Value orientations of modern youth and the formation of functional literacy of a student: from the experience of teaching the discipline «Fundamentals of Russian Statehood»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is about the experience of forming functional literacy of students during the course ‘Fundamentals of Russian statehood’. The relevance of the problem is associated with dynamic changes in the economy, social and cultural life, which requires from the future specialist a broad outlook, knowledge and skills to adapt in the changing world. The material for analysis is the experience of teaching the course ‘Fundamentals of Russian statehood’ in two higher educational institutions in September - December 2023. It shows the reliance on the value attitudes of young people, in particular, the love for ‘small motherland (region), the values of creative and professional self-realisation, allowed to stimulate the development of reading, communicative and information literacy: the ability to work with texts on different topics, to critically select information, to present it correctly to the audience. The article concludes that the reliance on the basic value attitudes of young people is a quite effective approach to stimulate interest in the learning process, which is the key to the formation of elements of functional literacy of students. These methodological techniques of humanities disciplines in higher education can be the subject of further discussions.

About the authors

Nataliya Ivanovna Sazonova

Tomsk State Pedagogical University

Email: nataly-sib@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

Yuriy Aleksandrovich Rudnitsky

Tomsk State Pedagogical University

Email: yura.rudnitskiy.93@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. № 1. С. 199–208.
  2. Бахарева Е. В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. 2019. № 2. С. 54–55.
  3. Юртаева О. А. Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 316–318.
  4. Саметова Ф. Т., Мырзаханова Ф. М. Функциональная грамотность как один из показателей уровня социально-культурного развития человека // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. 2020. №2. URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?id=82 (дата обращения: 15.09.2024).
  5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Икар, 2009. 448 с.
  6. Горобец Л. Н., Бирюков И. В. , Попова Т. П. Функциональная грамотность как основной тренд современного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3. С. 84‒86.
  7. Егорова Г. И., Семухин С. П., Егоров А. Н. Дискурс-анализ формирования функциональной грамотности будущих бакалавров в области экологизации профессиональной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 53–61.
  8. Степанова Г. Б. Студенты о гуманитарных науках и технократическом мышлении // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 145–155.
  9. Письмо Минобрнауки России № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023 г. «О направлении концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности». URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//method/Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023.pdf (дата обращения 13.08.2024).
  10. Зайцева С. А. Восприятие учебного курса «Основы российской государственности» студенческой молодежью московских университетов (по результатам глубинного исследования) // Россия: общество, политика, история. 2023. № 4 (9). С. 111–131. https://doi.org/10.56654/ROPI-2023-4(9)-111-131
  11. Шохин В. К. Ценность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. С. 320–323.
  12. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. 296 с.
  13. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. M.: Академический Проект, 2001. 990 с.
  14. Ценности молодежи // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения 13.08.2024).
  15. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников. М.: Академия, 2008. 232 с.
  16. Коломиец О. П. Преподавание гуманитарных дисциплин с региональным компонентом в вузе (на примере Чукотского филиала ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова») // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 37–42.
  17. Goncharova T. A. Using the memories of Tomsk Oblast inhabitants to teach regional history at school // Education & Pedagogy Journal. 2024. Vol. 2(10) P. 69–80.
  18. Кудинов С. И., Кудинова И. Б., Кудинов С. С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2013. № 2. С. 5–13.
  19. Федотова Н. Г. Культурная память города: особенности репрезентации нарративов локального патриотизма в городской среде // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2023. № 50. С. 153–165.
  20. Дегтярева А. И. Краеведческое направление в социальной работе современных сельских библиотек (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Серия: Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 132–146.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».