Буквари советской эпохи. Возврат в прошлое или новая реальность?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы обусловлена общественными процессами, проявляющимися в виде требований родительского сообщества к возврату системы образования времен СССР. Современные общественные движения, такие как «Всероссийское родительское сопротивление», «Образовательные партизаны», «За возрождение образования», становятся реальными участниками образовательного процесса, распространяют идеи обучения по «сталинским» учебникам, издают учебную и методическую литературу советского периода. В связи с этим возникла необходимость провести анализ содержания обозначенных учебников с точки зрения возможности их использования в условиях домашнего обучения. В статье сопоставляются буквари и азбуки советского периода (с 1947 г.) таких авторов, как Н.А. Костин, С.П. Редозубов, А.И. Воскресенская и др. и «Азбука» В.Г. Горецкого из УМК «Школа России» (2017–2024 гг.). За основу сопоставления взяты лингвистические, методические особенности учебников и их художественное оформление. Автор рассматривает принципы, цели создания букварей, структуру учебников, способы подачи материала, а также умения, формируемые рассматриваемыми букварями. Обращается внимание на такие методы и приемы, как звуковой аналитико-синтетический метод, «чтение – письмо», на принципы «от простого к сложному» и «не более одной трудности на уроке» в учебниках советской поры. В статье анализируются как достоинства, так и недостатки рассматриваемых учебников, начиная от наличия/отсутствия фонетического анализа и заканчивая неудачными формулировками теории лингвистики. Опора на научные достижения в области фонетики и фонологии, на исследования в области психологии ребенка обусловливает преемственность букварей и азбук разных эпох в методическом и содержательном плане.

Об авторах

Маргарита Викторовна Курышева

Томский государственный педагогический университет

Email: marcur@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент Томск, Россия

Список литературы

  1. Редозубов С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ru-metod-1961.htm (дата обращения: 15.04.2025).
  2. Костин Н.А. Букварь. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1947. 128 с.
  3. Костин Н.А. Методика обучения грамоте по звуковому методу. Л.: Ленинградское отделение Наркомпроса РСФСР, 1937. 170 с.
  4. Воскресенская А.И. Букварь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1952. 96 с.
  5. Букварь / С.П. Редозубов, А.В. Байдина-Янковская, Н.А. Костин и др. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. 96 с.
  6. Редозубов С.П. Обучение грамоте: руководство для учителей начальной школы. М.: Министерство просвещения РСФСР, 1947. 123 с.
  7. Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В. Азбука для обучения детей в семье. М.: Советские учебники, 2022. 104 с.
  8. Магеррамов И.А. Вклад М.Р. Львова в развитие теории и практики отечественной неориторики // Школа будущего. 2017. № 1. С. 58–70. URL https://schoolfut.ru/wp-content/uploads/journal/2017/2017-1-journal.pdf#page=64 (дата обращения: 17.04.2025).
  9. Букварь / Н. Архангельская, Е. Карлсен, А. Каменева, С. Худак. М.: Просвещение, 1967. 103 с.
  10. Букварь / В.Г. Горецкий, В. Кирюшкин, А.Ф. Ашанько. М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  11. Поздеева С.И. Методика обучения грамоте: учебно-методическое пособие. Томск: Томский центр научно-технической информации, 2017. 96 с.
  12. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2023. 127 с.
  13. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2023. 111 с.
  14. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Русский язык. Азбука. 1 класс: методические рекомендации. М.: Просвещение, 2023. 103 с.
  15. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте: методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017. 301 с.
  16. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 8 (2018). С. 15–21. URL: https://www.riash.ru/jour/issue/view/44 (дата обращения 24.04.2025).
  17. Божович Е.Д. Проблематика развития речи ребенка и обучение чтению в трудах Д.Б. Эльконина. URL: https://psy.su/feed/12006/ (дата обращения: 15.04.2025).
  18. Сильченкова Л.С. От чего зависит успешность формирования у первоклассников механизма чтения // Начальная школа. 2017. № 1. С. 59–61. URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1484649750-1805934622.pdf (дата обращения: 17.04.2025).
  19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 363–404.
  20. Цукерман А.Г., Обухова О.Л. Методическое пособие по курсу «Обучение грамоте» (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). М.: БИНОМ. Лаборатория занятий, 2020. 320 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».