следовательно, необходимо говорить о дифференциации профильных направлений подготовки, об усилении блока технологических дисциплин при сохранении средообразующей, культуроцентричной роли высшего библиотечно-информационного образования. Чрезмерное увлечение дистанционными, модульными, ситуативными технологиями обучения может привести к сложно прогнозируемым последствиям и усилить уже и так имеющиеся риски цифровизации.
Чрезвычайно важно при разработке нового образовательного стандарта (ФГОС 4) лоббировать включение библиотечно-информационных аспектов в универсальные и базовые компетенции, например, информационной культуры, медиаграмотности, мировых информационных ресурсов, библиометрии и др. В проекте ФГОС 4 предполагается, что универсальные компетенции будут формироваться на всех программах одного уровня образования (бакалавриата, магистратуры), а базовые – на всех программах, реализуемых в рамках одной укрупненной группы специальностей и направлений.
Наряду с этим существует потребность в усилении социальной и медийной активности образовательных организаций, а также – в обеспечении систематического участия профессорско-преподавательского состава в деятельности профессиональных ассоциаций. Положительным фактором остается активная включенность российских специалистов в работу секций ИФЛА (детских и юношеских библиотек, по библиографии, по образованию и подготовке кадров, по изучению новостных медиа и др.), которая позволяет эффективно презентовать достижения российской библиотечно-информационной школы, получать доступ к актуальным статистическим и исследовательским данным и апробировать различные педагогические методики.
Существующие вызовы требуют коллективных усилий, корпоративной солидарности и повышения эффективности взаимодействия вузовского сообщества и библиотечно-информационных учреждений как на национальном, так и на международном уровнях разработки вопросов книжно-библиотечной политики.
[1] Амстердамский университет (University of Amsterdam), Наньянский технологический университет (Nanyang Technological University), Лёвенский католический университет (KU Leuven), Университет Шеффилда (The University of Sheffi eld), Копенгагенский университет (University of Copenhagen), Индианский университет в Блумингтоне (Indiana University Bloomington), Вашингтонский университет (University of Washington), Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл (University of North Carolina at Chapel Hill), Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн (University of Illinois at Urbana-Champaign), Университет Британской Колумбии (University of British Columbia).
[2] Доклад «О содержании высшего библиотечно-информационного образования в цифровую эпоху» был представлен в рамках XVIII всероссийской с международным участием научно-методической конференции памяти В.А. Минкиной, 23–24 марта 2023 г., СПбГИК, Санкт-Петербург.
Об авторах
Виктор Алексеевич Мутьев
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: victor.mutyev@gmail.com
кандидат педагогических наук, проректор по научной и творческой работе, доцент кафедры медиалогии и литературы, секретарь секции ИФЛА «Новостные медиа», 2023–2025
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Брежнева В. В., Шукшин С. И. Формирование цифровых компетенций будущих сотрудников библиотечно-информационных учреждений // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 4. С. 55–61.
- Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н.М. Тылевич, А.А. Архиповой, под науч. ред. А. И. Черных. 2-е изд., доп. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 591 с.
- Кудрина Е. Л., Матвеева Н. С. Непрерывное библиотечно-информационное образование в эпоху цифровой трансформации // Библиотековедение. 2021. Том 70. № 3. С. 321–330.
- Лопатина Н. В., Алтухова Г. А., Бонч-Бруевич С. В. Педагогическое мастерство в структуре цифровых форматов образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5. С. 170–179.
- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. 2-е изд. Москва: Гиперборея: Кучково поле, 2007. 462 с.
- Мутьев В. А. Книговедческие образовательные программы и учебные дисциплины в зарубежных вузах // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. Т. 220. С. 37–47.
- Мутьев В. А., Эльяшевич Д. А. Теория медиа М. Маклюэна и современный книговедческий дискурс: точки пересечения // Библиосфера. 2021. № 4. С. 3–13.
- Профессиональный стандарт "Специалист по библиотечно-информационной деятельности": утв. приказом М-ва труда и социал. защиты Рос. Федерации от 14 сент. 2022 г. № 527н // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210140007
- Редькина Н. С. «Надпрофессиональные» навыки и профессиональные знания библиотечного специалиста: требования времени // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 6. С. 647–658.
- Эльяшевич Д. А., Мутьев В. А. Магистерский учебник по книговедению: основные проблемы и перспективы подготовки // Библиосфера. 2022. № 3. С. 5–16.
- Ярошенко Н. Н.Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследований // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5. С. 92–101.
- Federer L. Defining data librarianship: a survey of competencies, skills, and training // Journal of the medical library association. 2018. Vol. 106, № 3. P. 294–303.
Дополнительные файлы



