О некоторых актуальных проблемах реформирования российского высшего образования на современном этапе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Предметом настоящего исследования являются особенности реформирования на современном этапе российской высшей школы, которая на протяжении двух последних десятилетий подверглась серьезной трансформации. Цель статьи – проанализировать отдельные аспекты проведенных изменений, предложения специалистов, высказанные в публичном пространстве, и, после рассмотрения теоретико-методологических исследований отечественных и зарубежных ученых, опыта реформирования высшего образования в ряде стран и официально предлагаемого варианта реформы, обосновать выдвигаемую гипотезу о том, что сохранение многоуровневого высшего образования в России потребует серьезного переосмысления роли бакалавриата, магистратуры и специалитета в образовательном процессе высшей школы и создания современной уникальной системы подготовки не только специалистов с высшим образованием, но и научных кадров на основе единой структуры формируемых компетенций. В статье анализируется необходимость учета специфики традиций и очевидных преимуществ отечественного, в том числе советского, образования, а также положительного опыта зарубежных стран. В ходе работы применяется компаративный метод исторического анализа, а также системно-ситуационный подход. Это позволило выявить наиболее актуальные проблемы модернизации высшего образования, а также определить возможные форматы его развития. Делается вывод об исключительной важности построения собственной независимой системы высшего образования.

Об авторах

Наталья Николаевна Башлуева

Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя

Автор, ответственный за переписку.
Email: bashlueva@mail.ru

кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя. Москва, Российская Федерация.

Россия, г. Москва

Елизавета Юрьевна Левитская

Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя

Email: veta542011@mail.ru

кандидат педагогических наук; доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя. Москва, Российская Федерация.

Россия, г. Москва

Лада Ярославовна Смирнова

Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя

Email: smirnov_0303@mail.ru

кандидат экономических наук; начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Москва, Российская Федерация.

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&
  2. base=LAW&n=304167&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6475805632519984#06088086005864077
  3. Антонова И.Н., Башмакова Н.И. Вхождение в единое образовательное пространство // Вестник ГПА. 2005. № 5. С. 56–58.
  4. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
  5. Губа К., Славогородский Н. Publish or Perish в российских социальных науках // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 80–106. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-80-106.
  6. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51–58.
  7. Дьюи Дж. Общество и его проблемы / пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстов, Е.Н. Косилова. М.: Ideya-press, 2002. 160 p.
  8. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. 434 с.
  9. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: матер. XV Всерос. науч.-метод. конф. В 3 кн. Кн. 2. М.-Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов, 2005. С. 5–26.
  10. Кондрашов А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Актуальные проблемы юридического образования. 2018. № 1 (134). С. 144–156.
  11. Лазар М.Г. Вхождение России в Болонский процесс: мечты и реальность // Ученые записки РГГМУ. 2009. № 9. С. 190–203.
  12. Лазар М.Г. Реформа высшего образования России – итоги и последствия глазами социологии образования // Ученые записки РГГМУ. 2016. № 44. С. 232–244.
  13. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.
  14. Песков Д.Н. Образование 2030: дорожные карты будущего. URL: narfu.ru/projects/skolkovo/presentation/m1/peskov.ppt (дата обращения: 14.03.2014).
  15. Ранчин А.М. Апокалипсис нашего времени. Предварительные итоги реформ российского образования // Россия – ХХI. 2015. № 6. C. 66–83.
  16. Современное российское образование: проблемы и перспективы развития / под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2012. 257 с.
  17. Социально-гуманитарное образование: ориентация, практики, ресурсы совершенствования / Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. М.: ЦСП, 2006. 264 с.
  18. Тощенко Ж.Т. Высшее образование на перепутье: куда ведут реформы (заметки скептика) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 400–417. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.21.
  19. Форсайт российского образования 2030. URL: https://slideshare.ru/polnoe-nazvanieprezentacii1forsajtrossijskogo-obrazovaniya-203010092013-111281 (дата обращения: 30.06.2021).
  20. Форсайт компетенций – 2030. URL: asi.ru/projects/96/ (дата обращения 14.03.2014).
  21. Chickering A.W. Quality from the student’s point of view. Achieving educational excellence: Critical assessment of priorities and practicies. Wash.: Jossey Bass, 1983. P. 485.
  22. Cross K.P. Accent on learning: Improving instruction and reshaping the curriculum. 1st ed. San Fr.: Jossey-Bass Inc. Pub, 1976. 312 p.
  23. Harvey J. Reforming the undergraduate curriculum. Problems and proposals. Washington, D.C.: Eric Clearing House on Higher Education; The George Washington University, 2003. 21 p.
  24. Lapati A.D. Education and the Federal Government. New York: Mason/Charter, 1975. 388 p.
  25. Lazerson M. Higher education and the American dream. CEU. Budapest: Central European University Press, 2010. 232 p.
  26. Learning and earning. Special report. Lifelong education // The Economist. January 14, 2017. Pp. 1–10.
  27. Skinner B.F. About Behaviorism. N.Y.: Knopf, 1974. 256 p.
  28. Tussman J. Experiment at Berkeley. New York: Oxford University Press, 1969.
  29. Tussman J. The Beleaguered College: Essays on educational reform. First ed. Univer. of California Inst. of American. January 1, 1997. 198 p.
  30. https://minobrnauki.gov.ru/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Необходимость и целесообразность реформирования высшего образования в России

Скачать (22KB)
3. Рис. 2. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее необходимые и целесообразные пути реформирования российского высшего образования?

Скачать (29KB)

© Юр-ВАК, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».