Военно-мемориальное наследие в условиях использования цифровых технологий (на примере Кемеровской области – Кузбасса)
- Авторы: Сильев В.Н.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный институт культуры
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 200-209
- Раздел: МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1997-0803/article/view/267845
- DOI: https://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-1117-200-209
- ID: 267845
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приведен краткий обзор эффективных методов повышения аттрактивности военно-мемориального наследия, которые применяются в Кемеровской области – Кузбассе, перечисляются их достоинства и недостатки. Анализируется возможность применения технологии дополненной реальности на экспозициях музеев, где представлены выставочные экспозиции по военно-мемориальной тематике, и делается вывод, что данная технология может быть успешно использована для усиления визуальной привлекательности и информативности, перевода этого пласта наследия в разряд актуального. В то же время автор делает акцент на то, что виртуальный образ может подменить собой реальный объект. Соответственно, необходимо дальнейшее теоретическое осмысление проблемы и поиск приемов, позволяющих применять технологии дополненной реальности для актуализации военно-мемориального наследия без угрозы его девальвации.
Полный текст
На текущем этапе развития общества идет активная интеграция исторического наследия в современную социокультурную среду. При этом актуализация наследия осуществляется с ориентацией на усиление его аттрактивности для массового посетителя. Это ведет к поверхностному восприятию объектов наследия и затруднению трансляции культурных кодов. Данная проблема требует применения социокультурных практик для поиска путей обретения гармоничного решения и эффективного включения культурного наследия в музеи и учреждения музейного типа. Особое значение, на наш взгляд, имеет военно-мемориальное наследие и его включение в активную зону культурной политики России для решения серьезных и системных проблем воспитания и сохранения исторической памяти нашего народа.
В нашей стране патриотизм играет важную роль в сохранении российской духовности и является форвардным направлением, призванным защитить свою культуру от внешних влияний на самосознание нации.
Сегодня ученые используют разные трактовки понятия, характеризующие военно-мемориальное наследие. Для визуализации исторической памяти значимой концепцией стало описание А. Мегилла, где он интерпретирует историческую память как сочетание воспоминаний участников исторических событий, сохраняющихся в культурных нарративах [12].
В рамках проводимого исследования (для понимания, что такое «военно-мемориальное наследие») проанализированы работы таких культурологов, как П. С. Гуревич [3], С. Н. Иконникова [4], М. С. Каган [6] и Л. Н. Коган [7].
М. С. Каган определяет культуру как «социальную наследственность человечества», а Л. Н. Коган – как «совокупность ценностей, сохраненных в памятниках». Таким образом, сопоставив данные понятия, военно-мемориальное наследие можно интерпретировать как совокупность ценностей, которые передаются и сохраняются от поколения к поколению.
В тоже время, основываясь на подходах Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, исследовавших культуру с помощью семиотического подхода, можно предположить, что данная методология позволяет воспринимать военно-мемориальное наследие как набор культурных текстов, что является особым способом сохранения и передачи социального опыта [11]. Таким образом, эти работы показывают, что важно изучать культуру через ее конкретные проявления, а не только как абстрактные понятия.
А. Эрль исследует культуру воспоминаний и выделяет три ее измерения: социальное (люди, сохраняющие память), материальное (объекты памяти, такие как мемориалы и монументы) и ментальное (символическое выражение культуры воспоминаний) [15].
В работе В. А. Рубина рассматривается военно-мемориальное наследие как совокупность архитектурных и скульптурных сооружений, посвященных военнослужащим [14]. Резюмируя, отметим, что все эти подходы работают на сохранение памяти о событиях и участниках военной истории, которые имеют особую ценность для современной культуры.
В научной литературе и правоприменительной практике на текущий момент не существует четкого определения понятия «военно-мемориальное наследие», что особо подчеркивает в своих трудах Т. С. Курьянова, называя данную ситуацию парадоксальной [10]. Термины «военно-историческое», «мемориальное» и, следовательно, «военно-мемориальное» широко используются в соответствующих контекстах, но не имеют четкого научного определения.
Именно такая ситуация обусловила необходимость разработки определения данной категории. Таким образом, в контексте данного исследования под военно-мемориальным наследием понимается совокупность мест памяти о защитниках Отечества, событиях, предметах, традициях, легендах, архитектурных сооружениях, мемориалах, установленных в целях сохранения памяти о событиях и участниках военной истории, которые напоминают о прошлом и придают смысл настоящему.
Военно-мемориальное наследие выполняет функцию удовлетворения потребностей общества в создании систематизированного представления о прошлом, особенно в переходный период – от доминирования памяти отдельных социальных групп к национальной памяти. Проводником для этого становиться современный музей. Он является местом, где люди взаимодействуют с артефактами героического прошлого защитников Отечества. Хотя классические музейные экспозиции способствуют формированию ценностного отношения к наследию, фрагментация, устаревшая и низкая визуальная привлекательность массовых военно-мемориальных материалов делают их неинтересными для широкой аудитории. Музейному сообществу предстоит найти новые эффективные методы и инструменты актуализации военно-мемориального наследия. Многие российские музеи пришли к осознанию необходимости применения новых подходов к организации экспозиций и справляются с существующей ситуацией путем разработки новых подходов и концепций в создании экспозиций [1]. Например, концепция выставки, где демонстрируется процесс поиска и исследования отдельных археологических памятников или культурных явлений, а посетители вовлекаются в историческое «расследование», также рассматриваются «эмоционально-интуитивные» экспозиции, где можно погрузиться в особую музейную обстановку и углубиться в контемпляцию отдельных предметов, и множество других идей [10]. Однако на практике эти идеи редко воплощаются из-за финансовых и организационных сложностей, связанных с необходимостью глобальной перестройки уже существующих постоянных экспозиций музея. Еще одной трудностью является использование этих методов в области военно-мемориального наследия на уровне отдельных регионов и муниципалитетов. В этой связи приходиться искать новые возможности воплощения идей в практическую деятельность. Однако есть и положительные примеры.
Современная музейная сеть Кемеровской области включает 43 муниципальных и государственных музея (данные на 1 января 2023 года) [5]. Самая многочисленная группа в Кузбассе – историко-краеведческие музеи (26 музеев). Отметим, что все музеи ведут активную деятельность по сохранению и популяризации военно-мемориального наследия.
Одним из таких новых символических памятников стал мемориальный комплекс «Героям-сибирякам», в который вошли пилоны с перечислением в алфавитном порядке 2 916 сибиряков – Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, Героев России. На стилобатах, каменных плитах у подножия пилонов, указаны и названия воинских формирований Сибири, военных госпиталей и сибирских заводов, которые работали на фронт. На гранитной двери, ведущей внутрь кургана, вписаны золотыми буквами все великие сражения Великой Отечественной войны, в которых принимали участие сибиряки. Центром мемориального комплекса стал монумент «Воину-Освободителю», который является копией памятника советскому солдату в Трептов-парке г. Берлина и связана с жителем Кузбасса – Николаем Масаловым, вернувшимся после войны на родину и прожившим до конца жизни в поселке Тяжин Кемеровской области – Кузбасса. Его подвиг лег в основу сюжета монумента, когда он, будучи знаменосцем, увидел маленькую немецкую девочку под обстрелом и вынес ее из-под огня. Открытие данного монумента стало значимым событием в культурной жизни региона. Сегодня реплика части великого триптиха стала центром патриотического воспитания в Кузбассе.
Продолжая это направление, в том числе для того, чтобы повысить интерес у жителей Кузбасса к военно-мемориальному наследию региона, на базе МБОУ «Гимназия № 1» (г. Кемерово) при поддержке ВПП «Единая Россия» с 2018 года реализуется региональный историко-патриотический проект «Кузбассовцы – незабытые герои». В рамках проекта привлекается помощь музеям Кузбасса в деле сохранения и ретрансляции исторической памяти о защитниках Отечества силами современной молодежи. Благодаря сподвижникам проекта из числа учащихся, педагогов и поддержке активистов партии «Единая Россия» был создан «#Десант_Победы_75» – отряд из молодых добровольцев, которые выезжают на территории региона и, согласовав с родственниками, анализируют состояние мест захоронений героев Великой Отечественной войны, приводят их в порядок. При содействии Военного комиссариата Кемеровской области – Кузбасса было установлено, что из участников войны на территории региона захоронены – 37 героев СССР, 33 полных кавалера ордена Славы. По необходимости проводилась замена памятников, которые не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 1994 года [13].
Таким образом, в качестве первого этапа проекта на территории Кузбасса было подробно изучено состояние каждого места захоронения героев СССР. Открыты выставочные экспозиции в образовательных и культурных учреждениях муниципалитетов. Количество членов команды проекта возросло с 5 до 35 человек. В состав команды на добровольной основе вошли школьники старших классов, студенты, волонтеры, педагоги и молодые специалисты. Партнерами проекта стали следующие организации: Законодательное Собрание Кемеровской области – Кузбасса, Министерство обороны РФ, Молодежный парламент Кузбасса, Кемеровский государственный институт культуры, Государственная научная библиотека Кузбасса им. В. Д. Федорова, Государственный архив Кузбасса, Кузбасский областной и Новокузнецкий городской краеведческие музеи и др.
По мере того как активисты занимались реализацией проекта, изучением биографии того или иного героя-земляка, а также – событий, происходивших в истории нашей страны, стало очевидно, что ограничивать деятельность волонтёрского отряда героями СССР было бы неправильно. Поэтому активистами и сподвижниками проекта был создан ресурс «Незабытые-герои.рф» [9] (рис. 1).
Рисунок 1. Главная страница ресурса «Незабытые-герои.рф», созданного в рамках регионального историко-патриотического проекта «Кузбассовцы – незабытые герои»
Fig. 1. The main page of the resource nazabytye-geroi.rf (unforgotten-heroes) created as part of the regional historical and patriotic project “Kuzbass citizens – Unforgotten Heroes”
В создании первоначальной версии ресурса активное участие приняли студенты кафедр музейного дела и технологии автоматизированной обработки информации и систематизации Кемеровского государственного института культуры. Ресурс постоянно пополняется новыми материалами – биографиями, копиями документов о наградах и иной информацией. На данный момент содержатся материалы о 238 героях СССР, 53 полных кавалерах ордена Славы, 67 участниках Парада Победы 1945 года, 2 героях-космонавтах, 18 героях РФ, участниках Русско-японской и Первой мировой войн, а также он включает более 500 имен героев труда из Кузбасса. В декабре 2021 года была обнаружена, изучена, обработана и опубликована информация о 6 участниках Отечественной войны 1812 года – уроженцах территории региона (рис. 2).
Рисунок 2. Указатель по территориальной принадлежности героев на карте Кузбасса. Справа – поисковая строка по событиям и героям
Fig. 2. Index on the territorial affiliation of the heroes on the map of Kuzbass. On the right, there is a search bar for events and heroes
В течение 2023 года активисты и сподвижники проекта приступили к освоению AR-сервисов «оживляющих» фотографий с дополненной реальностью. Основная задача заключалась в использовании визуальных материалов, размещенных на ресурсе Незабытые-герои.рф в выставочных экспозициях в рамках проекта. Изображения проходят графическую обработку по «оживлению» фотографий и иных изображений с помощью конструктора нейронных сетей (машинное обучение). В качестве исходной площадки для работы с нейронными сетями используется онлайн-конструктор прикладной математики Primat.org. Это информационный ресурс для студентов, преподавателей, специалистов в области математики, прикладной математики и программирования (рис. 3).
Рисунок 3. Нейронное программирование (машинная тренировка) по колоризации портретной фотографии героя Русско-японской войны 1904–1905 гг. И. П. Сырельщикова через онлайн-конструктор прикладной математики Primat.org
Fig 3. Neural network programming (aging) for colorization of a portrait photograph, the case of a hero of the Russian-Japanese War of 1904–1905 I. P. Syrelshchikov using the Primat.org online applied mathematics design kit
Данная платформа является общедоступной и бесплатной и может использоваться для изучения и практики. Благодаря изучению подходов к работе с нейронной сетью, активистами проекта создаются алгоритмы, позволяющие не только колоризировать цифровые копии старых фотографий, но и приводить в движение статичные исторические фотографии и картинки (рис. 4).
Рисунок 4. Нейронное программирование (машинная тренировка) по движению изображения портретной фотографии героя Русско-японской войны 1904–1905 гг. И. П. Сырельщикова через онлайн-конструктор прикладной математики Primat.org
Fig 4. Neural network programming (aging) for image motion of a portrait photograph, the case of a hero of the Russian-Japanese War of 1904–1905 I. P. Syrelshchikov using the Primat.org online applied mathematics design kit
Таким образом, мы получаем исходные данные разной временной продолжительности, которые можем конвертировать в любой формат – MP4, MOB, AVI и т. д. Данный медиафайл можно использовать в качестве инструмента по созданию дополненной реальности к выставочной экспозиции.
Справедливо возникают вопросы. Каким образом можно создавать интерактивные выставочные экспозиции, если выставки уже есть в музее? Как пользователь может увидеть технологии дополненной реальности в действии?
Сегодня имеются отечественные онлайн-платформы по «оживлению» изображений. Среди них можно назвать Cutout.pro, HitPaw.ru, Stories-AR.com. Данные платформы, в частности Stories-AR.com, предоставляют возможность прикреплять к определенным изображениям медиаматериал. Приложение работает без скачивания, что очень удобно для посетителей выставочной экспозиции. Посетитель наводит камеру своего устройства (смартфон, планшет) на сгенерированный QR-код и проходит по ссылке, где на устройстве откроется мини-приложение. В этом режиме пользователь «оживляет» любые изображения и использует возможность аудиодорожек, которые заранее загружены на сервер.
Данные инструменты достаточно удобны и не требуют больших финансовых ресурсов, чтобы применять технологии дополненной реальности в военно-мемориальных выставочных экспозициях, которые уже существуют в музейных учреждениях и школьных музеях Кузбасса. Более того, подобные AR-технологии позволяют существенно насытить выставки тех музейных учреждений, у которых ограничено пространство, невысокий музейный фонд и нехватка технического оборудования для более дорогостоящих AR-выставок.
В качестве примера использования AR-технологий в военно-мемориальной выставочной экспозиции была взята за основу выставка «Герои Отечества» в школьном музее МБОУ «Гимназия № 1» (г. Кемерово). Выставка была открыта в сентябре 2022 года и на первоначальном этапе не подразумевала использования технологий дополненной реальности.
Было проведено исследование, направленное на поиск причины низкого посещения данной выставки в школьном музее МБОУ «Гимназия № 1». Для этого было проведено 8 фокус-групп среди обучающихся с целью изучения их отношения к школьному музею и разработки практических рекомендаций для повышения их интереса. Результаты проведенных исследований фокус-групп позволяют сформулировать 5 ключевых выводов, характеризующих отношение обучающихся к школьному музею.
- Посещаемость выставки школьного музея МБОУ «Гимназия № 1» учащимися достаточно низкая. Наиболее распространенные ответы: «Нет, я не был в музее», «Был только один раз». У школьников сложилось деформированное представление о музее. В их понимании музей – это хранилище старых экспонатов, на которые нет желания смотреть еще раз. Такое мнение разделяют 95% респондентов. Стоит отметить, что 80% респондентов заинтересованы посещать школьный музей, который «идет в ногу со временем», использует цифровые технологии в своей деятельности.
- Знание истории героев России, Кемерова, Кузбасса – 73% респондентов оценили свой уровень в целом ниже среднего. При этом 67% отметили, что хотели бы повысить свой уровень знаний по краеведению через современную активную работу школьного музея.
- Низкая мотивация активистов школьного музея. Большинству из них просто не интересен музей в том формате, в котором он сейчас существует. Из 15 активистов данную позицию разделяют 14. Однако активисты солидарны с мнением остальных обучающихся, что школьному музею необходимо использовать современные технологии в своей деятельности. В частности, активисты видят необходимость в использовании AR-/VR-технологий, которые позволят существенно преобразить выставочные экспозиции и в целом весь музей. Данную позицию разделяют все активисты музея, и все они имеют свои идеи по созданию цифровых выставочных экспозиций, проведению квестов и мастер-классов для посетителей.
На основании полученных данных была предпринята попытка использования технологий дополненной реальности на выставке «Герои Отечества» школьного музея. Каждое изображение и элемент выставки прошел фотофиксацию и последующую обработку через нейронное программирование, медиафайлы загружены на сервис-платформу для последующего воспроизведения. Был сгенерирован QR-код, позволяющий посетителям (педагогам и обучающимся МБОУ «Гимназия № 1») использовать смартфон или планшет и приводить в движение изображения выставки (рис. 5).
Рисунок 5. Опытный образец по использованию AR-технологии в военно-мемориальной экспозиции
Fig. 5. A prototype illustrating the application of AR technology in the military memorial exposition
Таким образом, с октября по декабрь 2022 года посещаемость выставки школьного музея выросла с 3 до 85% в месяц (с 31 человека до 884). Повысился интерес обучающихся не только к данной технологии, но и к истории о жизни, боевых подвигах героев-кузбассовцев, представленных на выставке.
AR-технологии в военно-мемориальных выставочных экспозициях предлагают новые возможности и привлекают молодую аудиторию, которая хорошо знакома с современными программными продуктами. Внедрение дополненной реальности придает экспозициям интерактивность и улучшает способ восприятия информации. Эти технологии помогают решить несколько проблем в музейной деятельности. Во-первых, они позволяют посетителям детально изучить хрупкие экспонаты, виртуально осматривать их со всех сторон, что не всегда возможно в реальном мире и требует большого пространства. Во-вторых, AR-технологии позволяют показывать 3D-модели объектов, когда сами экспонаты отсутствуют, находятся в хранилищах или недоступны по другим причинам. В-третьих, они «оживляют» экспонаты, добавляя эффекты и создавая подходящую атмосферу, что позволяет посетителям более глубоко погрузиться в ретроспективный мир. Кроме того, AR-технологии предоставляют возможность прикреплять информационные тексты, аудио- и видеофайлы к экспонатам, что особенно полезно при самостоятельном посещении.
В итоге AR-технологии имеют большое значение – как для развлекательной сферы компьютерных игр, так и для серьезных медицинских приборов и исследований, приносящих общественную пользу. Хотя AR-технологии только недавно стали активно развиваться, они являются одной из самых перспективных областей компьютерных технологий из-за всеобщего распространения современных электронных устройств. Внедрение AR-технологий в военно-мемориальные музеи позволит решить несколько задач одновременно: обеспечит комплексный обзор экспонатов без нарушения контекста, создаст связь и взаимодействие между экспонатами и посетителями, добавит интерактивности и гибкости в экспозиции с учетом проводимых мероприятий. Внедрение дополненной реальности в музеи предоставит большие возможности на ограниченном пространстве. Благодаря интересу общества к AR-технологиям, их использование в музейной среде сможет привлечь больше посетителей и улучшить культурно-образовательные и патриотические функции музеев.
В современном обществе информационно-коммуникационные технологии становятся все более значимыми и проникают во все сферы нашей жизни, включая музеи, в том числе и школьные. Использование интерактивных технологий в музейной среде представляет собой перспективное направление развития современных форм актуализации, сохранения, трансляции культурного наследия. И военно-мемориальное наследие не исключение. Одной из таких технологий, которая пользуется быстро растущей популярностью, является дополненная реальность. Применение дополненной реальности позволяет музеям адаптироваться к современным реалиям и совершенствовать взаимодействие с посетителями.
Если говорить об использовании технологии дополненной реальности в военно-мемориальном наследии, то на территории Российской Федерации таких примеров не так много. Среди тех, кто активно использует данные технологии – Музей Победы (г. Москва), Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова (г. Ижевск). Однако многие военно-исторические музеи заинтересованы в использовании AR-технологий в экспозиционно-выставочной деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные заявки в Фонде Президентских грантов и Президентском фонде культурных инициатив. Это объясняется, прежде всего, ужесточением назаконодательном уровне правил хранения и экспонирования стрелкового оружия в музеях и учреждениях музейного типа. И в то же время – желанием создать современные, интегративные выставочные пространства. К сожалению, большинство подобных проектов не обеспечено финансовой поддержкой, особенно это касается муниципальных краеведческих музеев.
Так, например, в отделах и выставках о военно-мемориальном наследии в муниципальных краеведческих музеях Кемеровской области – Кузбасса AR-технологии не используются.
В качестве основных аргументов, объясняющих причины отсутствия подобных технологий, выделяют:
- сложность во внедрении и использовании, так как это требует от сотрудников музея новых знаний в данной области,
- дороговизна технологии и, как следствие, недоступность малым музеям.
Выход из сложившейся ситуации сотрудники музеев видят в необходимости дополнительной государственной поддержки или же заинтересованности и привлечения крупного бизнеса.
Таким образом, создание военно-мемориальной выставочной экспозиции с элементами дополненной реальности является сложным как с технической, так и концептуальной точки зрения. Этот процесс требует выполнения определенных алгоритмов, использования специального оборудования и участия квалифицированных специалистов в области компьютерных и мобильных технологий.
Об авторах
Вячеслав Николаевич Сильев
Кемеровский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: vyacheslavsilev42@gmail.com
соискатель кафедры музейного дела, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 1»
Россия, Kemerovo, Кемеровская область – КузбассСписок литературы
- Андреев В. М. Интерпретативность археологического наследия и его музейная презентация // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-1. С. 195–200.
- Биткин В. В. Дополненная реальность, ее виды и инструменты создания // Скиф. 2021. № 5 (57). [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnennaya-realnost-eyo-vidy-i-instrumenty-sozdaniya
- Гуревич П. С. Философское толкование человека. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2012.471 с.
- Иконникова С. Н. История культурологических теорий. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 474 с.
- Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области – Кузбасса за 2022 год // Кузбасский государственный краеведческий музей. [Электронный ресурс] URL: https://kuzbasskray.ru/doc/Информационно-аналитический%20отчет%20о%20деятельности%20государственных%20и%20муниципальных%20музеев%20Кемеровской%20области-Кузбасса%20за%202022%20год.pdf
- Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 414 с.
- Коган Л. Н., Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Политическая культура развитого социализма: проблемы и опыт. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. 176 с.
- Крук Ю. В. Технологии дополненной реальности как способ актуализации археологического наследия// Культурный ландшафт регионов. 2021. № 6. [Электронный ресурс]URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-dopolnennoy-realnosti-kak-sposob-aktualizatsii-arheologicheskogo-naslediya
- Кузбассовцы – незабытые Герои. [Электронный ресурс] URL: https://незабытые-герои.рф/
- Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 12–18.
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1971. Выпуск 284. С. 146–166.
- Мегилл А. История и память: за и против // Философия и общество. 2005. № 2. С. 132–165.
- О порядке изготовления и сооружения надгробий на могилах Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы: постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 217 // Правительство России. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/all/9524/
- Рубин В. А. Военно-мемориальное наследие как ресурс российской культурной политики: теория, история, практика: дис…д-ра культурологии. Челябинск, 2021.[Электронный ресурс]URL: https://www.dissercat.com/content/voenno-memorialnoe-nasledie-kak-resurs-rossiiskoi-kulturnoi-politiki-teoriya-istoriya-prakti
- Erll A. Kollektives Gedächtnis und Erinnerungskulturen. Stuttgart: Springer-Verlag GmbH Deutschland, 2017.
Дополнительные файлы
