Цесарь-царевич-князь: о времени складывания русской титулатуры для ордынской аристократии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования: установить, с какого времени на Руси утверждается применение к ордынской аристократии титулов цесарь/царьцаревич и князь.
Материалы исследования: тексты древнерусских летописей – Ипатьевской, Лавренть­евской, Новгородской первой и других, Жития Александра Невского, Михаила Черниговского и царевича Петра, договорные грамоты.
Новизна и результаты исследования: в историографии утвердилось мнение, что верховный правитель Золотой Орды, хан, обозначался на Руси титулом цесарь/царь, члены ханского рода – как царевичи, а эмиры (беки) – как князья. Но не ставился вопрос, к какому времени следует относить складывание такой терминологической картины. После Батыева нашествия некоторое время титул верховного правителя Монгольской империи в русских источниках воспроизводился без перевода, как канъ. Затем к главе Монгольской империи начинает применяться термин це­сарь/царь, употреблявшийся ранее на Руси из современных правителей только по отношению к императорам Византии и Священной Римской империи. При этом во второй половине XIII в. встречаются случаи, когда термином цесарь/царь опреде­ляются представители династии Джучидов, не являвшиеся ханами. В XIV веке таких именований «цесарями» Джучидов, не носивших ханского титула, уже не фик­сируется. Что касается термина царевич, то для XIII в. случаев его употребления, которые не могут объясняться ретроспекцией, не имеется. Надежно фиксируется данный термин для обозначения членов ханского рода только со второй половины XIV века. Не обнаруживаются для XIII в. и случаи употребления к ордынским вельможам термина князь. Наиболее ранняя его фиксация – в Житии Михаила Ярославича Тверского (создано не ранее 1319–1320 гг.), в иных же источниках он встречается только с 1350-х гг. Таким образом, «триада» цесарь/царь – царевич – князь по отношению к представителям ордынской аристократии полностью сло­жилась только в XIV столетии. К его началу закрепилась традиция прилагать титул цесарь/царь исключительно к правящему хану Орды. В первой половине XIV в. ордынские эмиры начинают обозначаться как «князья». Практика именования Джучидов, не занимавших ханский престол, «царевичами» утверждается лишь во второй половине XIV века.

Полный текст

В историографии обоснованно утвердилось мнение, что верховный правитель Золотой Орды, хан, обозначался на Руси титулом цесарь/царь, члены ханского рода – как царевичи, а эмиры (беки) – как князья [11, с. 30; 28, с. 90–93; 27, с. 192–198; 24, с. 97]. Но остался невыясненным вопрос, к какому времени следует относить складывание такой терминологической картины: закрепились эти титулы за соответствующими категориями ордынской аристократии одновременно или процесс носил более сложный характер.

После Батыева нашествия некоторое время титул верховного правителя Монгольский империи – каан – в русских источниках воспроизводился без перевода – канъ.

В Галицко-Волынской летописи в рассказе о взятии Киева в 1240 г. про будущего каана Гуюка сказано: «Кююкъ, иже вратися, оувѣдавъ смерть кановоу (своего отца каана Угедея – А.Г.), и бысть каномь» [16, стб. 785]. В Житии Михаила Черниговского говорится о действиях монголов по отношению к русским князьям после похода Батыя: «начаша их звати татарове ноужею, глаголюще: “не подобаеть бо жити на земле канови и Батыевѣ, не поклонившееся има”. Мнози бо ѣхаша и поклонишася канови и Батыеви. Обычаи же имяше канъ и Батыи…» [25, c. 55 2-й пагинации]. В летописании Северо-Восточной Руси употребляется как термин канъ (под 1243 г.: «Великыи князь Ярославъ поѣха в Татары к Батыеви, а сына своего Костянтина посла к Канови» [15, cтб. 470]), так и кановичи (под 1245 г.: «князь Костянтинъ Ярославичь приѣха от Кановичь к отцю своему с честью» [15, cтб. 471]; под 1246 г.: «Тое же осени Ярославъ князь сынъ Всеволожь преставися во иноплеменицѣх, ида от Кановичь» [15, cтб. 471]; под 1247 г.: «Поѣха Андрѣи князь Ярославич в Татары к Батыеви, и Олександръ князь поѣха по братѣ же к Батыеви. Батыи же почтивъ ею и посла я г Каневичем» [15, cтб. 471]; под 1252 г.: «Приѣха Олександръ и Андрѣи от Кановичь» [15, cтб. 472]).

Затем к главе Монгольской империи начинает применяться термин цесарь/царь1, употреблявшийся ранее на Руси из современных правителей только по отношению к императорам Византии и Священной Римской империи2.

В Лаврентьевской летописи под 1257 г. встречается своеобразное сочетание терминов канъ и цесарь: «приеха Глѣбъ Василкович ис Кану земли от цесаря» [15, cтб. 474] – т.е. земля (цетральноазиатский улус правителя Монгольской империи Мунке) обозначена как принадлежащая «кану», но сам он уже именуется «цесарем». В Новгородском летописании под 1242 г. «цесарь» – каан, а Батый – «воевода»: «Того же лѣта князь Ярославъ Всеволодиць позванъ цесаремь Татарьскымъ, и иде в Татары къ Батыеви, воеводѣ татарьску» [12, c. 297 – Новгородская первая летопись младшего извода)]3. Под 1257 г. говорится, что новгородцы «даша дары цесареви» [12, c. 82]. Монгольское посольство, о котором идет речь, прибыло из Каракорума, поэтому «цесарь» здесь, скорее всего, каан Менгу.

Но практически одновременно начинается применение термина цесарь/царь и к правителю Улуса Джучи. В Лаврентьевской летописи под 1252 г. рассказывается, что «здума Андрѣи князь Ярославич с своими бояры бѣгати, нежели цесаремъ служити» [15, стб. 473]. Под «цесарями» имеются в виду каан Менгу и правитель Улуса Джучи Батый, имевший, возможно, статус соправителя первого [26, с. 79–81; 2, с. 73–74, примеч. 64]. В Житии Александра Невского (середина 1260-х гг., о датировке см.: [6, с. 36–39]) сначала говорится, что «Въ то же время бѣ царь силенъ на Въсточнѣй странѣ», который отправил послание Александру, а затем «царем» называется Батый: «И видѣвъ его царь Батый… По сем же разгнѣвася царь Батый на брата его…» [1, c. 173–174]. Под «царем из Восточной страны» скорее всего имеется в виду каан Гуюк (о вызове Александра к которому упоминает в своей «Истории монголов» Плано Карпини) [8], но Батый также называется с царским титулом. Именуется он «цесарем» и в Житии Михаила Черниговского [25, c. 55–58 2-й пагинации]. В летописании Северо-Восточной Руси и Галицко-Волынской земли с 1260–1270-х гг. наименование ханов Золотой Орды «цесарями» становится обычным [21, c. 329 – Берке; 16, стб. 871 – Менгу-Тимур]. «Послы от Менгоу Темеря цесаря» упоминаются в записи на договоре великого князя Ярослава Ярославича с Новгородом 1268 г. [4, № 81, с. 218].

При этом во второй половине XIII в. встречаются случаи, когда термин цесарь/царь прилагается к Джучидам, не являвшимся ханами.

Так именуется в северо-восточном и новгородском летописании Ногай, бывший в 1280–1290-е гг. правителем западной части Золотой Орды (от Днепра до Дуная), но ханского титула не носивший: «Князь же Дмитрии съ своею дружиною отъѣха въ Орду къ царю татарскому Ногою» [20, c. 78 – под 1282 г.];«Ахматъ же бяше въ то время у Ногоя царя, слышавъ, яко свободы его разграблены, замысли сдумати клевету на Олга къ царю Ногою»; «и сказаша царю Ногою всю правду бесерменикову» [20, c. 79 – под 1283 г.]; «Того же лѣта бысть мятежь в Татарех: Ногуи цесарь уби Телебугу цесаря и Алгуя цесаря» [12, c. 327].

В последней цитате из Новгородской первой летописи царский титул применен и по отношению к Алгую, двоюродному брату хана Телебуги (правил в 1287–1991 гг.). Он же вместе с Телебугой имеется в виду в Галицко-Волынской летописи, когда говорится, что князь Владимир Василькович объявил свою последнюю волю (в 1287 г.) перед «цесарями» [16, cтб. 898, 929]4.

Как «цесарь» фигурирует в северо-восточной летописи Токтомер – Джучид, приходивший с отрядом в Тверь в начале 1294 г.: «Тое же зимы цесарь тотарскыи приде въ Тфѣрь, имя ему Токтомѣръ» [15, cтб. 483]5.

В XIV веке именований «цесарями» Джучидов, не носивших ханского титула, уже не встречается.

Что касается термина царевич, то для XIII в. случаев его употребления, которые не могут объясняться ретроспекцией, не фиксируется.

В Новгородской Четвертой летописи (середина XV в.) «царевичем» назван Неврюй, возглавлявший поход на Северо-Восточную Русь в 1252 г. [17, c. 230]. Это явно поздняя вставка, поскольку в более ранних источниках Неврюй так не определяется, а главное – он не был членом рода Чингизидов6. В той же Новгородской Четвертой, а также Софийской Первой и Московской Академической летописях «царевичем» назван ордынский предводитель, в 1285 г. вместе с князем Андреем Александровичем воевавший против великого князя Дмитрия Александровича [17, c. 246; 18, cтб. 360; 15, стб. 526]. Известие восходит к ростовскому своду начала XV в. [10, с. 196, 199], и велика вероятность, что применен термин, обычный для этого времени.

Примечательно также, что в произведении, принятое в историографии название которого содержит титул «царевич» – «Житии Петра, царевича ордынского» (создано не ранее второй четверти XIV в. [9, с. 118], повествует о событиях второй половины XIII – начала XIV в.), в тексте герой «царевичем» не именуется: само заглавие звучит как «Житие блаженного Петра, братанича царева Беркина» (т. е. племянника хана Берке), и далее Петр фигурирует как «брата царева сын» [13, c. 20; 9, c. 120].

Надежно фиксируется термин «царевич» для обозначения членов ханского рода только со второй половины XIV века.

Еще под 1358 г. северо-восточная летопись именует члена ханского рода не царевичем, а «царевым сыном»: «царевъ сынъ именем[ъ] Маматъ Хожа» [19, cтб. 67]. В Новгородском летописании под 1360 г. употребляется множественное число – «цесаревичи»: «того же лѣта бысть мятежь силенъ въ Ордѣ: мнози цесари побиени быша и цесарици и цесаревицѣ» [12, c. 366]. «Персонально» термин «царевич» прилагается к Джучидам с 1370-х гг.: «царевич Арапша» [19, cтб. 118–119 – под 1377 г.]; « «царевич Акхожа» [19, cтб. 142 – под 1381 г. – под 1381 г.], «царевич Бектут» [19, cтб. 160 – под 1391 г.].

Не обнаруживаются для XIII в. и случаи употребления к ордынским вельможам термина князь. Лица статуса эмиров упоминаются либо без титула, только по имени [16, стб. 779, 806, 829, 840, 846–847, 849–852, 855, 881; 12, с. 82–83; 25, с. 57 2-й пагинации; 4, № 3, с. 11], либо определяются как «воеводы» [16, стб. 872, 876; 1, с. 174–175; 12, с. 63], т.е. по выполняемой в ходе военных действий функции.

Наиболее раннее упоминание «князей ордынских» встречается в Житии Михаила Тверского (вероятное время создания – около 1320 г. [5, с. 234]): «одари (Михаил в Орде – А.Г.) вси князи и царицю», «собрашася вси князи Ординьстии», «издаялъ есмь цареви и княземъ», «приставиша (к Михаилу – А.Г.) от седми князеи седмь сторожовъ» [7, c. 141–143]. В летописных известиях этот термин прилагается к ордынским эмирам с 1350-х гг.: «И бысть имъ судъ великъ предъ князми ординьскыми» [19, стб. 64 – под 1355 г.]; «а князи ординьскыхъ Муалбоузиноу чадь множьство оубилъ» [19, стб. 69 – под 1360 г.]; «А иные князи ординьскые затворишася въ Сараи», «А инои князь ординьскыи, Тагаи бѣ имя ему…»[19, стб. 69 – под 1361 г.). В 1352 г. ордынские «князи темнии» фигурируют в договоре, посвященном разделу между Великим княжеством Литовским и Польским королевством Юго-Западной Руси [23, № 3]7.

Таким образом, складывание русской терминологии в отношении ордынской аристократии заняло многие десятилетия, завершившись только ко второй половине XIV века. К началу этого столетия закрепилась традиция прилагать титул цесарь/царь исключительно к правящему хану Золотой Орды. В первой половине XIV в. ордынские эмиры начинают обозначаться как «князья». Видные члены ханского рода в XIII столетии могли определяться через термин «цесарь», а практика именования Джучидов, не занимавших ханский престол, «царевичами» утверждается лишь во второй половине XIV века.

 

1 Поскольку слово писалось сокращенно, под титлом, в случаях, если отсутствует буква с, остается неясным, какая его форма – полная (цесарь) или сокращенная (царь) подразумевается. В дальнейшем термин цитируется так, как воспроизводится в изданиях источников.

2 О причинах переноса на монгольских правителей императорского титула см.: [2, с. 134–137].

3 Скорее всего, это чтение первично по отношению к дошедшему до нас чтению Новгородской первой летописи старшего извода («Того же лѣта князь Ярославъ Всеволодичь позванъ цесаремь татарьскымь Батыемь, иде к нему въ Орду» – [12, c. 79]) поскольку в середине XV в. (время составления младшего извода летописи) тонкости титулатуры монгольских правителей середины XIII столетия были неактуальны, и сомнительно, чтобы летописец мог исправить простое и понятное «позван цесаремь татарьскымь Батыемь» на более сложную конструкцию с упоминанием безымянного «цесаря» и Батыя в качестве «воеводы». К тому же термин «Орда» к Улусу Джучи стал применяться существенно позже 1242 г. (в Лаврентьевской летописи первый случай – под 1257 г. [15, cтб. 474]), при том, что новгородское летописание было погодным; по-видимому, в данном случае чтение именно старшего, а не младшего извода является результатом позднейшего редактирования (ср: [6, с. 62, примеч. 61]).

4 Алгуй вместе с двумя другими Джучидами имел, возможно, определенные права соправительства с Телебугой, но ханского титула не носил, см.: [22].

5 О вариантах идентификации Токтомера см.: [3, с. 18–20]. В новгородском летописании под 6801 (1293/94) г., в рассказе о походе брата хана Токты Тудана (Дюденя) на Северо-Восточную Русь говорится, что новгородцы «дары послаша цесарю Дюденю на Волокъ» [12, с. 327]. Но здесь, скорее всего, имеется в виду, что Дюденю были отправлены дары для «цесаря», т.е. Токты (который выше в той же статье и называется этим титулом – «Отпусти цесарь брата своего Дюденя съ множеством рати»).

6 См. о Неврюе: [29].

7 Упоминание в ярлыке хана Менгу-Тимура русской Церкви 1267 г. «князей» и «полчных князей» содержится в переводе документа, сделанном не ранее конца XIV в. (См.: [14, c. 464, 467]), поэтому не может расцениваться как факт применения этого термина в XIII столетии.

×

Об авторах

Антон Анатольевич Горский

Институт российской истории РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: gor-ks@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8502-1235

доктор исторических наук, главный научный сотрудник

Россия, 117292, ул. Дм. Ульянова, 19, Москва

Список литературы

  1. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. 232 с.
  2. Горский А.А. «Всего еси исполнена земля Русская…»: Личности и тексты Русского Средневековья. М., 2001. 176 с.
  3. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2016. 296 с.
  4. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Т. 1. Тексты. 2-е изд. М., 2025. 856 с.
  5. Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. 290 с.
  6. Кучкин В.А. Монголо-татарское иго в освещении древнерусских книжников (XIII – первая четверть XIV в.) // Русская культура в условиях иноземных нашествий и войн:X – начало XX в. М., 1990. С. 15–69.
  7. Кучкин В.А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. Вып. 2. М., 1999. С. 116–163.
  8. Маслова С.А. Посольство «восточного царя» к Александру Невскому // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2019. № 1 (75). С. 75–79.
  9. Ленхофф Г. К истории Петра, царевича ордынского, и его ростовской вотчины // Средневековая Русь. Вып. 14. М., 2020. С. 97–128.
  10. Лурье Я.С. Генеалогическая схема летописей XI–XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 40. Л., 1985. С. 190–205.
  11. Насонов А.Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. 180 с.
  12. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. 640 с.
  13. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984. 768 с.
  14. Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. 528 с.
  15. Полное собрание русских летописей. Т. 1 (Лаврентьевская летопись; Московская Академическая летопись), 1997. 738 с.
  16. Полное собрание русских летописей. Т. 2 (Ипатьевская летопись). М., 2001.
  17. Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1 (Новгородская четвертая летопись). М., 2000. 688 с.
  18. Полное собрание русских летописей. Т. 6. Вып. 1 (Софийская первая летопись). М., 2000. 582 с.
  19. Полное собрание русских летописей. Т. 15. Вып. 1 (Рогожский летописец). Пг., 1922. 186 стб.
  20. Полное собрание русских летописей. Т. 18. СПб., 1913 (Симеоновская летопись). 316 с.
  21. Приселков М.Д. Троицкая летопись: реконструкция текста. М.; Л., 1950. 515 с.
  22. Рева Р.Ю. Распределение власти в улусе Джучи в 686–690/1287–1291 гг. // Нумизматика Золотой Орды. 2014. № 4. С. 134–147.
  23. Розов В. Україньски грамоти. Т. 1. Київ, 1928. 268 с.
  24. Селезнев Ю.В. Титулование в русской письменной традиции золотоордынской аристократии при описании русско-ордынских конфликтов в XIII–XV вв. и численность войсковых подразделений // Золотоордынское наследие. Вып. 1. Казань, 2009. С. 195–200.
  25. Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. СПб., 1915.165+186 с.
  26. Трепавлов В.В. Государственной строй Монгольской империи XIII в. М., 1993. 168 с.
  27. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса. Казань, 1979. 318 с.
  28. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. 180 с.
  29. Храпачевский Р.П. Экономическая составляющая «Неврюевой рати» (по монгольским источникам) // Восточная Европа в древности и Средневековье. XXV. Материалы Чтений памяти В.Т. Пашуто. М., 2013. С. 264–268.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Примечание

Финансирование: Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект № 24-18-00407 «Завоевание мира и крах глобальной империи: монгольское нашествие в судьбах русских земель XIII в.».



Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».