Удивление (admiratio) как критерий аутопойезиса искусства (на примере различений античных мыслителей)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается феномен admiratio (удивительного) как критерий искусства. Удивительное представлено с точки зрения системной теории Никласа Лумана как фактор активации социального аутопойезиса, медиа (средство) успешности коммуникации и относится немецким социологом к «традиционным» теориям искусства, истоки которых обнаруживаются в философской и литературной рефлексии начиная с античной Греции. В сфере описания искусства удивительное фигурирует в поэмах Гомера, маркируя сферу искусной деятельности (технэ) и ее произведений, которые рассматриваются как один из способов приобретения славы для автора-создателя. В философской мысли классического периода Древней Греции (в трудах Платона, Аристотеля), далее в трактатах Цицерона и письмах Горация, удивительное раскрывается многопланово: ключевой аспект эпистемологической программы; источник удовольствия, в связи с чем получает противоречивую оценку; феномен, имеющий сильное и непредсказуемое воздействие на аудиторию. Отмечается изначальное ориентирование данного концепта на наблюдение и фигуру наблюдателя, позволяя определять искусство в терминах коммуникативной теории, учитывать ожидания, направлять внимание на рефлексию воспринимаемого.

Об авторах

Мария Сергеевна Лютаева

Владимирский государственный университет

Email: liutaeva@yandex.ru
кандидат философских наук; преподаватель кафедры философии и религиоведения Владимир, Российская Федерация

Список литературы

  1. Garadja A. Praestigiae Platonis: The cavernous puppetshow / ΣΧΟΛΗ. 2019. Vol. 13. No. 1. Рp. 78-82.
  2. Hathaway B. Marvels and commonplaces. Renaissance literary criticism. New York: Random House, 1968.
  3. Irwin T.H. Nil Admirari? Uses and abuses of admiration // Proceedings of the Aristotelian Society. 2015. Supplementary vols. Vol. 89. Рp. 223-248.
  4. Jorn A. Wonder, admiration, enthusiasm. 2012. Vol. 141. Рp. 59-69.
  5. Luhmann N. Art as a social system. Stanford, California: Stanford University Press, 2000. 422 р.
  6. Zagzebski L. Admiration and the admirable // Proceedings of the Aristotelian Society. 2015. Supplementary vols. Vol. 89. Рp. 205-221.
  7. Аверинцев С.С. Риторика и истоки Европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 448 с.
  8. Бронников А. Платоновская идеальность текста // Платоновские исследования. 2014. Вып. 1. URL: http://pinvestigations.ru/content/Archive/issue.aspx?isid=14 (дата обращения: 16.03.2022).
  9. Быстрова С.П. Истоки философии культуры: Цицерон. СПб.: Алетейя, 2010. 133 с.
  10. Вейдле В. Эмбриология поэзии: статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. 456 с.
  11. Глухов А.А. Философия о власти искусства. // Художественная культура. 2014. № 1 (10). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2014-1/teoriya-hudozhestvennoy-kultury/831.html (дата обращения: 16.03.2022).
  12. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 208 с.
  13. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик. 1993. 528 с.
  14. Коллингвуд Р. Принципы искусства: Теория эстетики. Теория воображения. Теория искусства. М.: Языки русской культуры, 1999. 328 с.
  15. Лозинская Е.В. Удивление. Admiratio как эстетическая категория в поэтиках эпохи Чинквеченто // Европейская поэтика от Античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. М.: Изд-во Кулагиной-INTRADA, 2010. C. 429-437.
  16. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. 640 с.
  17. Лютаева М.С. Сущность или конвенция. Место теории Н. Лумана в контексте проблемы определения искусства // Религии в России и мире: диалог, веротерпимость и конструирование идентичности. Владимир: Аркаим, 2020. Т. 36. (Серия «Свеча - 2020»). С. 267-274.
  18. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2019. 320 с.
  19. Позднев М.М. Психология искусства. Учение Аристотеля. М., СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. 816 с.
  20. Поленц М. Стоя. История духовного движения. СПб.: Издательский проект «Quadrivium», 2015. 1040 с.
  21. Сидоров А.М. Эстетический поворот: от Канта и романтизма к современной философии // Кантовский сборник. 2011. № 2. С. 52-59.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2022

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».