Обеспечение перевозочного процесса при нагрузках на стрелочные переводы, превышающих проектные и нормативные критерии
- Авторы: Глюзберг Б.Э.1, Титаренко М.И.1, Трегубчак П.В.1
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
- Выпуск: Том 83, № 3 (2024)
- Страницы: 205-214
- Раздел: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2223-9731/article/view/272351
- EDN: https://elibrary.ru/pvmugq
- ID: 272351
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Необходимость быстрого наращивания объемов перевозок железнодорожным транспортом обеспечивается использованием тяжеловесных поездов повышенной массы с повышенными нагрузками на ось вагонов. Возможности инфраструктуры железнодорожного транспорта не всегда позволяют осуществлять неограниченное использование такой организации движения. Замена эксплуатируемых конструкций пути на современные, предназначенные для работы в условиях обращения тяжеловесных поездов, требует значительного времени и материальных затрат. В течение этого времени перевозки должны осуществляться по существующим конструкциям пути, в том числе и по пути из рельсов легкого типа Р50. Предлагаемое вниманию читателей исследование посвящено анализу возможностей стрелочного хозяйства по обеспечению безопасного движения тяжеловесных поездов на эксплуатируемых конструкциях стрелочных переводов до их замены на специальные, предназначенные для работы в условиях тяжеловесного движения.
Материалы и методы. Работа базируется на результатах исследований напряженно-деформированного состояния основных элементов стрелочных переводов под воздействием подвижного состава с различными нагрузками на ось. Использованы результаты анализа ресурсных показателей стрелочных переводов в различных условиях эксплуатации на сети дорог. При анализе влияния осевых нагрузок подвижного состава на ресурсные показатели элементов стрелочных переводов применены методы математической статистики и теории надежности.
Результаты. Получены предиктивные данные об изменении ресурса, вероятности безотказной работы и интенсивности отказов основных элементов стрелочных переводов при повышении нагрузок обращающегося по переводам подвижного состава до 25 т/ось. Разработана методика предиктивного анализа ресурсных показателей стрелочных переводов.
Обсуждение и заключение. Методика предиктивного анализа является универсальной и может быть использована для оценки влияния осевых нагрузок подвижного состава на ресурсные показатели элементов верхнего строения пути. Разработаны предложения по обеспечению безопасности движения в условиях обращения по эксплуатируемым стрелочным переводам тяжеловесных поездов. Полученные выводы целесообразно использовать при организации текущего содержания стрелочных переводов на участках, на которых планируется введение в обращение тяжеловесных поездов.
Об авторах
Борис Эйнихович Глюзберг
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Email: Glusberg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2430-7894
профессор, главный научный сотрудник, научный центр «Инфраструктура»
Россия, МоскваМихаил Иванович Титаренко
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Email: Glusberg@mail.ru
канд. техн. наук, научный консультант, научный центр «Инфраструктура»
Россия, МоскваПавел Владимирович Трегубчак
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Автор, ответственный за переписку.
Email: Glusberg@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-1097-9227
заместитель директора центра, научный центр «Инфраструктура»
Россия, МоскваСписок литературы
- Обобщение мирового опыта тяжеловесного движения. Конструкция и содержание железнодорожной инфраструктуры / пер. с англ. под ред. С. М. Захарова. М.: Интекст, 2012. 567 с. Zakharov S. M. (transl.) Summary of the global heavy-weight traffic experience. Structure and maintenance of railway infrastructure. Moscow: Intext Publ.; 2012. 567 p. (In Russ.).
- Воробейчик Л. Я. Стрелочные переводы при повышенных осевых нагрузках // Путь и путевое хозяйство. 1990. № 2. С. 15. Vorobeychik L. Ya. Turnouts under increased axial loads. Railway Track and Facilities. 1990;(2):15. (In Russ.).
- Рыбкин В. В., Васильев А. С. Надежность работы крестовин стрелочных переводов при повышенной осевой нагрузке // Тезисы докладов XII научно-технической конференции сотрудников ИрИИТа и специалистов эксплуатации и строительства железных дорог Сибири и БАМа (к 150-летию железных дорог СССР). Иркутск: ИрИИТ, 1987. С. 11–13. Rybkin V. V., Vasil'ev A. S. Reliability of turnout crosspiece operation under increased axial load. In: Theses of reports of the XII Scientific and Technical Conference of the Irkutsk State Transport University Employees and Specialists of Operation and Construction of Siberian and BAM Railways (to the 150th Anniversary of the USSR Railways). Irkutsk: IrIIT; 1987. p. 11–13. (In Russ.).
- Крысанов Л.Г., Михайлова В.П. Износ переводов с железобетонными брусьями // Путь и путевое хозяйство. 1983. №9. С. 26–27. Krysanov L.G., Mikhaylova V.P. Wear of railway turnouts with reinforced concrete bars. Railway Track and Facilities. 1983;(9):26-27. (In Russ.).
- Глюзберг Б. Э. Система критериев и требований, определяющих скорости движения подвижного состава по стрелочным переводам // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2023. Т. 82, № 3. С. 198–211. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2023-82-3-198-211. EDN: https://elibrary.ru/fvoefa. Glyuzberg B. E. System of criteria and requirements that determine rolling stock velocities along railroad switches. Russian Railway Science Journal. 2023;82(3):198-211. (In Russ.). https://doi.org/10.21780/22239731-2023-82-3-198-211. EDN: https://elibrary.ru/fvoefa.
- Желнин Г.Г. Напряженно-деформированное состояние стрелочных переводов и установление допускаемых скоростей движения // Подвижной состав и путь в условиях интенсификации работы железных дорог: сб. науч. тр. М.: Транспорт, 1989. С. 77–90. (Труды ВНИИЖТ). Zhelnin G.G. Stress-deformation state of turnouts and establishment of allowable speeds. In: Rolling stock and track under intensified railway operation: Collection of sci. articles. Moscow: Transport Publ.; 1989. p. 77–90. (Proceedings of the Railway Research Institute). (In Russ.).
- Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. М.: Мир, 1980. 604 с. Kapur K., Lamberson L. Reliability in Engineering Design. Moscow: Mir Publ.; 1980. 604 p. (In Russ.).
- Коллинз Д. А. Повреждение материалов в конструкциях: анализ, предсказание, предотвращение. М.: Мир, 1984. 624 с. Kollinz D. A. Damage of materials in structures: analysis, prediction, prevention. Moscow: Mir Publ.; 1984. 624 p. (In Russ.).
- Гохфельд Д. А., Чернявский О. Ф. Несущая способность конструкций при повторных нагружениях. М.: Машиностроение, 1979. 263 с. Gokhfeld D.A., Chernyavskiy O.F. Bearing capacity of structures under repeated loading. Moscow: Mashinostroyeniye Publ.; 1979. 263 p. (In Russ.).
- Глюзберг Б. Э. Модельные ряды стрелочной продукции // Транспортное строительство: cб. ст. Третьей Всерос. науч.-техн. конф., Москва, 12–13 апреля 2022 г. М.: Перо, 2022. С. 27–39. Glyuzberg B. E. Modelling series of turnout products. In: Transport Construction: Collection of articles of the Third All-Russian Scientific and Technical Conf., Moscow, 12–13 April 2022. Moscow: Pero Publ.; 2022. p. 27–39. (In Russ.).
- Королев В. В. Перспективные разработки стрелочных переводов для российских железных дорог // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: тр. XIV Междунар. науч.-техн. конф., Москва, 5–6 апреля 2017 г. М., 2017. С. 193–194. Korolev V. V. Perspective developments of turnouts for Russian railways. In: Modern issues of design, construction and operation of the railway track: Proceedings of the XIV International Scientific and Technical Conf., Moscow, 5–6 April 2017. Moscow; 2017. p. 193–194. (In Russ.).
- Титаренко М. И. Совершенствование конструкции стрелочных переводов // Путь и путевое хозяйство. 2002. № 9. С. 29–30. Titarenko M. I. Improvement of turnout design. Railway Track and Facilities. 2002;(9):29-30. (In Russ.).
- Митропольский А.К. Техника статистических вычислений. М.: Наука, 1971. 576 с. Mitropolskiy A. K. Techniques of statistical calculations. Moscow: Nauka Publ.; 1971. 576 p. (In Russ.).
- Руководство по ведению стрелочного хозяйства / А. Б. Косарев [и др.]; ОАО «РЖД», Департамент пути и сооружений, ОАО «ВНИИЖТ». М., 2009. 240 с. Kosarev A. B, Abdurashitov A. Yu., Glyuzberg B. E., Titarenko M. I., Teytel A. M., Donets V. G. Turnout facility management guidelines. Moscow; 2009. 240 p. (In Russ.).
- Трегубчак П. В. Современные конструкции стрелочных переводов для тяжеловесного движения // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 9. С. 14–18. EDN: https://www.elibrary.ru/qgczir. Tregubchak P. V. Modern designs of turnouts for heavy-weight traffic. Railway Track and Facilities. 2023;(9):14-18. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/qgczir.
Дополнительные файлы
