Жизненный цикл домохозяйств и поколенческие различия как факторы владения личным автомобилем

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются межпоколенческие изменения во владении личным автотранспортом, что стало возможным с накоплением достаточных массивов лонгитюдных данных. Экономические условия, культурные особенности и технологические изменения влияют на то, как каждое поколение воспринимает и использует автомобили. Анализ этих факторов помогает лучше понять неравенство возможностей имеющих и не имеющих автомобиль домашних хозяйств прошлых и нынешнего поколений. В настоящий момент в отечественной литературе нет лонгитюдных исследований межпоколенческих различий во владении автомобилями в домашних хозяйствах. Авторы ставят задачу восполнить этот недостаток знаний. Межстрановой сравнительный анализ уровня автомобилизации сообразно возрастным когортам (поколениям) показал, что различия в уровне автомобилизации внутри когорт между странами или регионами внутри одной страны могут быть объяснены историческим аспектом автомобилизации, уровнем экономического развития, разницей в доходах между поколениями. С учетом динамично растущей автомобилизации в России возникает исследовательский вопрос: как меняется обеспеченность личными автомобилями в домашних хозяйствах Российской Федерации с течением времени и в зависимости от поколения. Исследование ставит перед собой цель выявить различия в уровне обеспеченности личными автомобилями по возрастным группам и между поколениями на примере российского общества. В ходе исследования авторами были проанализированы данные о наличии личного автомобиля у российских домашних хозяйств, полученные из Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ и Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам, организованного Минфином России в 2013–2020 гг. и Банком России в 2022 г. C помощью ретроспективного метода, приводящего поколения к единому возрастному уровню, авторами исследованы межпоколенческие различия во владении автомобилями. Показана динамика изменения доли домохозяйств, имеющих автомобиль в распоряжении, в разных поколениях и на разных этапах жизненного цикла, а также в зависимости от места проживания. Выявлена тенденция к отказу от личного автомобиля среди молодых людей. Установлено, что на это оказывают влияние практика каршеринга, а также качество и доступность муниципального транспорта в городах, особенно крупных. При этом уровень владения частным автотранспортом в сельской местности после 2010 г. существенно повысился и в настоящее время превышает городской.

Об авторах

Татьяна Владимировна Кулакова

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: tkulakova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-0247-6849
SPIN-код: 8308-1569
Доктор экономических наук, директор центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития Москва, Россия

Мария Александровна Моисеева

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: mamoiseeva@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-9308-6346
SPIN-код: 3186-5872
Главный эксперт центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития Москва, Россия

Екатерина Михайловна Решетова

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: ekaterina.ddms@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9405-9884
SPIN-код: 9030-2737
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития Москва, Россия

Юлия Евгеньевна Шулика

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: yshulika@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4032-1477
SPIN-код: 2613-3120
Кандидат политических наук, ведущий аналитик центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики Факультета городского и регионального развития Москва, Россия

Список литературы

  1. Антонова Н. Г., Ребязина В. А. и др. Выявление поколенческих различий в решении потребителей использовать шеринговые сервисы в России // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2020. № 4. С. 146–180. doi: 10.38050/01300105202048; EDN: EZASPV.
  2. Вишневский А. Г. и др. Демографическая модернизация России, 1900–2000 / Под ред. Вишневского А. Г. М.: Новое изд-во, 2006. 608 с.
  3. Евграфова К. О. Транспортная активность населения // Вестник РМЭПЗН НИУ ВШЭ (RLMS HSE). Вып. 4 [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / Отв. ред. П. М. Козырева. М.: НИУ ВШЭ, 2014. С. 116-130. URL: http://www.hse.ru/rlms/vestnik (дата обращения: 29.07.2024).
  4. Мулеев Е. Ю. Транспортное поведение населения России: краткий отчет об исследовании // ИЭТТП НИУ ВШЭ. М., 2015. 20 с.
  5. Радаев В. В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование. (Первая часть) // Социологический журнал. 2020. № 3. С. 30–63. doi: 10.19181/socjour.2020.26.3.7395; EDN: PCGGMH.
  6. Berri A. Dynamiques de la motorisation et des dépenses de transport des ménages: Analyses sur données individuelles et semi-agrégées: Diss. Paris 1, 2005. URL: https://theses.fr/2005PA010066 (дата обращения: 31.07.2024).
  7. Berri A., Madre J. L., Bussiere Y. Étalement urbain, contexte économique et croissance de la circulation automobile des ménages en France: projections à l'horizon 2020 // Recherche, transports, sécurité. 2005. No. 89. P. 305–326. doi: 10.3166/rts.89.305-326.
  8. Berri A. A cross-country comparison of household, car ownership: A Cohort Analysis // IATSS research. 2009. Vol. 33. No. 2. P. 21–38. doi: 10.1016/S0386-1112(14)60242-9.
  9. Cornut B. Longitudinal analysis of car ownership and car travel demand in the Paris region using a pseudo-panel data approach // Transportation Research Procedia. 2016. Vol. 13. P. 61–71. doi: 10.1016/j.trpro.2016.05.007.
  10. Giesel F., Nobis C. The impact of carsharing on car ownership in German cities // Transportation Research Procedia. 2016. Vol. 19. P. 215–224. doi: 10.1016/j.trpro.2016.12.082.
  11. Dargay J., Vythoulkas P. Estimation of dynamic transport demand models using pseudo-panel data // 8th World Conference on Transport Research, Antwerp, Belgium. 1998. P. 12–17. URL: http://www.jstor.org/stable/20053816 (дата обращения: 30.07.2024).
  12. Dargay J. M., Vythoulkas P. C. Estimation of a dynamic car ownership model: a pseudo-panel approach // Journal of transport economics and policy. 1999. Vol. 33. No. 3. P. 287–301. URL: https://www.jstor.org/stable/20053816 (дата обращения: 31.07.2024).
  13. Dargay J. M. The effect of income on car ownership: evidence of asymmetry // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2001. Vol. 35. No. 9. P. 807–821. doi: 10.1016/S0965-8564(00)00018-5.
  14. Dargay J. M. Determinants of car ownership in rural and urban areas: a pseudo-panel analysis // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. 2002. Vol. 38. No. 5. P. 351–366. doi: 10.1016/S1366-5545(01)00019-9.
  15. Iacono M. et al. Cohort Effects and Their Influence on Car Ownership // Working Papers 000138, University of Minnesota: Nexus Research Group. 2015. URL: https://hdl.handle.net/11299/179833 (дата обращения: 30.07.2024).
  16. Lydall H. The life cycle in income, saving, and asset ownership // Econometrica: Journal of the Econometric Society. 1955. Vol. 23. No. 2. P. 131–150. doi: 10.2307/1907873.
  17. Papu Carrone A. V., Rich J. Are car ownership preferences changing? An age cohort analysis // Paper presented at hEART 2018: 7th Symposium of the European Association for Research in Transportation, Athens. Greece. 2018. URL: https://orbit.dtu.dk/en/publications/are-car-ownership-preferences-changing-an-age-cohort-analysis (дата обращения: 31.07.2024).
  18. Thakuriah P., Menchu S., Tang L. Car ownership among young adults: Generational and period-specific perspective // Transportation Research Record. 2010. Vol. 2156. No. 1. P. 1–8. doi: 10.3141/2156-01.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».