ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ-УЧАСТНИКОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ
- Авторы: Суровицкая Г.В.1,2
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 20-31
- Раздел: МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2227-8486/article/view/291959
- DOI: https://doi.org/10.21685/2227-8486-2025-1-2
- ID: 291959
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. На современном этапе готовится переход на но- вую систему высшего образования Российской Федерации. Для обеспечения эффек- тивности образовательной деятельности в этих условиях необходимо задействовать механизмы на базе институтов развития инновационной деятельности. К последним относятся научно-образовательные центры мирового уровня, потенциал которых в части повышения эффективности образовательной деятельности университетов-участников изучен не в полной мере. Материалы и методы. Для характеристики конкурентоспособности регионов-инициаторов научно-образовательных центров мирового уровня использованы некоторые показатели рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, формируемого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», для характеристики конкурентоспособности университетов-участников – данные рейтинга «Образование» Национального рейтинга университетов, формируемого информационным агентством «Интерфакс», данные мониторинга эффективности вузов и данные независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, которая проводится соответствующим Общественным советом при Минобрнауки России. Вместе со сравнительным анализом конкурентоспособности регионов-инициаторов и университетов-участников научно-образовательных центров мирового уровня проанализировано содержание программ развития университетов. Исследования проведены в срезе научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего». Результаты. В ходе стратификации регионов-инициаторов создания данного научно-образовательного центра по итогам 2021 и 2022 гг. выявлены регионы со сравнительно высоким уровнем инновационного развития и высоким уровнем развития университетов-участников, дислоцированных на их территории. В программах развития ряда университетов отражены стратегические проекты, нацеленные на повышение эффективности образовательной деятельности за счет повышения уровня цифровой трансформации. Выводы. Научно- образовательные центры мирового уровня, созданные в рамках национального проекта «Наука и университеты», имеют хороший потенциал обеспечения эффективности образовательной деятельности университетов-участников в части образовательных программ, соответствующих направлениям научных проектам центров. Для университетов-участников эффективной может оказаться реализация актуализированных про- грамм развития с позиций включения в стратегические проекты вузов мероприятий по трансформации образовательной деятельности в новых условиях.
Об авторах
Галина Владимировна Суровицкая
Пензенский государственный университет; Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: gvs_kachestvo@inbox.ru
доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества; профессор
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40);(Россия, г. Пенза, ул. Гагарина, 11а)Список литературы
- Кузнецова Е. П., Иванов С. Л. Научно-образовательные центры мирового уровня: значение для инновационного развития России // Организатор производства. 2023. Т. 31, № 1. С. 102–115. doi: 10.36622/VSTU.2023.92.50.008
- Белов Ф. Д., Зволинская О. В., Гутковская Е. А., Клубникина М. Э. Результаты деятельности научных центров мирового уровня: итоги за 2023 г. // Управление наукой и наукометрия. 2024. Т. 19, № 3. С. 612–636. doi: 10.33873/2686– 6706.2024.19-3.612-636
- Михайлов Н. Н., Владимирский Б. М. Формирование образовательной политики вуза и ее реализация в современных условиях // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 20–26.
- Князев С. Т., Третьяков В. С., Неволина А. Л. Образовательная политика как инструмент модернизации образовательной деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 102. С. 26–34.
- Певная М. В., Боронина Л. Н., Кульминская А. В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 12. С. 142–154. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154
- Гребнев Л. С. «Образование в законе» и законы в образовании // Высшее образо- вание в России. 2024. Т. 33, № 12. С. 155–168. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33- 12-155-168
- Кулагин О. И., Гладких Е. Г., Казаковцева О. С. [и др.]. Анализ практик наставничества в науке // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 3. С. 123–135. doi: 10.15826/umpa.2024.03.029
- Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 2. С. 45–58. doi: 10.15826/umpa.2023.02.012
- Криштал М. М., Богданова А. В., Мягков М. Г., Александрова Ю. К. Цифровой след: оценка удовлетворенности студентов качеством образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 89–108. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-89-10
- Резаев А. В., Степанов А. М., Трегубова Н. Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 4. С. 49–62. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
- Давыдов С. Г., Матвеева Н. Н., Адемукова Н. В., Вичканова А. А. Искусственный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы развития // Университетское управление: практика и анализ. 2024. № 28. С. 32–44. doi: 10.15826/umpa.2024.03.023
- Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Артемов С. В. [и др.]. Рейтинг инновацион- ного развития субъектов Российской Федерации / под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко. М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. Вып. 9. 248 с.
- Национальный рейтинг университетов. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ ratings/?rating=1&year=2024&page=1 (дата обращения: 10.02.2025).
- Информационно-аналитические материалы по результатам проведения монито- ринга деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 10.02.2025).
- Независимая оценка качества. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/indcontrol/ (дата обращения: 10.02.2025).
- Суровицкая Г. В. Особенности анализа деятельности университета с использова- нием показателей качества условий осуществления образовательной деятельно- сти // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сб. науч. ст. по материалам Нац. с междунар. участием науч.- практ. конф. Ставрополь, 2023. С. 33–36.
Дополнительные файлы
