К научной трактовке общественной эффективности образования
- Авторы: Осипов А.М.1
-
Учреждения:
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 156-171
- Раздел: Проблемы образования в России
- URL: https://journal-vniispk.ru/2221-1616/article/view/270238
- DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.3.9
- EDN: https://elibrary.ru/LVSYFJ
- ID: 270238
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Отсутствие в действующем законодательстве РФ понятия «общественная эффективность образования» создает в образовательной политике нормативное пространство для бюропатологий. Бюрократы подменяют общественную эффективность образования – многокомпонентный критерий качества управления – выгодным для них проектным менеджментом. Они игнорируют обширную ответственность образования в обществе, дробя управление им на короткие проекты, и в этом действия бюрократов сливаются с неолиберальными «модернизациями» и педоцентристскими «реформами», приводят образование к кризису, растрате государственных ресурсов, отставанию в глобальном соперничестве.
Автор приходит к выводу, что для решения проблемы эффективности необходима методология анализа общественных затрат и результатов образования в рамках его институциональных функций. Успешная разработка концепции общественной эффективности обеспечит опережающее развитие социологии образования в России на фоне мировых трендов мелкотемья и теоретической дезинтеграции этой отрасли науки. Последнее, по мнению автора, всецело отвечает приоритетам российского общества, образования и науки.
Об авторах
Александр Михайлович Осипов
РГПУ им. А. И. Герцена
Email: osipov.al58@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9314-389X
SPIN-код: 3590-8187
Доктор социологических наук, профессор, старший научный сотрудник Санкт-Петербург, Россия
Список литературы
- Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 37–68. doi: 10.32609/0042-8736-2021-8-37-68; EDN: PHQPVC.
- Линьков А. Я., Василенко Н. В. Экономика образования. М.: ИНФРА-М, 2017. 411 с. EDN: ZFZLUN.
- Матвеева Н. А. О соотношении инерционности и субъектности в системе образования // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 83–87. EDN: WZPXYP.
- Матвеева Н. А. Социальная инерция: к определению понятия // Социологически исследования. 2004. № 4. С. 15–23. EDN: OWVWWD.
- Осипов А. М. Глобальные противоречия и цивилизационные приоритеты России // Вестник госун-та Дубна. Сер.: Науки о человеке и обществе. 2022. № 1. С. 20–25. EDN: KZHPHS.
- Осипов А. М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 2. С. 15–33. doi: 10.19181/vis.2023.14.2.2; EDN: UOVTMS.
- Осипов А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148. doi: 10.7868/S0132162517080153; EDN: ZGOXVZ.
- Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – пороговая проблема современной социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124. EDN: VSLWYN.
- Осипов А. М., Наран Б. Какова общественная эффективность образования в России? // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2023. № 4. С. 888–900. doi: 10.22363/2313-2272-2023-23-4-888-900; EDN: CFHNRS.
- Руткевич М. Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. 224 с.
- Смолин О. Н. Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология // Экономическое возрождение России. 2019. № 1(59). С. 29–39. EDN: YYIULB.
- Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. М.: ЮРАЙТ, 2023. 365 с. EDN: QKKMDH.
- Чекмарев В. В. Флим-флам (пинг-понг) для системы образования // Экономика образования. 2014. № 1. С. 7–10. EDN: SCDHZJ.
- Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. В. Новгород: Виконт, 2020. 351 с. EDN: MSNLLC.
Дополнительные файлы
