Том 11, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Оригинальные статьи

Сочинение Кадыр Али-бека: к вопросу о некоторых дискуссионных аспектах

Хисамиева З.А.

Аннотация

Цель исследования: рассмотрение дискуссионных и нерешенных вопросов лингвистического и текстологического характера в сочинении Кадыр Али-бека «Джами ат-таварих».

Материалы исследования: для исследования были привлечены «оригинальные» дастаны сочинения по тюрко-татарской истории. В целом сочинение состоит из трех условных частей: мадхии (восхваления) Бориса Федоровича Годунова, перевода части труда Рашид ад-Дина и дастанов о ханах и темнику Идегею.

Результаты и научная новизна исследования: в этом сочинении грамматические формы и лексика различных диалектов тюрко-татарского языка идут совместно. Язык оригинальных дастанов более книжный, чем общеупотребительный, однако нельзя считать его образцом литературного стиля. Изучая вопрос о классификации языка дастанов, мы пришли к выводу, что сочинение написано на старотатарском языке, о чем свидетельствует татарская лексика. При соотнесении татарского и чагатайского языка необходимо учитывать, что в чагатайскую классификацию включали разные традиции. Старотатарский язык можно отнести к чагатайской традиции.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):258-265
pages 258-265 views

«Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека: постановка вопроса об авторстве

Байбулатова Л.Ф.

Аннотация

Цель исследования: в статье ставится вопрос об авторстве сочинения «Джами ат-таварих», написанной в Касимове в начале XVII в. Автором этого сочинения считается Кадыр Али-бек, приближенный касимовского хана Ураз Мухаммеда.

Материалы исследования: основным источником исследования являются казанский и санкт-петербургский списки «Джами ат-таварих», а также исследования, посвященные сочинению и личности Кадыр Али-бека.

Результаты исследования и научная новизна: изучение текста «Джами ат-таварих» и научных работ об Ураз Мухаммед-хане, Касимовском ханстве привели к мысли, что автором сочинения может быть и не Кадыр Али-бек. Данное предположение основано на ином прочтении текста в местах, где говорится об авторстве. Кроме того эта версия возникла из-за языка текста произведения в разных его частях. Язык неоднородный, части сочинения отличаются по наличию заимствований, разному уровню татарского языка. Учитывая также личность Кадыр Али-бека, его роль при касимовском хане, можно предположить, что автором «Джами ат-таварих» был другой человек, а Кадыр Али-бек являлся переписчиком.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):266-273
pages 266-273 views

О повествовании Кадыр Али-бека об Огуз-хане

Динчер А.

Аннотация

Цель исследования: целью данного исследования является анализ рассказа об Огуз-хане, который находится в начале дастана о Чингиз-хане Кадыр Али-бека; сравнение этого рассказа с «Огуз-наме» из «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, который является одним из источников произведения, и другими вариантами «Огуз-наме» и выявление их сходства и оригинальных черт, если таковые имеются.
Материалы исследования: Источники, использованные в данном исследовании, в основном состоят из работы Кадыра Али-бека (казанский список) и различных вариантов «Огуз-наме», несущих исламские мотивы. Основные источники включают перевод «Огуз-наме» Рашид ад-Дина Фазлуллаха на турецкий язык, выполненный Заки Валиди Тоганом, «Tаварих-и Ал-и Сельджук» Язичи-заде Али, «Джами Джем-айн» Хасана бин Махмуда ал-Баяти, «Шеджере-и Теракиме» и «Шеджере-и Тюрк» Абульгази Бахадир-хана, а также «Огуз-наме» Нешри из его произведения «Джихан-наме». Поэтические формы «Огуз-наме» в этом исследовании не играют главной роли.
Результаты и новизна исследования: Труд Кадыр Али-бека в научной среде известен как «Джами ат-таварих», так как он считается переводом труда Рашид ад-Дина. Однако, когда речь идет об огузском повествовании, видно, что автор дейст­вительно использовал другие источники, но избегал упоминания их названий. Сравнение с другими огузскими вариантами показывает, что Кадыр Али-бек либо использовал тот же источник, что и Язичи-заде Али, османский историк XV века, написавший «Таварих-и Ал-и Сельджук», либо непосредственно адаптировал его работу. Если отбросить опущенные или изъятые из текста части, композиция двух текстов практически одинакова.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):274-284
pages 274-284 views

О маргиналиях санктпетербургской рукописи «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека

Алимов Р.

Аннотация

Цель исследования заключается в изучении маргиналий на полях санктпетербургского списка «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека. Большое число пометок и примечаний на полях данной рукописи современны основному тексту, но есть и те, которые сделаны в более позднее время. Большинство ранних маргиналий относятся к тексту сочинению «Родословной тюрков» Абульгази Бахадур-хана.

Материалы исследования: материалом исследования служат маргиналии на полях санктпетербургской рукописи, которая в настоящее время хранится в отделении востоковедения библиотеки Санкт-Петербургского университета под номером MsO-59.

Результаты и научная новизна: в данной статье впервые дается общая характеристика всех маргиналий на полях вышеуказанной рукописи, они классифицированы по тематическому характеру, в ней также представлен их полный перевод на русский язык. Маргиналии на полях данной рукописи хронологически можно разделить на ранные и поздние. Судя по характеру письма и другим палеографическим признакам можно с уверенностью предположить что маргиналии сделаны четырьмя разными авторами. Среди маргиналий имеются и те, которые имеют определенное значение для прояснения запутанных моментов в истории пост-ордынских государств.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):285-302
pages 285-302 views

Сведения касимовского автора Кадыр Али-бека о Золотой Орде

Миргалеев И.М.

Аннотация

Цель исследования: анализировать сведения из «Сборника летописей» касимовского автора Кадыр Али-бека о Золотой Орде.

Материалы исследования: историческое сочинение «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, написанное им в 1602 году в столице Касимовского ханства в Кермане (современный город Касимов).

Результаты и научная новизна исследования: статья посвящена анализу сведений из дастанов «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека. Автор останавливается на истории введения в научный оборот этого источника и рассматривает дискуссионные вопросы по созданию данного исторического сочинения, высказывая свое мнение по многоим спорным моментам изучения этого источника. Анализируется сведения из дастанов, имеющих отношение к истории Золотой Орды, оригинальность сообщаемых сведений, их источник, насколько они легендарны и имеют аналогии в письменных источниках, легендах и в устной историологии, а также ареал возможного распространения этих сведений. Автор обращает внимание на целенаправленный отбор и избирательность Кадыр Али-бека при написании дастанов, видя причину этого в политической коньюктуре в России в самом начале XVII века и с личностью автора сочинения.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):303-316
pages 303-316 views

Социальная структура Улуса Джучи и тюрко-татарских ханств по материалам «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека

Измайлов И.Л.

Аннотация

Цель исследования: выявить и определить элементы социальной структуры Улуса Джучи и татарских ханств XVI–XVII вв. по материалам «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека.

Материалы исследования: в статье использовано новое издание «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека – новейший академический перевод «Сборника летописей».

Новизна и результаты исследования: «Джами ат-таварих» является важнейшим источником по истории Улуса Джучи и татарских ханств на пороге нового времени, но и важное свидетельство по внутренней социальной структуре этих государств. Кадыр Али-бек был не только высшим сановником и аристократом, но и человеком знавшим и зафиксировавшим как эта система реально функционировала. Для него титулатура и многие важные атрибуты власти были естественны и наполнены смыслом. Рассмотрение этой системы его глазами позволяют понять некоторые моменты, которые ускользали от исследователей при ее анализе по другим источникам. В работе Кадыр Али-бека упомянуты важнейшие элементы социально-сословной структуры татарского общества Улуса Джучи и татарских ханств, таких как правящие кланы, карачибеки, аталык и имильдяши. Историко-лингвистический анализ позволяет уточнить эти социальную терминологию, показать их место в иерархии татарских государствах, наследников Улуса Джучи. Рассмотрение этой терминологии позволяет реконструировать механизмы взаимодействия ханской власти с татарскими кланами, позволявшие ханам управлять сложной клановой иерархией и соблюдать баланс социальных интересов.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):317-334
pages 317-334 views

Был ли Хаджи-Гирей казанским ханом? Попытки объяснения «Дастана о Хаджи-Гирее» «Сборника летописей» Кадыр Али-бека

Зайцев И.В.

Аннотация

Цель исследования: проанализировать текст «Дастана о Хаджи-Гирее» «Сборника летописей» Кадыр Али-бека с точки зрения правдоподобности исторических сведений о правлении хана Хаджи-Гирея в Казани.

Материалы исследования: изданные тексты и рукописи «Сборника летописей» Кадыр Али-бека, «Семи планет» Мухаммеда Ризы, «Краткой истории» Крыма.

Результаты и научная новизна исследования: автор приходит к выводу, что Хаджи-Гирей крепко был связан с Казанским юртом родственными узами. Его отец Гийас ад-Дин правил с какого-то времени волжским левобережьем, а дядя, возможно, и был тем самым казанским «вотчичем Либеем», убийство которого послужило отправной точкой возникновения независимой Казани. И дастан «Сборника летописей», судя по всему, является памятником, отразившим желание представителей левобережных илей призвать на казанский престол не просто чингизида, а одного из его законных правообладателей. Это призвание, скорее всего, не состоялось, и Хаджи-Гирей вошел в историю как основатель независимого Крымского ханства и новой династии Гиреев. Однако еще долго после этого в Казани и соседних юртах помнили о правах Гиреев на казанский престол.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):335-348
pages 335-348 views

Тукай-Тимуриды, Шибаниды и Крымское ханство в сочинении Кадыр Али-бека: как позднеджучидские источники представляли реорганизацию Джучиева Улуса?

Нагаминэ Х.

Аннотация

Цель исследования: изучение исторических представлений о Тукай-Тимуридах, Шибанидах и Крымском ханстве, содержащихся в сочинении Кадыр Али-бека («Джами ат-таварих»). Кроме того эти сведения будут рассмотрены в сравнении с другими позднеджучидскими источниками. Также поставлен вопрос о форме представления в данном сочинении реорганизации Джучиева Улуса.

Материалы исследования: исторические представления автора глубоко отразились в порядке дāстāнов в оригинальной части. Опираясь на структуру и исторические представления сочинения Кадыр Али-бека, обратим внимание на структуру других позднеджучидских источников: «Таварих-и гузида(-йи) Нусрат-наме» анонимного автора, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда б. Амир Вали, «Чингиз-наме / Кара таварих» Утемиша-хаджи, «Шаджара-йи турк (ва мугул)» Абульгази и «Семь планет в известиях о царях татарских» Сейид Мухаммед Ризы.

Результаты и научная новизна: в общем позднеджучидские государства называются «ханствами» по названию территории или группы, которой они правили. В источниках встречаются упоминания территории государств, но сведения позднеджучидских источников, в том числе и сочинение Кадыр Али-бека, еще раз подтверждают, что каждое государство осознавалось как принадлежащее своему правящему роду. Благодаря историческим нарративам и генеалогиям сохранялось осознание принадлежности к «Джучидам / Джучиеву Улусу», к родам «Тукай-Тимуридов» и «Шибанидов». Сочинение Кадыр Али-бека и другие позднееджучидские источники имеют общее историческое представление того, что Джучиев Улус был реорганизован родами «Тукай-Тимуридов» и «Шибанидов». Это сочинение наследовало традицию тюрко-монгольской историографии, и является одним из позднеджучидских источников. Против распространенной теории о том, что падение «Большой Орды» в 1502 году стало падением Джучиева Улуса (Золотой Орды), выдвигается замечательный аргумент, что Крымское ханство претендовало на преемственность «Большой Орды». В то же время исходя из содержания сочинения Кадыр Али-бека и «Шаджара-йи турк», вероятно, что конкретной информации о Крымском ханстве не дошло ни до позднеджучидских государств на востоке, ни до Касимова. Взаимоотношения между Крымским ханством и другими позднееджучидскими государствами, изучение исторического представления позднеджучидских источников и их сравнение с источниками соседних государств является важным направлением для будущих исследований.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):349-370
pages 349-370 views

О статусе Ногайской Орды в системе постордынских государств

Беляков А.В.

Аннотация

Цель исследования: установить статус Ногайской Орды по сравнению с татарскими ханствами, возникшими после распада Золотой Орды.

Материалы исследования: русско-ногайские посольские книги и документы о знатных выходцах с Востока, проживавших в России XVI–XVII вв.

Результаты и научная новизна исследования: Ногайская Орда до последней трети XVI в. сохраняла институт номинальных ханов, избиравшихся из многочисленных потомков Чингиз-хана. Они провозглашали мангытского бия беклербеком и выдавали ему жалованную грамоту за золотой печатью. Только так можно было в глазах соседей и в первую очередь самих ногаев легитимизировать власть в Орде. Тем самым Ногайская Орда не смогла изжить представления о своем подчиненном положении по отношению к государствам, управляемым Чингизидами. Однако с середины XVI в. традиционное место татарских царей и царевичей начинает занимать русский царь.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):371-379
pages 371-379 views

Сейдяк и Ураз-Мухаммед в сибирской истории

Рябинина Е.А., Маслюженко Д.Н.

Аннотация

Цель исследования: выявить особенности появления и деятельности в Сибирском ханстве последнего Тайбугида князя Сейдяка и казахского царевича Ураз Мухаммеда.

Материалы исследования: основана на опубликованных (летописи различного происхождения, сборник летописей Утемиш-хаджи, дастаны Кадыр Али-бека) и неопубликованных (документы из фонда 127 (сношения с ногайскими татарами) РГАДА, сибирская летопись Ивана Черепанова) источниках.

Результаты и научная новизна. В исторических исследованиях существует традиционная концепция деятельности князя Сейдяка как одного из противников сибирского хана Кучума. Однако противоречивость источников дает возможность построения иной концепции событий 1585-1588 гг.

Воспитанный при дворе сеййида потомок Тайбугидов появился в Сибири не ранее середины 1585 года. Сомнительно, чтобы заинтересованные в пушнине и вложившие много сил в исламизацию ханства, бухарские сеййиды и связанные с ними купцы могли отправить противника легитимного хана. Более реалистичной выглядит версия о необходимости расширения его поддержки, что объясняет участие Сейдяка в разделе имущества Ермака и отсутствие прямых конфликтов с Кучумом.

В это же время в Сибири мог появится и внук казахского хана Шигая Ураз Мухаммед, отец которого Ондан погиб во время очередного казахско-калмыцкого столкновения. Причины отправки Ураз Мухаммеда с семьей в Сибирь не представлены в источниках. Они также вначале оказались при дворе хана Кучума, где осела часть семьи Ондана. Уже после взятия Искера царевич вместе с присоединившимся к нему сибирским карачей оказались там, чем усилили Сейдяка.

Попытка выстроить концепцию реального «триумвирата» Сейдяка, Ураз-Мухаммеда и Карачи в качество альтернативного политического центра хану Кучуму и его сыновьям на данный момент выглядит безосновательной в силу отсутствия информации о их деятельности между взятием Искера и русским пленением в 1588 г.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):380-396
pages 380-396 views

Политико-идеологические предпосылки интронизации казахского султана Ураз Мухаммеда в Касимовском ханстве

Исхаков Д.М., Тычинских З.А.

Аннотация

Цель исследования: казахский султан Ураз Мухаммед, практически случайно оказавшийся в 1588 г. на территории Московского царства, в 1600 г. был поднят на трон теряющего свое значение Касимовского ханства. Приход в этот тюркский анклавный юрт, где с 1516 г. довольно длительное время – почти весь XVI век, правила большеордынская династия (Шейх-Авлияр, Шах-Али, Саин-Булат, Мустафа-Али), казахского султана было политическим новшеством, до сих пор не вполне объясненным, ибо в Московском царстве в то время имелись представители и других ветвей Чингизидов, например, значительная группа Кучумовичей, как Шибаниды вряд ли уступавшие по знатности линии казахских ханов, возводимых к Ордуидам или Тукай-Тимуридам (в последнее время больше к первым). Высказываемая в литературе общая оценка причины интронизации на касимовском престоле Ураз Мухаммеда как акции, имевшей отношение по словам А.В. Белякова, к «дальнейшей реализации восточной политики Московского царства», из-за отсутствия какой-либо конкретизации недостаточна, поэтому авторы статьи сочли необходимым провести более детальный анализ данной проблемы.

Материалы исследования: авторами рассмотрены историография проблемы появления Ураз Мухаммеда в Московском царстве, а также политической ситуации рубежа XVI–XVII вв. в этом государстве и в Казахском ханстве. Использованы такие источники, как «Джамигут таварих» Кадыр Али-бека, Сибирские летописи, а также народные легенды и предания, содержащиеся в труде Г.Ф. Миллера «История Сибири», и в народно-краеведческих сочинениях сибирских татар.

Результаты и научная новизна исследования: проведение нами такого исследования позволило сделать заключение о том, что выбор Москвой на касимовский трон в 1600 г. такого кандидата, как казахский султан Ураз Мухаммед, был продиктован политико-идеологическими соображениями правящей элиты Московского царства, объясняемыми возникшими перед ней на рубеже XVI–XVII вв. новыми вызовами в области восточной политики, весьма важной для Московского царства.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):397-410
pages 397-410 views

Дастан об Ураз-Мухаммед хане из сочинения Кадыр-Али бека как источник о кланах татар Касимова

Акчурин М.М., Сабитов Ж.М.

Аннотация

Цель исследования: выявить информацию о правящих родах в Касимовском ханстве на основе сведений из дастана о хане Ураз-Мухаммеде из труда Кадыр-Али бека.
Материалы исследования: изображение трона в дастане об Ураз-Мухаммеде является единственным источником о названиях родов среди беков Касимовского ханства. В исследовании использованы акты и документы управления и дело­производства, предания татар, генеалогические списки, восточные письмена, результаты генетических исследований Y-хромосомы потомков беков.
Результаты: в статье представлены результаты многолетнего исследования, в ходе которого среди касимовских татар были выявлены карачи-беки, участвовавшие в церемонии возведения Ураз-Мухаммеда на ханский престол в 1600 году. Были выяснены их родословные и происхождение. Учитывая, что касимовские карачи-беки были представителями известных ордынских родов, мы, соответственно, получили представление о происхождении одних из самых могущественных аристократических нечингизидских родов эпохи Улуса Джучи. Кроме того, рассмотрены некоторые сюжеты по истории мещерских татар, связанные с представителями изученных родов.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):411-428
pages 411-428 views

История ханской столицы г. Касимова до XVII в. (по материалам археологических исследований)

Ахметгалин Ф.А.

Аннотация

Цель исследования: проанализировать историю города, показать его развитие, исследовать вопросы хронологии и локализации отдельных районов.

Материалы исследования: использованы данные археологических исследований, письменные и картографические источники, привлечены ранее вышедшие труды по данной проблематике, нуждающиеся в критическом подходе и дополнении.

Результаты и научная новизна: в статье рассматривается история средневекового города Касимова – столицы Касимовского ханства (середина XV – конец XVII вв.), основанная на результатах археологических исследований и широких исторических сведениях. Показано развитие средневекового города от домонгольского центра на Волго-Окском торговом пути до столицы Касимовского ханства. Были выявлены районы, возникшие в разное время. С домонгольским периодом в истории города связан Касимовский археологический комплекс. В конце XIII в., его переносят в район Старого Посада, который нами увязан с Городецом Мещерским XIII – первой половины XVI вв., там же располагался г. Касимов ханского времени сер. XV – сер. XVI вв., он был известен также как Царевичев Городок. Выявлено, что заселение в районе Татарской Горы и Татарской слободы началось не ранее середины XVI в., здание Ханской мечети было построено так же в это время. Территория, где расположен современный административный центр города и где был возведен Касимовский кремль, осваивается в конце XVI – нач. XVII вв. Прослежена преемственность развития средневековых поселений от Касимовского археологического комплекса (городище Земляной Струг, селище Дорофеево поле IX–XIII вв.) к Городцу Мещерскому (XIII – первая половина XV в.), к столице Касимовского ханства и современному городу. По данным археологических исследований установлено время формирования исторического ядра средневекового города и этапы освоения территорий.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):429-442
pages 429-442 views

Предки Ураз Мухаммед-хана в истории Казахского ханства

Атыгаев Н.А.

Аннотация

Цель исследования: рассмотрение сведений исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и выяснение их роли в истории Казахского ханства XV–XVI вв.

Материалы исследования: труд «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, средневековые письменные исторические источники и историческая научная литература по истории Казахского ханства XV–XVI вв.

Результаты и научная новизна: в работе приведены сведения исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и показаны роль каждого из них в истории Казахского ханства XV–XVI вв. С именем его прапрадеда Джанибек-хана связано само образование в середине XV в. национального государства– Казахского ханства. Прадед Ураз Мухаммед-хана Джадик-хан погиб в борьбе за объединение земель казахов. А его дед Шигай-хан в начале 80-х гг. XVI в. недолгое время являлся верховным правителем Казахского ханства. И очень важно отметить, что Шигай-хан заложил основу династии, которая правила казахами на протяжении последующих 200 с лишним лет, до отмены ханской власти Российской империей в XIX в. Отец же Ураз Мухаммед-хана Ондан-султан погиб, защищая земли казахов от калмаков, и удостоился чести быть похороненным в мусульманской святыне кочевников-тюрков – мавзолее Ходжа Ахмета Ясави. В заключении сделан вывод, что предки Ураз Мухаммеда играли важную роль в истории Казахского ханства.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):443-452
pages 443-452 views

Анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых»

Сабитов Ж.М., Тулеубаева С.А.

Аннотация

Цель исследования: целью данного исследования является анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых», а также реконструкция генеалогии Идегея по имеющимся известным первоисточникам.

Материалы исследования: Материалами исследования являются «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактат «О роде князей Юсуповых», в которых говорится об арабском происхождении Идегея, от Баба Туклес Шашты Азиза, потомка халифа Абу Бакра. При этом существуют другие источники, выдвигающие альтернативные версии о его происхождении. Так, в большинстве из них  его родословная связана с монгольским племенем мангыт, иногда указывается и подрод ак мангыт. В эпосе «Сорок батыров Крыма» его генеалогия восходит до некоего Аншибая, отца Парпарии, который также известен как Баба Туклес Шашты Азиз. Ранее нами выдвигалась гипотеза о происхождении Идегея от Янджи, сына Курмиши, которого мы отождествили с Аншибаем. В настоящей статье данная гипотеза аргументируется и развивается на основе сведений, представленных в арабоязычном источнике «Зубдат ал-фикра фи тариха ал-хиджра». Обосновывается версия о происхождении Идегея от эмира Чагана из рода Мангыт, жившего во времена Монгольской империи. Подрод Ак мангыт («Белый Мангыт») в Золотой орде мог происходить от нойона Чагана (перевод имени с монгольского – «белый») из рода Мангыт. Также в статье обосновывается существование «курейшитской генеалогии» Идегея.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):453-462
pages 453-462 views

Сохранение исторической памяти о касимовских татарах в 1920-е гг.

Галлямова А.Г., Ханипова И.И.

Аннотация

Цель исследования: констатируя сегодняшний благоприятный поворот в историографии истории касимовских татар благодаря новым публикациям по средневековому периоду, авторы поставили цель проанализировать факторы и тенденции в изучении истории касимовских татар в советское время. Аккумулировать сведения о формировании в 1920-е гг. в Касимовском краеведческом музее коллекции по истории татар Касимовского уезда Рязанской губернии как материального компонента коллективной памяти. Показать заинтересованность татарской общественности первых советских лет в сохранении историко-культурного наследия прошлого.

Материалы исследования: статья выполнена на основе анализа новых, вводимых в научный оборот архивных источников, материалов уездной газеты «Красный Восход», а также фондов Касимовского историко-культурного музея-заповедника.

Научная новизна состоит в комплексном изучении формирования в первое десятилетие советской власти музейной этнографической коллекции о жизни и быте касимовских татар и ее популяризации среди касимовцев.

Результаты исследования: в результате анализа архивных источников, материалов периодической печати и коллекций из фондов Касимовского историко-культурного музея-заповедника показано становление мусульманского (татарского) отдела краеведческого музея, сделаны выводы о зарождении коммеморации в среде касимовских татар как важного способа сохранения и передачи исторической памяти.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):463-472
pages 463-472 views

Татарский археограф Гали Рахим о «Джами‘ ат-Таварих» Кадыр Али-бека

Ахунов А.М.

Аннотация

Цель исследования. В данной работе говорится об исследовании татарского археографа Г. Рахима, посвященного «Джами‘ ат-таварих» Кадыр Али-бека, которое увидело свет в 1922 г. виде отдельной главы 3-й части «Истории татарской литературы». Этот труд, изданный в 1922–1923 гг. в г. Казани на арабице на татарском языке, по разным причинам оказался вне поля зрения исследователей и до последнего времени был малодоступен широкому кругу ученых.

Материалом исследования послужила научная работа Г. Рахима, которая является образцом одного из первых исследований Новейшего периода, написанного в традициях европейской историографии, отличается оригинальным подходом и глубиной проработки изучаемого предмета.

Результаты и научная новизна: В данном тексте Г. Рахим анализирует «Джами‘ ат-таварих» Кадыр Али-бека и делает ряд важных выводов. В целом, работа Г. Рахима имеет самостоятельное значение как ценный источник для татарской историографии. В настоящей публикации дается краткий обзор исследования Г. Рахима, а также впервые вводится в научный оборот сам текст работы в переводе на русский язык.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):473-482
pages 473-482 views

Хроника

«Значение Золотой Орды для истории Евразии ничуть не меньше, чем значение Византии»: памяти Вадима Винцеровича Трепавлова (1960–2023)

Измайлов И.Л., Миргалеев И.М.

Аннотация

Цель исследования: рассмотреть творческий путь и основные взгляды В.В. Трепавлова и его влияние на развитие представлений об этнической истории народов степной Евразии и национальной политики России в период средневековья и раннего нового времени.

Материалы исследования: авторы в статье опирались на многочисленные научные публикации В.В. Трепавлова, а также личные впечатления о встречах с ним в процессе работы над различными научными проектами и на научных конференциях.

Результаты и научная новизна: авторы рассматривают становление В.В. Трепавлова как уникального специалиста, сочетавшего прекрасную источниковедческую подготовку и глубокие знания истории степных народов Евразии от Монгольской империи до имперской России с пониманием того, что это были процессы постоянного взаимодействия социально-политических и культурно-религиозных явлений. Работы его стали событием, поскольку отличалась строгим комплексным подходом к изучаемой проблеме с использованием всего комплекса источников, но и подчеркнуто научным подходом, всячески избегая любой политизации. Этапом в научном изучении средневековых народов Евразии стал его труд о Ногайской Орде, в котором автор представил полную и исчерпывающую характеристику этого этнополитического образования. Эту методику он применял в изучение становления многонационального и поликонфессионального Российского государства и важной роли, которую играли в этих процессах нерусские народы, в первую очередь служилые татары, подчеркивая, что и царская власть претерпевала значительные трансформации в этом процессе.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):483-490
pages 483-490 views

Международная научная конференция «Взгляд из Касимовского ханства. Кадыр али-бек: историческая память о тюрко-татарской истории» (Казань, 2 марта 2023 г.)

Гиниятуллина Л.С.

Аннотация

2 марта 2023 г. в Казани прошла Международная научная конференция «Взгляд из Касимовского ханства. Кадыр Али-бек: историческая память о тюрко-татарской истории».

Организаторами этого мероприятия стали: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань, РФ), Отделение тюркологии Института славистики, тюркологии и циркумбалтийских исследований Университета имени Иоганна Гутенберга (Майнц, Германия), Касимовский историко-культурный музей-заповедник (Касимов, РФ), МОО «Ассоциация исследователей Золотой Орды» (Казань, РФ), ТОО «Институт исследования Великой степи» (Алмата, Казахстан).

На конференции были подняты актуальные вопросы по истории Золотой Орды и постордынских ханств, в частности, Касимовского ханства и его хана Ураз Мухаммеда. Основное внимание исследователей было уделено сочинению Кадыр Али-бека «Джами ат-таварих», которое до сих пор является ценным источником для широкого круга ученых.

В рамках конференции состоялась презентация академического издания сочинения Кадыр Али-бека и книги З.А. Хисамиевой «Язык дастанов Кадыр Али-бека».

На сегодняшний день академическое издание является первым и единственным, в котором собраны все известные списки «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, а также дано их археографическое описание. Кроме того это издание содержит критический текст, транскрипцию и перевод на русский язык всего текста. Работа З.А.Хисамиевой представляет лингво-текстологическое исследование дастанов сочинения, благодаря которому автору удалось подтвердить, что это сочинение написано на старотатарском языке.

Золотоордынское обозрение. 2023;11(2):491-494
pages 491-494 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».