Искусственный интеллект как феномен современного общественного развития (социологический аспект)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. Стремительное развитие компьютерных технологий, в том числе искусственного интеллекта, обладающего значительным потенциалом, в настоящее время является очевидным фактом. Вместе с тем в условиях социальной и этико-правовой неопре-деленности эти технологии порождают новые вызовы и поднимают важные этические вопросы, связанные с будущим человеческого общества и перспективами его дальнейшего развития. В рамках данного исследования проведен анализ искусственного интеллекта как явления, характерного для современного уровня развития информационных технологий. Рассмотрены приоритетные направления деятельности, в которых искусственный интеллект успешно применяется. Представлен анализ основных ограничений, связанных с использованием данных технологий. Целью исследования является изучение современного состояния развития технологий искусственного интеллекта и особенностей его применения в различных сферах. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели был проведен вторичный анализ ситуации в сферах, связанных с технологиями искусственного интеллекта. Проанализированы результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, ежегодный отчет «Ipsos AI Monitor» от компании Ипсос Комкон, а также ряд экспертных заключений. В качестве теоретических методов были использованы методы анализа, классификации, а также системный подход. Результаты. Выявлены ключевые особенности, преимущества и риски использования технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности и повседневной жизни людей. Отмечено неоднозначное отношение к данному направлению, связанное с недостаточными знаниями о нем, а также некоторыми другими факторами. Выводы. Возможности искусственного интеллекта привлекают интерес как специалистов многих сфер деятельности, так и рядовых пользователей сети Интернет. При этом только грамотный подход к использованию данных технологий будет способствовать дальнейшему их распространению и совершенствованию при условии обеспечения достаточного уровня контроля.

Об авторах

Анна Юрьевна Питерова

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: press_centr_pnz@bk.ru

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций

Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40

Список литературы

  1. Цвык В. А., Цвык И. В., Цвык Г. И. Искусственный интеллект в современном обществе: шаги, вызовы, стратегии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2024. Т. 28, № 2. С. 589–600. doi: 10.22363/2313-2302-2024-28-2-589-600 EDN: UBJZTG
  2. Даллакян К. А. Техносоциальное неравенство в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2020. Т. 26, № 1. С. 82–96. doi: 10.24290/1029-3736-2020-26-1-82-96 EDN: QVJRAT
  3. Исаева К. В. Периодизация технологического развития общества. Электронно-цифровая цивилизация // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2022. Т. 28, № 4. С. 139–157. doi: 10.24290/1029-3736-2022-28-4-139-157 EDN: XPMNRD
  4. Гавриленко О. В. Социальные технологии в эпоху «надзорного капитализма»: цифровизация и власть алгоритмов // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2023. Т. 29, № 3. С. 145–165. doi: 10.24290/1029-3736-2023-29-3-145-165 EDN: NTKTHT
  5. Дурнев А. Д. Событие в цифровую эпоху: статус действующего лица // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. № 3. С. 328–339. doi: 10.17072/2078-7898/2024-3-328-339 EDN: PRSHFO
  6. Габриелян О. А. К вопросу о принципиальной (не)возможности сильного искусственного интеллекта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. № 3. С. 351–361. doi: 10.17072/2078-7898/2024-3-351-361 EDN: QBKURX
  7. Осипова Н. Г. Цифровизация социальной реальности: ключевые дискуссии // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 2022. Т. 28, № 3. С. 7–27. doi: 10.24290/1029-3736-2022-28-3-9-42 EDN: NSYWXR
  8. Биричева Е. В. Искусственные интеллектуальные системы и проблема опыта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. № 3. С. 317–327. doi: 10.17072/2078-7898/2024-3-317-327 EDN: OHSVIP
  9. Алгалиева Г. С., Шалкарбек А. Искусственный интеллект как фактор трансформации в PR, маркетинге и медиапространстве // Российская школа связей с общественностью. 2024. № 33. С. 10–27. doi: 10.24412/2949-2513-2023-33-10-27 EDN: FBQXGG
  10. Шафир Т. В. Искусственный интеллект как инструмент трансформации социальных процессов в России // Вестник Прикамского социального института. 2025. № 1 (100). С. 151–157. EDN: CFWXYN
  11. Жуков Д. А., Коляда Д. А., Вонарх Ю. С. Искусственный интеллект и большие данные, проблематика // Вестник науки. 2025. № 4. С. 384–393. EDN: YXWJWC
  12. Неренц Д. В. Специфика применения искусственного интеллекта в современном медиапространстве // Litera. 2024. № 8. С. 186–198. doi: 10.25136/2409-8698.2024.8.44025 EDN: UUYSOS
  13. Вячистов В. М., Шафажинская Н. Е. Влияние информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта на когнитивные функции // Вестник Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет). Серия прикладных научных дисциплин. 2024. № 1. С. 96–108. EDN: AAFRPR
  14. Былевский П. Г. Философско-культурологический анализ доверия к технологиям «искусственного интеллекта» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 68. С. 65–77. doi: 10.31773/2078-1768-2024-68-65-77 EDN: EFACYO
  15. Молчанова Г. Г. Искусственный интеллект как вызов и как проблема (аналитический обзор) // Вестник Московского университета. Серия 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 9–17. doi: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-1 EDN: FJVNMF
  16. Лукина М. М., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Кульчицкая Д. Ю. Искусственный интеллект в российских медиа и журналистике: к дискуссии об этической кодификации // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. № 4. С. 680–694. doi: 10.17150/2308-6203.2022.11(4).680-694 EDN: WMNHIF
  17. Глазова Л. И., Лузгина А. Д., Пугачевский А., Кочетова А. Н. Искусственный интеллект как эффективный инструмент коммуникаций // Российская школа связей с общественностью. 2024. № 33. С. 48–65. doi: 10.24412/2949-2513-2023-33-48-65 EDN: JURXUO
  18. Анненкова А. В. Искусственный интеллект и нейронные сети в рекламной индустрии: новый тренд на автоматизацию и симбиотическое сосуществование человека и технических инноваций // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 10 (148). С. 1–8. doi: 10.60797/IRJ.2024.148.49 EDN: ZGYCRL
  19. Мызрова К. А., Рожкова Е. В., Туманов Э. В., Владиславская В. А. Особенности применения искусственного интеллекта в креативных индустриях // Креативная экономика. 2025. Т. 19. № 2. С. 303–320. doi: 10.18334/ce.19.2.122571 EDN: ESMPHH
  20. Рубцова Н. В. Нейросети в медиа: возможности, проблемы, перспективы для будущих медиаспециалистов // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13, № 1. С. 156–171. doi: 10.17150/2308-6203.2024.13(1).156-171 EDN: XGCNOY
  21. Давыдов С. Г., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. 2023. № 5. С. 3–21. doi: 10.30547/vestnik.journ.5.2023.321 EDN: ZZJRRX
  22. Шомова С. А. Ты, Я и «Алиса»: как мы уживаемся с искусственным интеллектом // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. 2024. № 3. С. 186–207. doi: 10.30547/
  23. vestnik.journ.3.2024.186207 EDN: XGXXLO

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».