Эмоциональный интеллект и интеллектуальная оценка риска: типологический подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование эмоциональных и когнитивных аспектов регуляции поведения человека в ситуациях риска является актуальной задачей современной психологии. Изучение конструкта «эмоциональный интеллект» доказало значимость данного феномена в контексте развития ресурсов человека в связи с задачами профессиональной, учебной и повседневной жизнедеятельности. Связи эмоционального интеллекта с когнитивными оценками рисков позволяют выявить ресурсы стрессоустойчивости и самоэффективности в контекстах различных социальных практик. Целью настоящего исследования явилась разработка модифицированного опросника ЭмИн, изучение связей показателей эмоционального интеллекта и интеллектуальной оценки риска для описания типологических особенностей современной студенческой молодежи. В исследовании использовались методики: опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина, Шкала интеллектуальной оценки риска (Subjective Risk Intelligence Scale – SRIS) (G. Craparo, P. Magnano, A. Paolillo, V. Costantino, 2018, адаптация Т. В. Корниловой, Е. М. Павловой, 2020). Результаты демонстрируют значимые психометрические характеристики модифицированной версии опросника ЭмИн. Описана типология современной студенческой молодежи с точки зрения специфики сформированности личностных ресурсов эмоциональной и когнитивной регуляции поведения, связанного с ситуациями риска. Результаты исследования, включая модифицированный вариант опросника ЭмИн, а также выявленные типологические особенности молодежи могут быть использованы психологами при изучении человека в ситуации неопределенности в современном транзитивном мире.

Об авторах

Игорь Александрович Филенко

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: filen5725@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент Томск, Россия

Сергей Александрович Богомаз

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: bogomazsa@mail.ru
доктор психологических наук, профессор Томск, Россия

Ольга Викторовна Каракулова

Томский государственный педагогический университет

Email: karakulova@tspu.edu.ru
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии и специального образования Томск, Россия

Анастасия Александровна Халимова

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: Nastya.Khalimova.01@mail.ru
студент Томск, Россия

Список литературы

  1. Salovey P., Mayer D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. P. 185–211.
  2. Андреева И. Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 56–66.
  3. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 264–278.
  4. Collado-Soler R., Trigueros R., Aguilar-Parra J. M., Navarro N. Emotional Intelligence and Resilience Outcomes in Adolescent Period, is Knowledge Really Strength? // Psychology Research and Behavior Management. 2023. № 16. Р. 1365–1378.
  5. Кузьмина Е. И., Куляцкая М. Г., Сергеева В. С. Эмоциональный интеллект лиц с разным типом ролевой виктимности // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия E. Педагогические науки. Психология. 2017. № 7. С. 81–86.
  6. Penrose A., Perry C., Ball I. Emotional intelligence and teacher self-efficiency: the contribution of teacher status and length of experience // Issues in educational research. 2007. № 17 (1). Р. 107–126.
  7. Sommaruga M., Casu G., Giaquinto F., Gremigni P. Self-perceived provision of patient centered care by healthcare professionals: The role of emotional intelligence and general self-efficacy // Patient education and counseling. 2017. № 100 (5). Р. 974–980.
  8. Кутеева В. П., Юлина Г. Н., Рабаданова Р. С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3 (6). С. 59–65.
  9. Богомаз С. А. Аналитический, эмоциональный и социальный виды интеллекта во взаимосвязи с психологической системой деятельности // Седьмая международная конференция по когнитивной науке, 20–24 июня 2016 г., Светлогорск, Россия: тезисы докладов. Светлогорск, 2016. С. 158–160.
  10. Ullah M. S., Akhter S., Aziz M. A., Islam M. Social support: mediating the emotional intelligence-academic stress link // Front. Psychol. 2023. № 14:1218636. P. 1–14.
  11. Перикова Е. И., Бызова В. М. Метапознание и эмоциональный интеллект студентов естественных направлений в период пандемии и до нее // Российский психол. журнал. 2022. № 19 (1). С. 112–126.
  12. Родионова Е. В., Конюхова Т. В., Лукьянова Н. А., Конюхова Е. Т. Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза // Education and Self Development. 2022. Vol. 17, № 4. C. 126–138.
  13. McIlvain S. J., Miller B., Lawhead B. A., Barbosa‐Leiker C., Anderson A. Piloting yoga and assessing outcomes in a residential behavioural health unit // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. 2015. № 22(3). Р. 199–207.
  14. Ruttledge R. A., Petrides K. V. A cognitive behavioural group approach for adolescents with disruptive behaviour in schools // School Psychology International. 2012. № 33 (2). Р. 223–239.
  15. Nagamitsu S., Kanie A., Sakashita K., Sakuta R., Okada A. et al. Adolescent health promotion interventions using well-care visits and a smartphone cognitive behavioral therapy app: Randomized controlled trial // JMIR MHealth and UHealth. 2022. № 10(5). P. 1–16.
  16. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Ветрова И. И., Мигун Ю. П. Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 1–14.
  17. Князев Г. Г., Митрофанова Л. Г., Разумникова О. М., Барчард К. Адаптация русскоязычной версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард // Психол. журнал. 2012. Т. 33, № 4. С. 112–120.
  18. Meghas-Robles A., Sanchez-Lopez M. T., Gomez-Leal R., Cabello R., Gutierrez-Cobo M. J., Fernandez-Berrocal P. Impulsivity and sensitivity to reward as mediating factors of the negative relationship between emotional intelligence and health-related risk-taking: evidence from a sample of university students // BMC Psychology. 2023. № 11:386. P. 1–11.
  19. Корнилова Т. В., Павлова Е. М Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 4. С. 59–78.
  20. Маркман И. Ю., Богомаз С. А. Оценка риска и жизнестойкости как факторов психологического здоровья и счастья // Психология психических состояний: сб. материалов XVI Междунар. научно-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 24–25 февраля 2022 г.) / сост. А. В. Климанова; под общ. ред. М. Г. Юсупова, А. В. Чернова. Вып. 16. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2022. С. 308–313.
  21. Халимова А. А., Богомаз С. А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта, смысложизненных ориентаций и психологического здоровья молодежи в условиях пандемии // Психология психических состояний: сб. материалов XVI Междунар. научно-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 24–25 февраля 2022 г.) / сост. А. В. Климанова; под общ. ред. М. Г. Юсупова, А. В. Чернова. Вып. 16. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2022. С. 472–476.
  22. Богомаз С. А., Халимова А. А. Эмоциональный интеллект, креативность и смысложизненные ориентации современной молодежи // Cognitive Neuroscience – 2021: материалы междунар. форума. 2–3 декабря 2021 г., Екатеринбург / отв. ред. Э. Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2022. С. 105–108.
  23. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 350 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».