Был ли Хаджи-Гирей казанским ханом? Попытки объяснения «Дастана о Хаджи-Гирее» «Сборника летописей» Кадыр Али-бека
- Авторы: Зайцев И.В.1
-
Учреждения:
- Институт российской истории РАН
- Выпуск: Том 11, № 2 (2023)
- Страницы: 335-348
- Раздел: Оригинальные статьи
- Статья опубликована: 29.06.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/article/view/350299
- DOI: https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-2.335-348
- EDN: https://elibrary.ru/HNHNHI
- ID: 350299
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования: проанализировать текст «Дастана о Хаджи-Гирее» «Сборника летописей» Кадыр Али-бека с точки зрения правдоподобности исторических сведений о правлении хана Хаджи-Гирея в Казани.
Материалы исследования: изданные тексты и рукописи «Сборника летописей» Кадыр Али-бека, «Семи планет» Мухаммеда Ризы, «Краткой истории» Крыма.
Результаты и научная новизна исследования: автор приходит к выводу, что Хаджи-Гирей крепко был связан с Казанским юртом родственными узами. Его отец Гийас ад-Дин правил с какого-то времени волжским левобережьем, а дядя, возможно, и был тем самым казанским «вотчичем Либеем», убийство которого послужило отправной точкой возникновения независимой Казани. И дастан «Сборника летописей», судя по всему, является памятником, отразившим желание представителей левобережных илей призвать на казанский престол не просто чингизида, а одного из его законных правообладателей. Это призвание, скорее всего, не состоялось, и Хаджи-Гирей вошел в историю как основатель независимого Крымского ханства и новой династии Гиреев. Однако еще долго после этого в Казани и соседних юртах помнили о правах Гиреев на казанский престол.
Полный текст
Классики татарского исторического источниковедения справедливо считали Дастан о Хаджи-Гирее «самым запутанным» в «Сборнике-летописей» [32, с. 81]. Действительно, его текст дает богатую пищу для размышлений и догадок. Этот дастан неоднократно издавался и становился предметом обсуждения [5, с.160; 26, с.147; 6, с.477; 8]. Однако мы, как кажется, еще довольно далеки от понимания его исторического смысла.
Перевод этого дастана Р. Алимовым, который взял за основу критического текста и перевода казанский список, таков: «После того как храбрые бии конгратов убили старшего брата Хаджи Гирея Джан Гирей-султана, Хаджи Гирей был маленьким. В то время, когда он был в бегах, нанимаясь в услужение к каждому богачу который его звал, бии, будучи не в состоянии возвеличить одного над другими, поискали и нашли Хаджи Гирей-султана и сделали его ханом в 954 году [хиджры] в месяце Джумада аль-ахир. Из селения Султан [прибыл] глава Калчора, сын Султан-Али, из селения Уймас [прибыл] Балтач-бай вместе с десятью людьми, из селения Эштек Отек-бай вместе с десятью людьми, из селения Яджи – Кушай-уста вместе с десятью людьми, из селения Селде – Кул-Али-бай вместе с десятью людьми, из селения Чапчык [прибыли] Ямгурчы и Кызыл-Курт вместе с десятью людьми, из селения Шапшы – Джан-Чора вместе с десятью людьми, [63b] из селений Нете и Нурма [прибыли] Кул-Урус и ещё Алике вместе с десятью людьми, из селения Шейхзаде – Кулуш-мирза вместе с десятью людьми, [еще] десять человек [из селения] Ак Чора, Кибек Чырмыш вместе с десятью людьми из [селения] Тёрт-юйли. Еще из селения Мухаммед-бия в совокупности десять человек, Ядгар-бай, Касым Сеййид-бай вместе с десятью людьми из Эски-Юрта, из селения Кара Девлет – Конак-уста вместе с десятью людьми, из селения Хайырлы – Бахшенде Хафиз вместе с десятью людьми, Тушенек вместе с десятью людьми из Кара Исы, из селения Темирчи – Ногай, сын Усты вместе с десятью людьми, все эти люди, собравшись, привели и провозгласили ханом Хаджи Гирея» [17, с. 166].
«Испорченная» родословная Хаджи-Гирея и искаженная (?) дата, с одной стороны, и очень точная передача обстоятельств ранних лет жизни будущего крымского хана (противостояние с кунгратами и убийство брата Джан-Гирея, служба у богача-бая), с другой, совмещены с перечислением сел левобережья Волги, представители которых приглашают его на ханство. Как можно объяснить это очевидное противоречие?
Если не видеть связей между Хаджи-Гиреем и Казанью, то можно было бы попробовать поискать названия упомянутых населенных мест в Крыму. Действительно, для ряда населенных мест дастана мы найдем соответствия в крымской топонимике: это, например, Эски Юрт в окрестностях Бахчисарая1, Чепчак на Перекопе2, Демирджи или Кача. Однако приходится признать, что эти соответствия, во-первых, единичны, и это далеко не всегда названия сел, а во-вторых, они не дают целостной географической картины: это разные географические объекты в разных частях полуострова. Таким образом, попытка связать топонимику дастана с Крымом вряд ли плодотворна.
Это значит, что более продуктивно искать связи Хаджи-Гирея с Казанью. Одна из попыток прояснить суть дастана принадлежит Б.Р. Хисматуллину. Он обратил внимание на предание, согласно которому, «город Чаллы построен был казанским ханом в самом центре Ногайской дороги», и казанский хан поставил здесь одного человека беем. Один из беев данной территориальной единицы по имени Хаджи Гирей решился «отделиться от Казани и объявил себя независимым ханом». Таким образом, по Б.Р. Хисматуллину, смысл дастана заключается в перечислении имен 14 представителей «илей» (элей), которые участвовали в избрании Хаджи-Гирея ханом «Чаллынского улуса» [36, с. 151-52]. Мне кажется, что это объяснение для понимания текста дает слишком мало. Нужно искать другие пути.
В свое время я предположил, что в тексте «Сборника летописей» оказались искусственно совмещены родословная Хаджи-Гирея и обстоятельства призвания на казанский престол крымских султанов после смерти Сафа-Гирея. Мы знаем, что в 1549 г. казанцы отправили в Крым два посольства: в апреле (перехваченное московскими казаками) и в июне. Первое посольство направлялось с целью посадить на казанский престол Девлет-Гирея, второе – вероятно, сына Сафа-Гирея – Буляка [9, с. 94-96]. Дата Джумада II 956 г.х. соответствует июлю 1549 г., что очень близко дате второго посольства. Более того, если мы внимательно присмотримся к тексту перехваченного в апреле 1549 г. письма казанцев в Крым, мы увидим в числе тех, кто просил царя, и десятников (конечно, без упоминания их имен). Письмо было направлено от всех социальных слоев Казанского ханства: родовой аристократии (князей, представлявших свои кланы); духовенства («молны, афызы и азеи»), представителей десятичной административной организации («сотемные князи и десятники»), а также представителей этно-административных единиц внутри ханства («горние люди и арские князья»). Таким образом, десятники, которые упомянуты в Дастане о Хаджи-Гирее, как видим, имели свое законное право в порядке выбора и приглашения хана-чингизида на престол.
Как и почему произошло это совмещение в одном произведении разновременных событий? Возможно, изначально генеалогия Гиреев могла доходить в дастане до Девлета или Буляка, а потом была сокращена до основателя Крымского ханства. Однако эта логичная, на первый взгляд, идея все же весьма уязвима.
Мне кажется, что есть еще одна возможность увидеть «казанский след» в биографии первого крымского хана. Для этого нужно повнимательнее посмотреть на описание скитаний двух братьев – Хаджи-Гирея и Джан-Гирея (Джаная) после убийства их отца Гийас ад-Дина.
Описание этого сохранилось в «Кара таварих» Утемиша-хаджи и крымских источниках – сочинении Мухаммеда Ризы «Семи планетах» и сокращенной версии этого текста, которая вошла в науку под именем «Краткой истории». В последнем сочинении это описание выглядит так:
«Эти два подростка попали в широкую степь, не имея ни друзей, ни приятелей. Опасаясь шпионов врага душ своих, хана, они никому не показывались, ни в чьем жилище не останавливались; трое суток не евши и не спавши скитались они, отпустив поводья. Только повстречались они с одним степняком. На вопрос их: «Кто ты такой?», он отвечал: «Я был раб одного хозяина, но, не вытерпев тиранства его, бежал». Когда он тоже спросил об их обстоятельствах, то они, по смыслу поговорки «И сообщать другому свое положение трудно, и отказать в этом трудно; помочь одержимому такою тяжкою скорбью тоже трудно», соблюдая осторожность, однако же сказали ему следующее: «Мы дети одного хорошего человека в Крыму. Так как по смерти нашего отца некоторые интриганы затеяли козни против Крымского хана, то мы бежали и вот попали в эту чужую степь. Мы не знаем дороги. Если бы ты взялся проводить нас в Хаджи-Тархан, то труд твой не пропал бы даром». – Означенный человек, сказав: «На голове и глазах» (т.е. «с полною готовностью»), покормил царевичей хлебными ошурками, собранными им в грязном мешке его. «Вы отдохните,–сказал он им,–а я постерегу ваших коней».–Они положились на слова этого надувалы. Как только они заснули, этот плут забрал коней, сбрую и вообще все что было при царевичах, и исчез. Когда они, проснувшись, узнали о случившемся, то говоря: "Вот беда-то, вот горе-то!", еще два дня пробродили, голодные, жаждущие, расстроенные, недоумевая, в какую им идти сторону. Джанай-оглан, выбившись из сил, остался на вершине одного холма; а Хаджи-Герай напряг всю свою энергию; проходив еще один день, увидел кибитки степных татар и направился в ту сторону. Когда один встретившийся ему мусульманин спросил Хаджи-Герая о его обстоятельствах, то он сказал: «Мы бедные, несчастные, подвергшиеся бедствиям на сем свете нищие. Отец мой из купцов. Когда мы пребыли в эти места, на нас напали разбойники; отца моего убили, а я кое-как убежал». Упомянутый человек сжалился и проводил его к главе племени Девлет-гэльди-суфи.
Суфи тоже расспросил его и принял его с удовольствием. По прошествии нескольких дней он отпросился у суфи пойти и привести Джанай-оглана, если найдет его. Постранствовал он по степи; но партия купцов взяла с собой Джанай-оглана в Хаджи-Тархан. Не нашед Джанай-оглава, Хаджи-Герай в отчаянии вернулся в дом Девлет-гэльди-суфи. По смыслу изречения «Венец почести и на голове раба красит его; а кандалы бесчестия и на человеке свободном позорят его», он проводил день, исполняя службу суфи….» (перевод В.Д. Смирнова) [28, с. 185–186].
Краткая история (Рукопись Национальной Библиотеки Украины им. В.И.Вернадского,
ф. V (Одесское общество истории и древностей), № 3805), л .26
Brief history (Manuscript of the V.I. Vernadsky National Library of Ukraine,
fund V (Odessa Society of History and Antiquities), No. 3805), sheet 26
Краткая история (Рукопись Национальной Библиотеки Украины им. В.И.Вернадского,
ф. V (Одесское общество истории и древностей), № 3805), л. 25об.
Brief history (Manuscript of the V.I. Vernadsky National Library of Ukraine,
fund V (Odessa Society of History and Antiquities), No. 3805), sheet 25rev
Как мы знаем, брат Хаджи-Гирея, по имени Мустафа б. Гийас ад-Дин какое-то время владел Хаджи-Тарханом и бил там монету от своего имени [11, с. 256–257]. Это обстоятельство, вполне возможно, объясняет желание братьев Хаджи-Гирея и Джанай-оглана попасть именно в этот город в пору своих скитаний после спасения от кунгратов и Сейид-Ахмеда. Но вот что любопытно: если в «Краткой истории» речь идет об Астрахани (Хаджи-Тархане)3, то в исходном для этой версии тексте Мухаммеда Ризы упомянута Казань [3, с. 70].
Какие права имели на казанский престол Хаджи-Гирей и его брат Джанай? И автор «Семи планет» и «Краткая история» упоминают о том, что новый крымский хан после смерти Улуг-Мухаммеда убил не только Гийас ад-Дина, но и его брата (барадари) – Али-бека4. «Краткая история» не называет имени этого нового хана. Мухаммед-Риза пишет, что им был Сейид-Ахмед [3, с. 69]. Вспомним, что Гийас ад-Дин имел прямое отношение к Булгару. На монетах этого хана, чеканенных в этом городе, даты отсутствуют, но на наиболее ранних из них, отнесенных А.Г. Мухамадиевым по весовым нормам к 1422–1425 гг., есть надпись «султан высочайший Гияс ад-Дин хан». На этом основании А.Г. Мухамадиев предлагал видеть в Гияс ад-Дине «суверенного правителя» Казани, правившего в этом владении между 1422–1445 гг. [24, с. 125–127].
Мы знаем, что Казанское ханство образовалось на основе какого-то владения, последним правителем которого был некий «Либей», т.е. Али-бей (князь Али). Относительно родовой принадлежности этого правителя и его отца Абдуллы (Габдуллы) ничего определенного сказать нельзя (в последнем видели сына Узбека; дядю Улуг-Мухаммеда Таш-Тимура; сына Туляка и внука Мирказыя5; сына некоего Йадкар-хана6; одного из шибанидов; наконец, существует точка зрения о его нечингизидском происхождении)7.
Именно после устранения в 1445 г. князя Али («Либея)», который вероятно, не желал признавать его власть, Махмуд б. Улуг-Мухаммед стал новым казанским ханом осенью 6954 г: «Тое же осени царь Мамотяк, Улу Магметев сын, взял город Казань, вотчича казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовати».
Не был ли этот казанский «вотчич» Али-бек братом Гийас ад-Дина, которого упоминает «Краткая история»? Если это так, то, совмещая данные «Краткой истории», монетного чекана и татарских преданий, можно сделать вывод о том, что казанский Али-бек был не просто чингизидом, а братом отца Хаджи-Гирея Гийас ад-Дина, т.е. есть доводился основателю Крымского ханства родным дядей. Тогда сведения «Дастана о Хаджи-Гирее» предстают перед нами совершенно в ином свете. Мы можем утверждать, что Хаджи-Гирей призывался на Казанский престол после смерти Улуг-Мухаммеда, но до занятия его Махмудом в 1445 г.
Конечно, это предположение тоже наталкивается на ряд трудностей, о которых предстоит отдельный разговор. Это, в частности, происхождение отца Али-бека – Абдуллы/Габдуллы. Но и тут мы получаем неожиданное подтверждение нашему предположению. Ряд татарских родословных об «Улус-бие из биев Чингиз-хана, выходце их города Булгар» в устных вариантах начинаются с хана Габдуллы, который был «выходцем из Крыма» [4, с. 46]. Д.М. Исхаков считает, что это тот же чингизид, что и возведенный на ханский престол Мамаем Абдулла, правивший в «Мамаевой Орде» в 1361/2 – 1369/70 гг. [16, с. 213].
По данным Утемиша-хаджи, Гийас ад-Дин был ставленником мангытов – прежде всего, сына Идегея Мансура, а Улуг-Мухаммед – кунгратов и ширинов, соответственно беков Хайдара и Тегене. Противостояние между Гийас ад-Дином и Улуг-Мухаммедом закончилось разделом спорных земель. Гийас ад-Дин «отправился на Идиль, покорил там эли и стал там ханом. Мухаммад хан взял эли другой стороны Идиль и отравился в вилайет Крым» [33, с. 73, 76]8. Очевидно, что по логике Утемиш-хаджи, Гийас ад-Дин правил левобережьем, а Улуг-Мухаммед землями на правой стороне Волге. Следовательно, неудивительно, что сына Гийас ад-Дина призывают на ханство жители селений именно левого берега. Абдулгаффар Кырыми понял это место у Утемиш-хаджи сходным образом: «Начали объединять эли, дошли и захватили Волжский престол (İdil tahtını alub). Гийас ад-Дин стал падишахом. Улуг-Мухаммед переселил народ, живший в западной части Волги и пошел в сторону Крыма» [18, с. 107; 19, с. 80].
Таким образом, призвание сына Гийас ад-Дина Хаджи-Гирея представителями Левобережья выглядит весьма логично.
Прямое родство Хаджи-Гирея с владельцами булгаро-казанского юрта в 1420-30-х годах слишком многое объясняет в истории Казани, чтобы быть натяжкой или случайным совпадением имен и обстоятельств.
Именно этими родственными связями, видимо, объясняются и слова в хронике, названной «Фи бейан-и тарих»: «Говорят, что представители рода Алтун-бика [и] Алим-бика есть и в Крыму. По той причине всегда, когда нужен бывал хан для Казани, хана брали из Крыма» [27, с. 578; 13, с.901]. Благодаря русским летописям (описание распри между московским великим князем Василием и его дядей Юрием Дмитриевичем, которая решалась в ставке Улуг-Мухаммеда), мы знаем, что связи между Крымом и Волгой в начале 1430-х годов были очень тесными.
С другой стороны, существует очевидная связь между Улуг-Мухаммедом и династией Гиреев, причем не только потому, что этот хан правил Крымом. Есть несколько не зависимых друг от друга свидетельств, согласно которым Улуг-Мухаммед имел приставку к имени, которую традиционно связывают с династией крымских ханов.
В записи последовательности правлений крымских ханов из собрания Матенадарана обращает на себя внимание, что среди предшественников Хаджи-Гирея назван некий Мухаммед-Гирей [10, с. 205-206]. Очевидно, имеется в виду Улуг-Мухаммед, который традиционно включался в список ханов, правивших Крымом9. Это не единственный случай, когда Улуг-Мухаммед называется Мухаммед-Гиреем, т.е. имеет династийную приставку – Гирей, которая утвердилась за крымскими ханами. Точно так же в качестве преемника Кадыр-берди он назван в родословной Ширинских беев [20, с. 98–100]10.
Более того, зная об этом, можно иначе понимать некоторые другие источники. Так, ногайский нурадин Исмаил в одной из грамот в Москву (сентябрь 1552 г.) рассуждал о возможностях занятия свободного на тот момент Казанского трона во избежание выбора хана казанскими «черными людьми»: «Юрт не их – Магмет Киреев царев юрт был, обеим нам поровну было» [25, с. 105]. Эти слова грамоты Исмаила традиционно связываются с Крымом [30, с. 253] и Мухаммед-Гиреем I [31, с. 375] (правил в 1515–1523 гг.), однако, как замечал В.В. Трепавлов, «связь Казанского ханства с этим правителем неясна: Мухаммед-Гирей никогда не претендовал на казанский трон» [25, с.229, прим.120]. Возможно, Гиреи как родственники Улуг-Мухаммедовичей, стали рассматриваться правителями татарских государств в качестве законных преемников казанского престола [23, с. 188–189]. Действительно, крымские ханы считали Улуг-Мухаммеда своим прямым родственником. Например, в грамоте Сахиб-Гирея (доставлена в Москву в мае 1538 г.) хан писал: «Да еще еси к нам писал про Казань, рекши, на Казань царя посадил. Ино Магмед-Аминь царь з братом своим з большим с Алехам-царем о юрте спирались, и того для Магмед-Амин царь к Москве пришел, и отец твой помочь ему свою дал, и он, шед, на Казани сел. То правда есть и межи государем коли таково дело не бывает, ино тем ли он его на царство посадил, что помочь свою ему дал. С великим царем с Магмедом с упокойником, з дедом нашим из Суздаля прадед твой Василей бился с ним да и в руки ему попал жив. И в тем времяна мочно было нашему деду твоего прадеда убить, а Московское государство с сею землею взяти, ино такова ему сила была и мочь. А он его простил, и горсти крови пощадел, и все то презрел и Москву ему опять отдал. И того прошлого добра не поминаешь...» [34; 35, с. 239]11. В другом тексте – ярлыке 1535 г., выданном от имени Сахиб-Гирея, хан прямо называет Улуг-Мухаммеда «Мухаммед-Гиреем»: «Штож наши предки цари и отец мой Магъмиткгирей, царь, коли кони потныи были до великого князя Витовта и до короля и великого князя Казимира, до паньства Великого князьства Литовъского в гостину приезждчали и велики чти видали…»12.
Таким образом, в текстах нескольких источниках мы видим приставку Гирей к имени Улуг-Мухаммеда. Сложно предположить, что это произошло по недоразумению. Некоторые средневековые авторы иногда включали Улуг-Мухаммеда в число сыновей Токтамыша (хотя в действительности Улуг-Мухаммед был сыном Ичкеле Хасана, и Токтамыш приходился ему дядей по отцу). Тогда можно было бы предположить, что прозвище Гирей закреплялось за одной из ветвей потомков Токтамыша, или даже на более древние родственные связи первых крымских ханов и Улуг-Мухаммеда, а именно их общее родство как потомков Тукай-Тимура [12, с. 153]. В русских родословных записях, которые имели татарский источник, это родство подчеркивалось особо [40, с. 369–370]. Согласно «Му‘изз ал-ансāб» брат Хаджи-Гирея также имел в составе имени эту приставку (его звали Джан-Гирей) [22, с.45].
Как бы то ни было, мы видим, что не только Улуг-Мухаммед связан накрепко и с Казанью, и с Крымом. Столь же крепко был связан с обоими юртами и Хаджи-Гирей. Его отец Гийас ад-Дин правил с какого-то времени волжским левобережьем, а дядя, возможно, и был тем самым казанским «вотчичем Либеем», убийство которого послужило отправной точкой возникновения независимой Казани. И дастан «Сборника летописей», судя по всему, является памятником, отразившим желание представителей левобережных илей призвать на казанский престол не просто чингизида, а одного из его законных правообладателей. Это призвание, скорее всего, не состоялось, и Хаджи-Гирей вошел в историю как основатель независимого Крымского ханства и новой династии Гиреев. Однако еще долго после этого в Казани и соседних юртах помнили о правах Гиреев на казанский престол.
1 Между прочим, Эски Юрт (но какой?) упоминается в тексте Кадыр Али-бека еще раз: в описании посажения на трон Ураз Мухаммеда [17, с.170, л.68b].
2 В 1501 г. Менгли-Гирей возвращается из похода в свою ставку на «Чепчаке», откуда начинается новая мобилизация [29, с. 5].
3 Краткая история (Рук. Национальной Библиотеки Украины им. В.И.Вернадского, ф. V (Одесское общество истории и древностей), № 3805), л.26.
4 Краткая история (Рук. Национальной Библиотеки Украины им. В.И.Вернадского, ф. V (Одесское общество истории и древностей), № 3805), л.25об.
5 Эта версия встречается в дастане «Туляк и Сусылу», исследованном М.И. Ахметзяновым. Причем имя Мирказый встречается только в казанском списке. В других оно звучит как «Моркас бий» или «Моркасык бий» [4, с. 181]. В последнем надо видеть бия Маркаша или Миркаши (مرقاش), который упомянут в «Дефтер-и Чингиз-наме» среди князей, умерщвленных Тимуром в Булгаре [38, с. 33-34; 32, с. 112-113; 39, с. 74; 15, с. 36-37].
6 Эта точка зрения изложена в популярнейшем сочинении «Таварих-и Булгарийа» Шарафутдина б. Хисаметдина Муслими, а потом и у Хусаина Амирханова [2, с. 49, ٣٢].
8 Правда, по Утемиш-хаджи, братья Хаджи-Гирей и Джан-Гирей были сыновьями Девлетберди, а не Гийас ад-Дина [33, с. 81].
9 Ср. цитированные слова послов Менгли-Гирея королю Александру в 1506 г.
10 Исследователи уже неоднократно обращали внимание на то, что родословная традиция тесно связывала род Гиреев с Улуг-Мухаммедом, и в «Родословной Ширинских», составленной в октябре 1820 г. главным образом на основании устных преданий, говорилось о том, что ширинский бей Тегене в 820 г. хиджры (18 февраля 1417 – 7 февраля 1418) избрал на крымский престол Улуг-Мухаммед-Гирей-хана [21, с. 38; 7, с. 118; 1, с. 6].
11 Очевидно, что «великий царь Магмет» из письма Сахиб-Гирея – это русский перевод титула «Улуг хан Мухаммед».
12 Цит по: [37, с. 108–109]. Этот «Магъмиткгирей» ярлыка не может быть сыном Менгли-Гирея, поскольку этот Мухаммед-Гирей был не отцом Сахиба, а приходился ему братом. Кроме того, ссылка ярлыка на эпоху Витовта (ум. в 1430 г.) и Казимира (ум. в 1492 г.) исключает возможность того, что Сахиб-Гирей писал о Мухаммед-Гирее б. Менгли-Гирее.
Об авторах
Илья Владимирович Зайцев
Институт российской истории РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ilyaaugust@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9862-8511
доктор исторических наук, старший научный сотрудник
Россия, 117036, ул. Дм. Ульянова, 19, МоскваСписок литературы
- Акчурин М.М. Легенда о ширинском князе Бахмете Усейнове // Тюркологический сборник. Т. 2011-2012. Политическая и этнокультурная истории тюркских народов и государств. М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2013. С. 5–10.
- Амирханов Хусаин. Таварих-е Булгарийа (Булгарские хроники). Пер. со старотатарского, вступительная статья и комментарии А.М. Ахунова. М.: Издательский дом Марджани, 2010. 232 с.
- Ассеб о-ссейяр, или Семь планет, содержащий историю крымских ханов от Менгли-Гирей хана 1-го до Менгли-Гирей хана 2-го, т.е. с 871/1466 по 1150/1737 г. Сочинение Сейида Мухаммеда Ризы. Казань, 1832 (араб. шрифт). 345 с.
- Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIX–XX вв.) Казань: Татар. кн. изд-во, 1991. 152 с.
- Библиотека восточных историков, издаваемая И.Березиным. Т. II, ч.1 (Сборник летописей). Казань, 1854. 7+ ١٧٠ с.
- Борынгы татар əдəбияты. Казан, 1963. 580 с.
- Григорьев А.П. Золотоордынские ярлыки: поиск и интерпретация // Тюркологический сборник. Т. 2005: Тюркские народы России и Великой Степи. М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. С.74-142.
- Заатов И. Крымскотатарская история и «Джами ат-таварих» Желаири в творчестве Чокана Валиханова // Крымское историческое обозрение. Казань-Бахчисарай, 2015, № 1. С. 232–244.
- Зайцев И. Посольства из Казани в Крым 1549 года // Orientalistica Iuvenile. Сборник работ молодых сотрудников и аспирантов Института востоковедения РАН. Вып. I. М., 2000. С. 84–98.
- Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV–XIX веков. Пути развития. Рукописи, тексты и источники. М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2009. 304 с.
- Зайцев И.В. Крымское ханство // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. IV. Татарские государства XV–XVIII вв. Казань, 2014. С. 250–261.
- Зайцев И.В. Происхождение династийного имени Гераев // История крымских татар. Т. III. Крымское ханство XV-XVIII вв. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021. С151-156.
- История татар. Т. IV. Татарские государства XV–XVIII вв. Казань: Институт истории АН РТ, 2014. 1080 с.
- Исхаков Д.М. Булгарский вилаят накануне образования Казанского ханства: новый взгляд на известные проблемы // Гасырлар авазы–Эхо веков. Казань, 2009, № 2. С. 123–138.
- Исхаков Д.М. Между Булгаром и Казанью: этнополитические процессы в Булгарском / Казанском вилайете в 60-70-х годах XIV – 40-х годах XV веков. Казань: «Фəн», 2013. 68 с.
- Исхаков Д.М. Труды по исторической этнологии татарского народа. Т.1. Среднетюркская эпоха (X – начало XV вв.). Казань: Институт истории АН РТ, 2016. 323 с.
- Кадыр Али-бек. Джами ат-таварих. Факсимиле рукописи / авт. издания текста, исследования, критического текста, перевода с тюрки, словаря Р. Алимов; под науч. ред. И.М. Миргалеева. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2022. 544 с.
- Кырыми А. Умдет ал-ахбар. Книга 1: Транскрипция, факсимиле. Серия «Язма Мирас. Письменное наследие. Textual Heritage». Вып. 1 / Транскрипция Дерья Дерин Пашаоглу; отв. редактор И. М. Миргалеев. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. 420 с.
- Кырыми А. Умдет ал-ахбар. Книга 2: Перевод. Серия «Язма Мирас. Письменное наследие. Textual Heritage». Вып. 5 / Перевод с османского Ю.Н.Керимовой, И. М. Миргалеев. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 199 с.
- Лашков Ф. Архивные данные о бейликах в Крымском ханстве // Труды IV археологического съезда в Одессе (1884 г.). Т. IV. Одесса, 1889. С. 1-15.
- Лашков Ф.Ф. Сборник документов по истории крымско-татарского землевладения. Симферополь, 1897. 541 с.
- Му‘изз ал-ансāб (Прославляющие генеалогии). Алматы, 2006 (История Казахстана в персидских источниках. Т. III). 672 с.
- Мустакимов И.А. К вопросу об истории ногайского присутствия в Казанском юрте // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 185–189.
- Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М.: Наука, 1983. 162 с.
- Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой (1551–1561 г.). Казань, 2006. 340 с.
- Рахим Али (Абдрахимов). О новом списке татарского исторического сочинения XVII в. // Вестник научного общества татароведения. № 7. Казань, 1927.
- Рахим А. Новые списки татарских летописей // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань, 2004. С. 555–594.
- Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской порты до начала XVIII в. М.: Рубежи XXI, 2005. 540 с.
- Сыроечковский В.Е. Мухаммед-Герай и его вассалы // Ученые записки МГУ. Вып. 61. История. Т.II. М.,1940. С.3–71.
- Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М.: Восточная литература, 2001. 751 с.
- Трепавлов В.В. Золотая Орда после распада: воспоминания и единстве // ТС 2009-2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2011. С. 360–383.
- Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.: «Сборник летописей», «Дафтар-и Чингиз-наме», «Таварих-и Булгария». Татарские шаджара. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1972. 224 с.
- Утемиш-хаджи. Кара таварих. Серия «Язма Мирас. Письменное наследие. Textual Heritage». Вып. 4 / Перевод на русский язык И. М. Миргалеева, Э.Г.Сайфетдиновой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 312 с.
- Флоря Б.Н. Орда и государства Восточной Европы в середине XV в. (1430-1460) // Славяне и их соседи. Вып. 10. Славяне и кочевой мир. К 75-летию академика Г.Г. Литаврина. М.: Наука, 2001. С. 172–196.
- Флоря Б.Н. Две грамоты хана Сахиб-Гирея // Славяне и их соседи. Вып.10. Славяне и кочевой мир. М.: Наука, 2001. С. 236–240.
- Хисматуллин Б.Р. Крупные землевладения в Казанском ханстве в социально-политической системе государства // Средневековые тюрко-татарские государства. 2014. № 6. С. 149–155.
- Шабульдо Ф.М. Чи існував Ярлик Мамая на українські землі? (до постановки проблеми) // Синьоводська проблема у новітніх дослідженнях. Київ: Інститут історії України НАН України, 2005.
- Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии. Казань: в Университетской типографии, 1877. 586 с.
- Ivanics M., Usmanov M. Das Buch der Dschingis-Legende (Däftär-i Čingiz-nāmä). Szeged: University of Szeged, 2002. 324 р.
- Vásáry I. The Tatar Ruling Houses in Russian Genealogical Sources // Acta Orientalia Hung. 2008, Vol.61 (3). Рр. 365–372.
Дополнительные файлы




