Исторический комментарий на уроке русского языка как педагогический жанр
- Авторы: Калинин К.А.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
- Страницы: 59-75
- Раздел: Языкознание и литературоведение
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2077-1770/article/view/305500
- DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2025-17-1-495
- EDN: https://elibrary.ru/VOTFHQ
- ID: 305500
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Реализация исторического подхода является важным условием углублённого изучения русского языка. Историческое комментирование языковых фактов и закономерностей помогает понять причинно-следственные связи тех явлений, изучение которых невозможно без обращения к истории развития русского языка. Вместе с тем в этой области есть ряд вопросов, требующих теоретической и практической разработки, в частности специфика использования исторического комментария в условиях урочной деятельности.
Цель – определение основных особенностей исторического комментария на уроке русского языка как речевого жанра педагогического общения.
Материалы и методы. Материалами для подготовки статьи послужили исследования, посвящённые историческому освещению фактов русского языка и включению их в процесс обучения на уроке. В статье с помощью методов описания, типологизации и обобщения предложена характеристика исторического комментария как педагогического жанра на уроках русского языка.
Результаты. В работе дано подробное описание исторического комментария на уроках русского языка как речевого жанра педагогического общения. Его формальной чертой оказывается оформление в виде сжатого слова учителя, а содержательной – отражение причинно-следственных связей фактов и закономерностей русского языка с позиций его истории. Отмечено, что исторический комментарий должен быть заранее подготовлен, иметь сжатую форму и тематическую обусловленность. Эти характеристики легли в основу предложенного определения исторического комментария как педагогического жанра. Особо следует отметить зависимость подготовки исторического комментария к изучению отдельной темы от возраста обучающихся и уровня владения ими предметным содержанием. Грамотно построенный исторический комментарий на уроке способствует более осмысленному изучению русского языка, расширяет лингвистический кругозор и формирует культуроведческую компетенцию обучающихся.
Об авторах
Константин Андреевич Калинин
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: filologkalinin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9062-9616
SPIN-код: 5598-7107
кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой русской и татарской филологии
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская ФедерацияСписок литературы
- Барабанова, М. Ю. (2019). Древнерусский текст как материал формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку. В Университет XXI века: научное измерение (с. 199–202). Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
- Бахтин, М. М. (1979). Проблема речевых жанров. В Эстетика словесного творчества (с. 237–281). Москва: Искусство.
- Библиотека литературы Древней Руси (1997). Под ред. Д. С. Лихачёва и др. XII век. Санкт-Петербург: Наука. 687 с.
- Бокатина, Ю. И. (2006). Историческое комментирование в системе методической подготовки студентов-филологов. Автореферат кандидатской диссертации. Москва. 17 с.
- Бокатина, Ю. И. (2008). К вопросу о реализации исторического подхода в обучении школьников русскому языку. Альманах современной науки и образования, (2), 24–26.
- Еремина, С. А. (2015). Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Филологический класс, (4), 65–70.
- Зайцева, О. Н. (2002). История русского языка как структурно-содержательный компонент школьного курса. Автореферат кандидатской диссертации. Москва. 16 с.
- Кадыкова, В. С., & Курышева, М. В. (2011). Исторический комментарий как один из приёмов формирования языковой компетентности младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета, (10), 119–123.
- Калинин, К. А. (2022). Возможности электронного словаря при изучении этимологии русского языка в сельской школе. Педагогика сельской школы, (3), 108–119.
- Каменская, О. Г., & Мустафина, Э. Г. (2004). Древнерусский текст на уроках русского языка в школе. Русский язык в школе, (2), 6–13.
- Камчатнов, А. М. (2013). Лжеименное словообразование. Вестник Литературного института им. А.М. Горького, (3), 22–32.
- Коршунова, Ю. М. (2016). Исторический метод обучения русскому языку в современной школе. В Проблемы современного филологического образования. Вып. XIV (с. 224–229). Москва: МГПУ; Ярославль: Ремдер.
- Кунавин, Б. В. (2019). Межпредметные связи: Использование исторического комментария на уроках русского языка. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, (1), 50–54.
- Кыркунова, Л. Г., & Карзенкова, Е. П. (2021). Речевые жанры педагогического общения. Научный журнал, (1), 15–26.
- Пелихов, Д. А. (2011). Элементы сравнительно-исторического метода на уроках русского языка. Филологический класс, (25), 75–78.
Дополнительные файлы
