Исторический комментарий на уроке русского языка как педагогический жанр

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Реализация исторического подхода является важным условием углублённого изучения русского языка. Историческое комментирование языковых фактов и закономерностей помогает понять причинно-следственные связи тех явлений, изучение которых невозможно без обращения к истории развития русского языка. Вместе с тем в этой области есть ряд вопросов, требующих теоретической и практической разработки, в частности специфика использования исторического комментария в условиях урочной деятельности.

Цель – определение основных особенностей исторического комментария на уроке русского языка как речевого жанра педагогического общения.

Материалы и методы. Материалами для подготовки статьи послужили исследования, посвящённые историческому освещению фактов русского языка и включению их в процесс обучения на уроке. В статье с помощью методов описания, типологизации и обобщения предложена характеристика исторического комментария как педагогического жанра на уроках русского языка.

Результаты. В работе дано подробное описание исторического комментария на уроках русского языка как речевого жанра педагогического общения. Его формальной чертой оказывается оформление в виде сжатого слова учителя, а содержательной – отражение причинно-следственных связей фактов и закономерностей русского языка с позиций его истории. Отмечено, что исторический комментарий должен быть заранее подготовлен, иметь сжатую форму и тематическую обусловленность. Эти характеристики легли в основу предложенного определения исторического комментария как педагогического жанра. Особо следует отметить зависимость подготовки исторического комментария к изучению отдельной темы от возраста обучающихся и уровня владения ими предметным содержанием. Грамотно построенный исторический комментарий на уроке способствует более осмысленному изучению русского языка, расширяет лингвистический кругозор и формирует культуроведческую компетенцию обучающихся.

Об авторах

Константин Андреевич Калинин

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: filologkalinin@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9062-9616
SPIN-код: 5598-7107

кандидат филологических наук, и. о. заведующего кафедрой русской и татарской филологии

Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация

Список литературы

  1. Барабанова, М. Ю. (2019). Древнерусский текст как материал формирования культуроведческой компетенции при обучении русскому языку. В Университет XXI века: научное измерение (с. 199–202). Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
  2. Бахтин, М. М. (1979). Проблема речевых жанров. В Эстетика словесного творчества (с. 237–281). Москва: Искусство.
  3. Библиотека литературы Древней Руси (1997). Под ред. Д. С. Лихачёва и др. XII век. Санкт-Петербург: Наука. 687 с.
  4. Бокатина, Ю. И. (2006). Историческое комментирование в системе методической подготовки студентов-филологов. Автореферат кандидатской диссертации. Москва. 17 с.
  5. Бокатина, Ю. И. (2008). К вопросу о реализации исторического подхода в обучении школьников русскому языку. Альманах современной науки и образования, (2), 24–26.
  6. Еремина, С. А. (2015). Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Филологический класс, (4), 65–70.
  7. Зайцева, О. Н. (2002). История русского языка как структурно-содержательный компонент школьного курса. Автореферат кандидатской диссертации. Москва. 16 с.
  8. Кадыкова, В. С., & Курышева, М. В. (2011). Исторический комментарий как один из приёмов формирования языковой компетентности младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета, (10), 119–123.
  9. Калинин, К. А. (2022). Возможности электронного словаря при изучении этимологии русского языка в сельской школе. Педагогика сельской школы, (3), 108–119.
  10. Каменская, О. Г., & Мустафина, Э. Г. (2004). Древнерусский текст на уроках русского языка в школе. Русский язык в школе, (2), 6–13.
  11. Камчатнов, А. М. (2013). Лжеименное словообразование. Вестник Литературного института им. А.М. Горького, (3), 22–32.
  12. Коршунова, Ю. М. (2016). Исторический метод обучения русскому языку в современной школе. В Проблемы современного филологического образования. Вып. XIV (с. 224–229). Москва: МГПУ; Ярославль: Ремдер.
  13. Кунавин, Б. В. (2019). Межпредметные связи: Использование исторического комментария на уроках русского языка. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, (1), 50–54.
  14. Кыркунова, Л. Г., & Карзенкова, Е. П. (2021). Речевые жанры педагогического общения. Научный журнал, (1), 15–26.
  15. Пелихов, Д. А. (2011). Элементы сравнительно-исторического метода на уроках русского языка. Филологический класс, (25), 75–78.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».