Современные принципы организации университетских музеев и выставочных пространств

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Сегодня многие университетские музеи по всему миру стоят перед необходимостью пересмотра принципов своей деятельности для полноценного включения в повседневную жизнь своих учебных учреждений. Главными для таких музеев являются патриотическая, имиджевая, образовательная, воспитательная и профориентационная функции. К современным вызовам относится привлечение не только студентов и абитуриентов, но и более широкой аудитории. Задачи внедрения новых технологий позволят сделать их более востребованными у молодого поколения. Но без определения главной цели существования музея невозможно выстраивать последовательный путь его развития.Цель. Определить основные принципы организации экспозиции и ее размещения в структуре университетского кампуса в зависимости от характера музея и имиджа образовательного учреждения.Результаты. На примере музеев крупнейших университетов мира определены особенности их размещения в зависимости от специализации, соотнесение организации пространства с тематикой экспозиции, особенности экспозиционного оборудования, принципы размещения разного рода экспозиций в структуре кампусов.Выводы. Установлено, что при имиджевой ориентации университета на историю и традиции музеи размещаются в исторических зданиях и имеют более привычную пространственную структуру и принципы организации экспозиции. При стремлении продемонстрировать инновационный характер университета в приоритете размещение в наиболее доступных и технологически развитых современных корпусах. Выставки, связанные с текущей жизнью университета, размещаются в более светлых, универсальных и демократичных пространствах. Последней тенденцией является активное использование мультимедиа и интерактива.

Об авторах

Анна Владимировна Васильева

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)

Email: VasilievAnna@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5364-1432

Список литературы

  1. Tirrell Peter B. Dealing with change: university museums of natural history in the United State // Museum International. 2000. Vol. 52. Issue 3. P. 20. doi: 10.1111/1468-0033.00267
  2. Warhurst A. Triple crisis in university museums // Museums Journal. 1986. Issue 3. Pp. 137–140.
  3. Андреева И.В. Зачем факультету музей? (Музейно-выставочное пространство вуза как образовательный ресурс и инфраструктура учебно-воспитательной деятельности) // Культура — искусство — образование : мат. XXXVIII науч.-практ. конф. науч.-педагогич. работников института. (г. Челябинск, 3 февраля 2017 г.). Челябинск : ЧГИК, 2017. С. 98–103.
  4. Driessche B. University and Universality in Belgium // Museum International. 2000. Vol. 52. Issue 3. P. 44. doi: 10.1111/1468-0033.00271
  5. Muravska S., Stasiuk I. University heritage as an instrument for the development of the university brand // Museologica Brunensia. 2020. Vol. 9. Issue 2. Pp. 2–9. doi: 10.5817/MuB2020-2-1
  6. Ромащенко А.А., Ромащенко М.А. Просветительский потенциал университетского музея: проблемы и перспективы // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2019. № 9. С. 13–16. doi: 10.24411/9999-035A-2019-10903
  7. Białkiewicz A. The role of university museums in engineering education // Global Journal of Engineering Education. 2021. Vol. 23. Issue 2. Pp. 85–91.
  8. Тихонова А.В. Основные направления деятельности современного вузовского музея (на примере Музея истории Смоленского государственного университета) // Перспективы развития библиотек и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения : мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Смоленск, 12 мая 2017 г.). Смоленск, 2017. С. 22–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35188075
  9. Желондиевская Л.В. Идентификация локальной культуры средствами музейной экспозиции // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2021. № 2–2. С. 84–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46239927
  10. Прокудина Д.А. Университетский музей в современном обществе: возможности, проблемы, задачи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2017. № 9 (781). С. 201–209.
  11. Калита С.П., Юркин И.Н. Университетский музей как культурный феномен // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 1–1. С. 176–183. doi: 10.25799/AR.2019.44.1.019
  12. Гребенникова Н.В. Открытый школьный музей: расширение социального взаимодействия // Образование в современной школе. 2012. № 10. С. 9–11.
  13. Демичева В.В. Музей истории факультета как средство социализации студенческой молодежи // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве : сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 22–23 ноября 2018 г.). Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. С. 21–24.
  14. Hester E.B., Geegan S.A., Parker K.A. Lear­ning “Through the Prism of Art”: Engaging Gen Z Students with University Art Museums // International Journal of Learning in Higher. 2022. Vol. 29. Issue 1. Pp. 185–190. doi: 10.18848/2327-7955/CGP/v29i01/185-197
  15. Ittelson M. How gen Z presents a chal­lenge to traditional arts organizations // Pacific Standard. 2019. Vol. 1. Issue 29. Pp. 185–197. doi: 10.18848/2327-7955/CGP/v29i01/185-197
  16. Niţu F. University museums and digital data. Case study: University of Bucharest museum // eLearning and Software for Education Conference. 2020. Vol. 3. Pp. 505–512. doi: 10.12753/2066-026X-20-238
  17. Mitchell A., Linn S., Yoshida H. A tale of technology and collaboration: preparing for 21st-century museum visitors // Journal of Museum Education. 2019. Vol. 44. Issue 3. Pp. 242–252. doi: 10.1080/10598650.2019.1621141
  18. Martinez K.P., Untalan M.Z.G., Burgos D.F.M., Ramos R.V., Germentil M.J.Q. Creation of a virtual reality environment of a university museum using 3D photogrammetric models // International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences — ISPRS Archives. 2019. Vol. 42. Issue 2/W13. Pp. 841–847. doi: 10.5194/isprs-archives-XLII-2-W13-841-2019
  19. Ver Steeg Jr. J. A mixed-methods study of how university museums use outreach to build community relationships and deliver value to the university // Museum Management and Curatorship. 2022. Vol. 37. Issue 1. Pp. 71–91. doi: 10.1080/09647775.2021.2023898
  20. Адашова Т.А. Трансформация деятельности музеев в современном мире // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. 2020. С. 372–378. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44072539
  21. Павлинов И.Я. Зоологический музей Московского университета: фрагменты истории (1755–1991) // Зоологические исследования. 2016. № 19.С. 57–157.
  22. Иванова-Веэн Л.И. К 270-летию Московской архитектурной школы и 30-летию Музея МАРХИ // Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: вчера, сегодня, завтра : мат. Междунар. науч. конф. к 150-летию Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова. Опыт коллективного монографического исследования (Москва, 23 ноября 2018 г.). М., 2018. С. 496–500. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37612366&pff=1

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».