ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ-УЧАСТНИКОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ

Обложка
  • Авторы: Суровицкая Г.В.1,2
  • Учреждения:
    1. Пензенский государственный университет
    2. Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
  • Выпуск: № 1 (2025)
  • Страницы: 20-31
  • Раздел: МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2227-8486/article/view/291959
  • DOI: https://doi.org/10.21685/2227-8486-2025-1-2
  • ID: 291959

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. На современном этапе готовится переход на но- вую систему высшего образования Российской Федерации. Для обеспечения эффек- тивности образовательной деятельности в этих условиях необходимо задействовать механизмы на базе институтов развития инновационной деятельности. К последним относятся научно-образовательные центры мирового уровня, потенциал которых в части повышения эффективности образовательной деятельности университетов-участников изучен не в полной мере. Материалы и методы. Для характеристики конкурентоспособности регионов-инициаторов научно-образовательных центров мирового уровня использованы некоторые показатели рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации, формируемого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», для характеристики конкурентоспособности университетов-участников – данные рейтинга «Образование» Национального рейтинга университетов, формируемого информационным агентством «Интерфакс», данные мониторинга эффективности вузов и данные независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, которая проводится соответствующим Общественным советом при Минобрнауки России. Вместе со сравнительным анализом конкурентоспособности регионов-инициаторов и университетов-участников научно-образовательных центров мирового уровня проанализировано содержание программ развития университетов. Исследования проведены в срезе научно-образовательного центра мирового уровня «Инженерия будущего». Результаты. В ходе стратификации регионов-инициаторов создания данного научно-образовательного центра по итогам 2021 и 2022 гг. выявлены регионы со сравнительно высоким уровнем инновационного развития и высоким уровнем развития университетов-участников, дислоцированных на их территории. В программах развития ряда университетов отражены стратегические проекты, нацеленные на повышение эффективности образовательной деятельности за счет повышения уровня цифровой трансформации. Выводы. Научно- образовательные центры мирового уровня, созданные в рамках национального проекта «Наука и университеты», имеют хороший потенциал обеспечения эффективности образовательной деятельности университетов-участников в части образовательных программ, соответствующих направлениям научных проектам центров. Для университетов-участников эффективной может оказаться реализация актуализированных про- грамм развития с позиций включения в стратегические проекты вузов мероприятий по трансформации образовательной деятельности в новых условиях.

Об авторах

Галина Владимировна Суровицкая

Пензенский государственный университет; Пензенский казачий институт технологий (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: gvs_kachestvo@inbox.ru

доктор экономических наук, доцент, начальник отдела менеджмента качества; профессор

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40);(Россия, г. Пенза, ул. Гагарина, 11а)

Список литературы

  1. Кузнецова Е. П., Иванов С. Л. Научно-образовательные центры мирового уровня: значение для инновационного развития России // Организатор производства. 2023. Т. 31, № 1. С. 102–115. doi: 10.36622/VSTU.2023.92.50.008
  2. Белов Ф. Д., Зволинская О. В., Гутковская Е. А., Клубникина М. Э. Результаты деятельности научных центров мирового уровня: итоги за 2023 г. // Управление наукой и наукометрия. 2024. Т. 19, № 3. С. 612–636. doi: 10.33873/2686– 6706.2024.19-3.612-636
  3. Михайлов Н. Н., Владимирский Б. М. Формирование образовательной политики вуза и ее реализация в современных условиях // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 20–26.
  4. Князев С. Т., Третьяков В. С., Неволина А. Л. Образовательная политика как инструмент модернизации образовательной деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 102. С. 26–34.
  5. Певная М. В., Боронина Л. Н., Кульминская А. В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 12. С. 142–154. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154
  6. Гребнев Л. С. «Образование в законе» и законы в образовании // Высшее образо- вание в России. 2024. Т. 33, № 12. С. 155–168. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33- 12-155-168
  7. Кулагин О. И., Гладких Е. Г., Казаковцева О. С. [и др.]. Анализ практик наставничества в науке // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 3. С. 123–135. doi: 10.15826/umpa.2024.03.029
  8. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность как инструмент оценки качества образования в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 2. С. 45–58. doi: 10.15826/umpa.2023.02.012
  9. Криштал М. М., Богданова А. В., Мягков М. Г., Александрова Ю. К. Цифровой след: оценка удовлетворенности студентов качеством образования // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 89–108. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-89-10
  10. Резаев А. В., Степанов А. М., Трегубова Н. Д. Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 4. С. 49–62. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
  11. Давыдов С. Г., Матвеева Н. Н., Адемукова Н. В., Вичканова А. А. Искусственный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы развития // Университетское управление: практика и анализ. 2024. № 28. С. 32–44. doi: 10.15826/umpa.2024.03.023
  12. Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Артемов С. В. [и др.]. Рейтинг инновацион- ного развития субъектов Российской Федерации / под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко. М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. Вып. 9. 248 с.
  13. Национальный рейтинг университетов. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ ratings/?rating=1&year=2024&page=1 (дата обращения: 10.02.2025).
  14. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения монито- ринга деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 10.02.2025).
  15. Независимая оценка качества. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/indcontrol/ (дата обращения: 10.02.2025).
  16. Суровицкая Г. В. Особенности анализа деятельности университета с использова- нием показателей качества условий осуществления образовательной деятельно- сти // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сб. науч. ст. по материалам Нац. с междунар. участием науч.- практ. конф. Ставрополь, 2023. С. 33–36.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».