Берлин в экзистенциальной рефлексии (по роману Анаит Сагоян «Дом из парафина»)
- Авторы: Сырысева Д.Ю.1
-
Учреждения:
- Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 27-33
- Раздел: Филология. Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2219-5254/article/view/310952
- DOI: https://doi.org/10.46726/H.2025.1.4
- ID: 310952
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению образа Берлина, показанного в романе «Дом из парафина» современной русскоязычной писательницы Анаит Сагоян через призму экзистенциальной рефлексии. Экзистенциальное начало, проявляющееся в романе как на уровне макропоэтики (усложнение композиции), так и на уровне микропоэтики (мотивы пустоты, одиночества, умирания, страха; образность, актуализирующая данную эстетику), задает особую оптику восприятия Берлина. Репрезентация городского пространства предельно субъективизируется (герои не только размышляют о городе, но и живут в нем), задается с помощью приемов киноискусства и искусства фотографии (взгляд героя как ракурс камеры; ассоциативный монтаж; крупный, общий планы). Делается попытка ввести в научно-исследовательский оборот творчество писательницы, которая, с одной стороны, органично продолжает традиции русских писателей-эмигрантов (В. Набоков) и апеллирует к их опыту познания и описания чужого города, с другой стороны, актуализует особый код прочтения окружающей действительности (берлинский текст). Делаются выводы о том, что Берлин в романе не только становится одним из основных мест действия, но и транслирует особую эстетику, становится мифогенным.
Ключевые слова
Об авторах
Д. Ю. Сырысева
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: syryseva97@mail.ru
кандидат филологических наук, младший научный сотрудник г. Москва, Россия
Список литературы
- Дронова О.А. Мифологема «Берлин — Вавилон» и берлинский текст современного немецкого романа // Диалог с античностью в междисци-плинарном контексте. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 70—80.
- Ишимбаева Г.Г. Берлин в стиле нуар: Фолькер Кучер и Эрик Ларсен // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 16: Активные процессы в языке и литературе: социокультурные основания. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2019. С. 166—174.
- Морев Д.А. Берлин как текст в метаромане В.В. Набокова и Э.М. Ре-марка: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 19 с.
- Пономарев Е.Р. «Берлинский очерк» 1920-х годов как вариант петер-бургского текста // Вопросы литературы. 2013. № 3. C. 42—67.
- Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920—1930-х годов. Поэтикa—Видение мира—Философия. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2001. 590 с.
- Узбекова Г.Ф. «Чужое слово» и символика ключей в русскоязычных романах В.Набокова // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 3. С. 90—93.
- Уиллис О. Городской пейзаж В. Набокова и «берлинский текст» немецкой литературы и искусства // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение, Журналистика». 2008. № 3. С. 31— 36.
- Шастина Е.М. «Берлинский текст» В.В. Набокова и Э. Канетти // Фи-лологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (48): в 2 ч. Ч. I. С. 206—209.
Дополнительные файлы
