Становление медиаграмотности в академической среде: социокультурные коды и цифровые идентичности преподавателей российских университетов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования медиаграмотности среди преподавателей российских университетов в условиях цифровой трансформации образования. На основе глубинных интервью с педагогами авторы выявляют, что медиаграмотность выступает не только как совокупность технических навыков, но и как сложное пространство формирования новых цифровых идентичностей, где пересекаются профессиональные, личностные и социокультурные коды. Особое внимание уделяется анализу стратегий освоения медиатехнологий: от формального обучения до самообразования и горизонтального обмена опытом внутри профессиональных сообществ. Показано, что уровень медиаграмотности преподавателей неоднороден и во многом определяется личной мотивацией, ценностями и стилем коммуникации. Медиаграмотность становится интегративной компетенцией, объединяющей педагогический опыт, цифровые инструменты и эмоциональную зрелость, а также важнейшим ресурсом для формирования доверия с молодежной аудиторией и поддержания конкурентоспособности в академической среде. Авторы подчеркивают значимость командной работы, наставничества и институциональной поддержки, а также необходимость дифференцированного подхода к обучению медиаграмотности. Отмечается, что развитие медиаграмотности способствует адаптации к цифровой среде и трансформации профессиональной идентичности преподавателя, открывая новые возможности для интеграции в сетевые структуры при формировании образовательных сообществ нового типа.

Об авторах

Артур Владимирович Гараганов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: arturcompany21@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7886-2896
SPIN-код: 6780-5644
Scopus Author ID: 57142482000

старший научный сотрудник Центра «Локомотивы Роста» департамента социологии

Россия, Москва

Ирина Сергеевна Глебова

Институт кино и телевидения

Email: iglebova@mail.ru
SPIN-код: 2649-3869

кандидат политических наук, доцент; декан продюсерского факультета

Россия, Москва

Список литературы

  1. Вершинина И.А., Лядова А.В. Трансформация повседневности современного человека под влиянием технологий искусственного интеллекта // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6 (182). С. 73–78. doi: 10.24158/tipor.2023.6.7. EDN: ZEXHPD.
  2. Гараганов А.В. Влияние интеллектуальных технологий на обучение и развитие мозга: возможности нейросоциального интеллекта // Вестник ГГУ. 2024. № 3. С. 172–190. EDN: AEBTFG.
  3. Гараганов А.В. Как фильмы про искусственный интеллект влияют на отношение жителей мегаполисов к технологиям умного города // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 6. С. 203–209. doi: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-203-209. EDN: EZKPLC.
  4. Гараганов А.В. Социологическое исследование интеграции интеллектуальных технологий в социальное управление современным городом: вызовы и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2025. № 2 (202). С. 74–79. doi: 10.24158/tipor.2025.2.9. EDN: IRDSZQ.
  5. Желтухина М.Р., Донскова Л.А., Зеленская Л.Л. Медиаграмотность в цифровую эпоху: технологии формирования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-4. С. 153–156. EDN: SDHEIV.
  6. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  7. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М. Технологическое лидерство страны через повышение кадрового потенциала высшего инженерного образования // Инновации в инженерном образовании: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 10 апреля 2025 г.). М.: Русайнс, 2025. С. 109–128. EDN: KEHPUI.
  8. Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М., Августа Е.Н. и др. Инновационные методы обучения в высшей школе: учебник для дисциплин педагогической направленности. М.: КноРус, 2024. 528 с. ISBN: 978-5-406-13774-1. EDN: IEQJBK.
  9. Назметдинова И.С., Куличев К.М., Столярова С.С. Понятия «медиаграмотность» и «медиаобразование» в Отечественной и зарубежной науке // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-3. С. 236–239. EDN: QCDJGC.
  10. Николаева М.А., Шрамко Н.В., Коротун А.В. Медиаграмотность как ключевая компетенция педагога в условиях трансформации образования // Педагогическое образование в России. 2025. № 1. С. 39–51. EDN: JVCXWQ.
  11. Павлов А.В. Дивный, новый «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 3. С. 16–31. doi: 10.17805/ggz.2019.3.2. EDN: TSJCCZ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Уровень медиакомпетенции преподавателей вузов РФ

Скачать (14KB)
3. Рис. 2. Корреляция цифровой компетентности и понимания медиаграмотности (ρ = 0,62; р < 0,001)

Скачать (12KB)
4. Рис. 3. Причинно-следственные связи и направления влияния

Скачать (78KB)

© Юр-ВАК, 2025

Ссылка на описание лицензии: https://www.urvak.ru/contacts/

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».