Приемы патафизики Альфреда Жарри в пьесе «Король Убю»
- Авторы: Хварцкия Л.Д.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 21-26
- Раздел: Филология. Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2219-5254/article/view/310951
- DOI: https://doi.org/10.46726/H.2025.1.3
- ID: 310951
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются художественные особенности творчества французского драматурга-экспериментатора, автора эпатажной пьесы «Король Убю», положившей начало новому этапу в развития театрального искусства ХХ века. Избрав за основу поэтику кукольного театра, используя обновленный художественный язык и возможности актерской пластики, Жарри создал на сцене алогичную реальность без места, времени и действия. Основой действия становится патафизика. Это изобретенный Жарри «научный термин» объясняет абсурдность бытия, выходя за границы традиционного миропонимания. Творчество Жарри резко отличается от наследия предшественников и современников, так как он ниспровергает классические каноны в искусстве, придерживаясь принципов «патафизической науки», основывающейся на синтезе противоположностей. Автор статьи показывает, каким образом патафизическая концепция Жарри реализуется в пьесе «Король Убю». Языковая игра, литературные реминисценции и гротесковый персонаж Папаши Убю вскрывают алогичность и абсурд изображаемого. Таким образом, Жарри выходит за пределы театрального и эстетического канона, сообщая новый статус художественному слову.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Д. Хварцкия
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Автор, ответственный за переписку.
Email: khvartskiya.9634425@gmail.com
аспирант г. Москва, Россия
Список литературы
- Барт Р. S/Z / под ред. Г.К. Косикова. 2-е изд., испр. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 232 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средне-вековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 545 с.
- Делез Ж. Критика и клиника / пер. с фр. О.Е. Волчек и С.Л. Фокина; послесл. и примеч. С.Л. Фокина. СПб.: Machina, 2002. 240 с.
- Зингер Г. Трагифарсы Альфреда Жарри // Театр. 1990. № 9. С. 168—180.
- Наумов О.Д. Патафизические интенции в творчестве Жиля Делёза // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: мате-риалы Международной научно-практической конференции. Ч. II. Красноярск, 2018. С. 454—456.
- Пелевина Л.К. Синхрония и диахрония в языке Альфреда Жарри // Древняя и Новая Романия. 2016. № 18. С. 43—46.
- Рапопорт Н.А. Проблема театрального гротеска и драматургия Аль-фреда Жарри: автореф. дис. … канд. искусствовед. наук. М., 1993. 23 с.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
- Хьюгилл Э. Патафизика: Бесполезный путеводитель / пер. с англ. В. Садовского; общ. ред. С. Дубина. М.: Гилея, 2017. 432 с.
Дополнительные файлы
