Тенденции развития системы инклюзивного образования в высшей медицинской школе: адаптация, сопровождение, профессиональная готовность

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы адаптации и организации образовательного процесса, условиях безбарьерной среды и готовности к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью и/или ОВЗ в условиях инклюзивного образования в медицинском вузе. Актуальность данной работы определена одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования - доступность высшего образования для людей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в вузе призвано обеспечить не только реализацию права лиц с инвалидностью и/или ОВЗ на получение высшего образование, но и решить проблемы социализации и профессиональной востребованности таких людей. В целях совершенствования процесса внедрения инклюзивного образования в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова было проведенного исследование, обозначены основные проблемы и пути их решения, связанные с организацией образовательного процесса, условиями безбарьерной среды и готовностью к профессиональной деятельности студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Решению проблем способствуют также увеличение доли преподавателей вуза, прошедших повышение квалификации в сфере инклюзивного образования; адаптация образовательных программ и учебнометодического обеспечения образовательного процесса для инвалидов и/или лиц с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение и др. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из приоритетных условий обучения студентов с инвалидностью и/или ОВЗ. Использование данной технологии позволяет в значительной мере расширить и видоизменить некоторые стандарты образования для студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, а именно создать каждому студенту с инвалидностью и/или ОВЗ индивидуальную траекторию развития в медицинском вузе. Предлагается использовать такие техники обучения, как: online-консультация преподавателей; VR-технологии; доступность учебных материалов 24/7; online-вебинары, которые способствуют включению таких обучающихся в учебную и научно-исследовательскую деятельность вуза. Профессионально организованные образовательное пространство и учебный процесс вуза обеспечивают не только высокий уровень овладения профессиональными компетенциями, но и способствуют формированию личностных качеств студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, необходимых для их успешной социализации, жизни и деятельности в обществе.

Об авторах

А. Н Жолудова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: a.n.zholudova@yandex.ru
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и инклюзивного образования ФДПО

Д. Н Оськин

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: doctorozzz@gmail.com
Кандидат медицинских наук, доцент, начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, декан ФДПО

О. В Полякова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: kpptso@bk.ru
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и инклюзивного образования ФДПО

Е. Г Вершинин

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: werschinin_eugen@list.ru
Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и спортивной медицины, начальник отдела инклюзивного образования

Список литературы

  1. Педагогика инклюзивного образования: учебное пособие / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова, О.А. Федосова, Е.Н. Соколина. - Рязань : ОТСиОП, 2019. - 171 с.
  2. Жолудова, А.Н. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию [Электронный ресурс] / А.Н. Жолудова, О.В. Полякова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. - 2019. - Т. 7, № 2 (25). - URL: http: //hum| ournal.rzgmu.ru/art&id= 375.
  3. Шкарин, В.В. Волгоградский опыт гуманитарного образования в медицинском вузе / В.В. Шкарин, А.Д. Доника, П.Р. Ягупов // Биоэтика. - 2020. -№ 1 (25). - С. 22-27.
  4. Шкарин, В.В. Национальные особенности преподавания биоэтики в медицинском вузе / В.В. Шкарин, А.Д. Доника, М.В. Реймер // Биоэтика. - 2019. -№ 2 (24). - С. 25-30.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жолудова А.Н., Оськин Д.Н., Полякова О.В., Вершинин Е.Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».