Systems of teaching military vocabulary in the Russian as a foreign language course for foreign cadets at the universities of the Ministry of Defense

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

TThe article deals with the problem of the urgent need to change the linguodidactic paradigm of teaching Russian as a foreign language in higher education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and substantiates the methodological and methodical principles underlying the design of a course in which Russian language teaching is conducted by “immersion” in the language of specialty. At the present stage, the methodology of teaching Russian as a foreign language should be characterized by flexibility, adaptability, ethnospecific and professionally oriented orientation. Teaching military vocabulary to foreigners should represent a holistic and phased system of tasks of varying degrees of complexity, aimed at the formation of linguistic and professional competencies. Teachers of Russian as a foreign language successfully use various methodological techniques, methods of semantization of unfamiliar words: word-formation analysis, search for synonyms, homonyms, etc. An interactive illustrated dictionary of military vocabulary and a system of tasks aimed at consolidating this material can also help in solving this task. At the first stage of the study, the authors selected thematic groups of professional vocabulary necessary for initial acquaintance with military service and training in the higher educational institutions of the Ministry of Defense. At the first stage of the study, the authors selected thematic groups of professional vocabulary necessary for initial acquaintance with military service and training at the higher educational institutions of the Ministry of Defense. The following groups were singled out: “Military ranks”, ‘Military units’, ‘Military positions’, ‘Weapons’, ‘Military uniforms’, ‘Uniforms’, ‘Military uniforms’, ‘Military life’. Further, the dictionary article was created as a creolized text: the definition of each concept was supplemented with an actual image. Such a dictionary of military vocabulary corresponds to the concept of a modern textbook as a polycoded text that contributes to the deepening of foreign cadets’ linguistic and professional knowledge and prepares them for the transition from the reproductive function of speech to the creative, free mastery of professional vocabulary.

About the authors

Maksim Sergeyevich Velikov

Military Institute (Engineering and Technical), Russian Military Academy of Logistics Named after A. Khrulev, Engineering Insitute

Email: botvexel@yandex.ru
St. Petersburg, Russian Federation

Elena Yuryevna Safronova

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; State budgetary educational institution school 210 of the Central district of St. Petersburg

Email: esafr@mail.ru
St. Petersburg, Russian Federation

References

  1. Кулибина Н.В. Инновационный вектор в методике преподавания русского языка как иностранного – изменение лингводидактической парадигмы // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка как иностранного: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 июня 2015 г., г. Уфа) / отв. ред. канд. филол. наук ст. преп. О.С. Тарасенко. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2015. С. 9–19.
  2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / Департамент по языковой политике, Страсбург. М.: МГЛУ, 2005. 247 с.
  3. Орлова Е.С. Современные парадигмы лингводидактики // Вестник Нижегородского университета. 2013. № 4 (2). С. 366–372.
  4. Миночкина Г.А., Чернякова Н.Ю. Музыкальная фонетика как средство обучения и воспитания иностранных курсантов, изучающих русский язык в Российском военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2012. № 7. С. 188–191.
  5. Зверев С.Э. Обучение владению военной лексикой и терминологией курсантов военных вузов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 176–179.
  6. Седыченко Т.Ю. Специфика обучения профессиональной речи иностранных курсантов (слушателей) в военном вузе // Гуманитарные проблемы военного дела. 2020. № 4. (25). С. 162–168.
  7. Сафронова Е.Ю., Калугина Т.В. Средства реализации языкового смысла «признак предмета» в профессиональной сфере «военное строительство» // Язык и текст. 2024. Т. 11, № 1. С. 52–64.
  8. Калугина Т.В., Орехова Н.Н. Дифференцированный подход и индивидуализация обучения в разноуровневых группах // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: сб. материалов IX Всероссийской научно-методической конференции / ред. Т.В. Рябова, О.А. Кунникова. СПб., 2023. С. 73–78.
  9. Биченок Л.П. Обучение военной профессиональной речи и тестовые формы контроля: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.
  10. Баранова И.И., Виноградова М.В., Гладких И.А., Доценко М.Ю. Проблемы обучения русскому языку как иностранному в специальных целях: анализ мнений студентов // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 260–276.
  11. Кутузова Г.И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. 379 с.
  12. Есина З.И., Соболева Н.И., Нахабина М.М., В.В. Стародуб и др. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: Изд-во РУДН, 2001. 137 с.
  13. Есина З.И. Межпредметная координация как основа проектирования учебного процесса для получения иностранными студентами специальности // Полилингвальность и транскультурные практики. 2010. № 1. С. 13–18.
  14. Зверев С.Э. Военная риторика Древнего мира. СПб.: Алетейя, 2011. 176 с.
  15. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 56 с.
  16. Зверев С.Э. Военная риторика Нового времени. СПб.: Алетейя, 2012. 397 с.
  17. Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья. СПб.: Алетейя, 2011. 206 с.
  18. Зверев С.Э. Военная риторика Новейшего времени. Гражданская война в России. СПб.: Алетейя, 2012. 374 с.
  19. Зверев С.Э. «Вселить в них дух воинственный»: дискурсивно-педагогический анализ воинских уставов. СПб.: Алетейя, 2017. 205 с.
  20. Зверев С.Э. Военная риторика Второй мировой: речевое воспитание войск в межвоенный период и в годы войны. СПб.: Алетейя, 2014. 559 с.
  21. Зверев С.Э. Русский мат, бессмысленный и беспощадный, на войне и военной службе. СПб.: Алетейя, 2022. 143 с.
  22. Зверев С.Э. Речевое воспитание военнослужащих. СПб.: Алетейя, 2013. 407 с.
  23. Зверев С.Э. Наука жить и побеждать. Актуальные уроки суворовского наследия: историко-педагогическое исследование. СПб.: Алетейя, 2022. 316 с.
  24. Речевое воспитание: философско-педагогические и лингвистические аспекты / [С.Э. Зверев и др.]; под ред. И.О. Горяинова. СПб.: Алетейя, 2017. 103 с.
  25. Гладких И.А., Орехова Н.Н., Сафронова Е.Ю. Русский язык как иностранный. Изучаем военное дело: учеб. пособие для иностранных курсантов военных вузов. М.: ФЛИНТА, 2023. 174 с.
  26. Гладких И.А., Орехова Н.Н., Сафронова Е.Ю. Русский язык как иностранный. Изучаем специальные предметы: учебник по дисциплине «Русский язык как иностранный» для курсантов специальности 56.05.07 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения». СПб., 2023. 161 с.
  27. Исаева Л.Р., Шестакова Е.В. Введение военно-профессиональной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie-voenno-professionalnoy-leksiki-na-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 01.07.2024).
  28. Говорухина Ю.А., Монгина Ф.М. Профессиональная лексика в учебном пособии по русскому языку как иностранному: из опыта обучения иностранных военнослужащих // Русистика. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-leksika-v-uchebnom-posobii-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-iz-opyta-obucheniya-inostrannyh-voennosluzhaschih (дата обращения: 01.07.2024).
  29. Саркисова А.Ю. О месте историко-лингвистического комментария в обучении русскому языку как иностранному // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 67–71.
  30. Сафонова В.В., Шустрова Е.В. Проблемные задания для работы с поликодовым текстом при реализации программ иноязычного профессионального образования // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 2. С. 78–93.
  31. Гладких И.А., Великов М.С. Азбука СВО: учеб. пособие по аудированию для иностранных военных специалистов. СПб.: Флинта, 2024. 62 с.
  32. Сафронова Е.Ю. Рецензия на учебное пособие И.А. Гладких, М.С. Великова «Русский язык как иностранный. Азбука СВО: учеб. пособие по аудированию для иностранных военных специалистов» (Санкт-Петербург, 2024. 62 с.) // Культура и текст. 2024. № 4. С. 174–176.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».