Том 11, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Выпуск опубликован: 29.06.2023
- Статей: 19
- URL: https://journal-vniispk.ru/2308-152X/issue/view/23772
Весь выпуск
Оригинальные статьи
Сочинение Кадыр Али-бека: к вопросу о некоторых дискуссионных аспектах
Аннотация
Цель исследования: рассмотрение дискуссионных и нерешенных вопросов лингвистического и текстологического характера в сочинении Кадыр Али-бека «Джами ат-таварих».
Материалы исследования: для исследования были привлечены «оригинальные» дастаны сочинения по тюрко-татарской истории. В целом сочинение состоит из трех условных частей: мадхии (восхваления) Бориса Федоровича Годунова, перевода части труда Рашид ад-Дина и дастанов о ханах и темнику Идегею.
Результаты и научная новизна исследования: в этом сочинении грамматические формы и лексика различных диалектов тюрко-татарского языка идут совместно. Язык оригинальных дастанов более книжный, чем общеупотребительный, однако нельзя считать его образцом литературного стиля. Изучая вопрос о классификации языка дастанов, мы пришли к выводу, что сочинение написано на старотатарском языке, о чем свидетельствует татарская лексика. При соотнесении татарского и чагатайского языка необходимо учитывать, что в чагатайскую классификацию включали разные традиции. Старотатарский язык можно отнести к чагатайской традиции.
258-265
«Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека: постановка вопроса об авторстве
Аннотация
Цель исследования: в статье ставится вопрос об авторстве сочинения «Джами ат-таварих», написанной в Касимове в начале XVII в. Автором этого сочинения считается Кадыр Али-бек, приближенный касимовского хана Ураз Мухаммеда.
Материалы исследования: основным источником исследования являются казанский и санкт-петербургский списки «Джами ат-таварих», а также исследования, посвященные сочинению и личности Кадыр Али-бека.
Результаты исследования и научная новизна: изучение текста «Джами ат-таварих» и научных работ об Ураз Мухаммед-хане, Касимовском ханстве привели к мысли, что автором сочинения может быть и не Кадыр Али-бек. Данное предположение основано на ином прочтении текста в местах, где говорится об авторстве. Кроме того эта версия возникла из-за языка текста произведения в разных его частях. Язык неоднородный, части сочинения отличаются по наличию заимствований, разному уровню татарского языка. Учитывая также личность Кадыр Али-бека, его роль при касимовском хане, можно предположить, что автором «Джами ат-таварих» был другой человек, а Кадыр Али-бек являлся переписчиком.
266-273
О повествовании Кадыр Али-бека об Огуз-хане
Аннотация
Цель исследования: целью данного исследования является анализ рассказа об Огуз-хане, который находится в начале дастана о Чингиз-хане Кадыр Али-бека; сравнение этого рассказа с «Огуз-наме» из «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, который является одним из источников произведения, и другими вариантами «Огуз-наме» и выявление их сходства и оригинальных черт, если таковые имеются.
Материалы исследования: Источники, использованные в данном исследовании, в основном состоят из работы Кадыра Али-бека (казанский список) и различных вариантов «Огуз-наме», несущих исламские мотивы. Основные источники включают перевод «Огуз-наме» Рашид ад-Дина Фазлуллаха на турецкий язык, выполненный Заки Валиди Тоганом, «Tаварих-и Ал-и Сельджук» Язичи-заде Али, «Джами Джем-айн» Хасана бин Махмуда ал-Баяти, «Шеджере-и Теракиме» и «Шеджере-и Тюрк» Абульгази Бахадир-хана, а также «Огуз-наме» Нешри из его произведения «Джихан-наме». Поэтические формы «Огуз-наме» в этом исследовании не играют главной роли.
Результаты и новизна исследования: Труд Кадыр Али-бека в научной среде известен как «Джами ат-таварих», так как он считается переводом труда Рашид ад-Дина. Однако, когда речь идет об огузском повествовании, видно, что автор действительно использовал другие источники, но избегал упоминания их названий. Сравнение с другими огузскими вариантами показывает, что Кадыр Али-бек либо использовал тот же источник, что и Язичи-заде Али, османский историк XV века, написавший «Таварих-и Ал-и Сельджук», либо непосредственно адаптировал его работу. Если отбросить опущенные или изъятые из текста части, композиция двух текстов практически одинакова.
274-284
О маргиналиях санктпетербургской рукописи «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека
Аннотация
Цель исследования заключается в изучении маргиналий на полях санктпетербургского списка «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека. Большое число пометок и примечаний на полях данной рукописи современны основному тексту, но есть и те, которые сделаны в более позднее время. Большинство ранних маргиналий относятся к тексту сочинению «Родословной тюрков» Абульгази Бахадур-хана.
Материалы исследования: материалом исследования служат маргиналии на полях санктпетербургской рукописи, которая в настоящее время хранится в отделении востоковедения библиотеки Санкт-Петербургского университета под номером MsO-59.
Результаты и научная новизна: в данной статье впервые дается общая характеристика всех маргиналий на полях вышеуказанной рукописи, они классифицированы по тематическому характеру, в ней также представлен их полный перевод на русский язык. Маргиналии на полях данной рукописи хронологически можно разделить на ранные и поздние. Судя по характеру письма и другим палеографическим признакам можно с уверенностью предположить что маргиналии сделаны четырьмя разными авторами. Среди маргиналий имеются и те, которые имеют определенное значение для прояснения запутанных моментов в истории пост-ордынских государств.
285-302
Сведения касимовского автора Кадыр Али-бека о Золотой Орде
Аннотация
Цель исследования: анализировать сведения из «Сборника летописей» касимовского автора Кадыр Али-бека о Золотой Орде.
Материалы исследования: историческое сочинение «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, написанное им в 1602 году в столице Касимовского ханства в Кермане (современный город Касимов).
Результаты и научная новизна исследования: статья посвящена анализу сведений из дастанов «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека. Автор останавливается на истории введения в научный оборот этого источника и рассматривает дискуссионные вопросы по созданию данного исторического сочинения, высказывая свое мнение по многоим спорным моментам изучения этого источника. Анализируется сведения из дастанов, имеющих отношение к истории Золотой Орды, оригинальность сообщаемых сведений, их источник, насколько они легендарны и имеют аналогии в письменных источниках, легендах и в устной историологии, а также ареал возможного распространения этих сведений. Автор обращает внимание на целенаправленный отбор и избирательность Кадыр Али-бека при написании дастанов, видя причину этого в политической коньюктуре в России в самом начале XVII века и с личностью автора сочинения.
303-316
Социальная структура Улуса Джучи и тюрко-татарских ханств по материалам «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека
Аннотация
Цель исследования: выявить и определить элементы социальной структуры Улуса Джучи и татарских ханств XVI–XVII вв. по материалам «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека.
Материалы исследования: в статье использовано новое издание «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека – новейший академический перевод «Сборника летописей».
Новизна и результаты исследования: «Джами ат-таварих» является важнейшим источником по истории Улуса Джучи и татарских ханств на пороге нового времени, но и важное свидетельство по внутренней социальной структуре этих государств. Кадыр Али-бек был не только высшим сановником и аристократом, но и человеком знавшим и зафиксировавшим как эта система реально функционировала. Для него титулатура и многие важные атрибуты власти были естественны и наполнены смыслом. Рассмотрение этой системы его глазами позволяют понять некоторые моменты, которые ускользали от исследователей при ее анализе по другим источникам. В работе Кадыр Али-бека упомянуты важнейшие элементы социально-сословной структуры татарского общества Улуса Джучи и татарских ханств, таких как правящие кланы, карачибеки, аталык и имильдяши. Историко-лингвистический анализ позволяет уточнить эти социальную терминологию, показать их место в иерархии татарских государствах, наследников Улуса Джучи. Рассмотрение этой терминологии позволяет реконструировать механизмы взаимодействия ханской власти с татарскими кланами, позволявшие ханам управлять сложной клановой иерархией и соблюдать баланс социальных интересов.
317-334
Был ли Хаджи-Гирей казанским ханом? Попытки объяснения «Дастана о Хаджи-Гирее» «Сборника летописей» Кадыр Али-бека
Аннотация
Цель исследования: проанализировать текст «Дастана о Хаджи-Гирее» «Сборника летописей» Кадыр Али-бека с точки зрения правдоподобности исторических сведений о правлении хана Хаджи-Гирея в Казани.
Материалы исследования: изданные тексты и рукописи «Сборника летописей» Кадыр Али-бека, «Семи планет» Мухаммеда Ризы, «Краткой истории» Крыма.
Результаты и научная новизна исследования: автор приходит к выводу, что Хаджи-Гирей крепко был связан с Казанским юртом родственными узами. Его отец Гийас ад-Дин правил с какого-то времени волжским левобережьем, а дядя, возможно, и был тем самым казанским «вотчичем Либеем», убийство которого послужило отправной точкой возникновения независимой Казани. И дастан «Сборника летописей», судя по всему, является памятником, отразившим желание представителей левобережных илей призвать на казанский престол не просто чингизида, а одного из его законных правообладателей. Это призвание, скорее всего, не состоялось, и Хаджи-Гирей вошел в историю как основатель независимого Крымского ханства и новой династии Гиреев. Однако еще долго после этого в Казани и соседних юртах помнили о правах Гиреев на казанский престол.
335-348
Тукай-Тимуриды, Шибаниды и Крымское ханство в сочинении Кадыр Али-бека: как позднеджучидские источники представляли реорганизацию Джучиева Улуса?
Аннотация
Цель исследования: изучение исторических представлений о Тукай-Тимуридах, Шибанидах и Крымском ханстве, содержащихся в сочинении Кадыр Али-бека («Джами ат-таварих»). Кроме того эти сведения будут рассмотрены в сравнении с другими позднеджучидскими источниками. Также поставлен вопрос о форме представления в данном сочинении реорганизации Джучиева Улуса.
Материалы исследования: исторические представления автора глубоко отразились в порядке дāстāнов в оригинальной части. Опираясь на структуру и исторические представления сочинения Кадыр Али-бека, обратим внимание на структуру других позднеджучидских источников: «Таварих-и гузида(-йи) Нусрат-наме» анонимного автора, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда б. Амир Вали, «Чингиз-наме / Кара таварих» Утемиша-хаджи, «Шаджара-йи турк (ва мугул)» Абульгази и «Семь планет в известиях о царях татарских» Сейид Мухаммед Ризы.
Результаты и научная новизна: в общем позднеджучидские государства называются «ханствами» по названию территории или группы, которой они правили. В источниках встречаются упоминания территории государств, но сведения позднеджучидских источников, в том числе и сочинение Кадыр Али-бека, еще раз подтверждают, что каждое государство осознавалось как принадлежащее своему правящему роду. Благодаря историческим нарративам и генеалогиям сохранялось осознание принадлежности к «Джучидам / Джучиеву Улусу», к родам «Тукай-Тимуридов» и «Шибанидов». Сочинение Кадыр Али-бека и другие позднееджучидские источники имеют общее историческое представление того, что Джучиев Улус был реорганизован родами «Тукай-Тимуридов» и «Шибанидов». Это сочинение наследовало традицию тюрко-монгольской историографии, и является одним из позднеджучидских источников. Против распространенной теории о том, что падение «Большой Орды» в 1502 году стало падением Джучиева Улуса (Золотой Орды), выдвигается замечательный аргумент, что Крымское ханство претендовало на преемственность «Большой Орды». В то же время исходя из содержания сочинения Кадыр Али-бека и «Шаджара-йи турк», вероятно, что конкретной информации о Крымском ханстве не дошло ни до позднеджучидских государств на востоке, ни до Касимова. Взаимоотношения между Крымским ханством и другими позднееджучидскими государствами, изучение исторического представления позднеджучидских источников и их сравнение с источниками соседних государств является важным направлением для будущих исследований.
349-370
О статусе Ногайской Орды в системе постордынских государств
Аннотация
Цель исследования: установить статус Ногайской Орды по сравнению с татарскими ханствами, возникшими после распада Золотой Орды.
Материалы исследования: русско-ногайские посольские книги и документы о знатных выходцах с Востока, проживавших в России XVI–XVII вв.
Результаты и научная новизна исследования: Ногайская Орда до последней трети XVI в. сохраняла институт номинальных ханов, избиравшихся из многочисленных потомков Чингиз-хана. Они провозглашали мангытского бия беклербеком и выдавали ему жалованную грамоту за золотой печатью. Только так можно было в глазах соседей и в первую очередь самих ногаев легитимизировать власть в Орде. Тем самым Ногайская Орда не смогла изжить представления о своем подчиненном положении по отношению к государствам, управляемым Чингизидами. Однако с середины XVI в. традиционное место татарских царей и царевичей начинает занимать русский царь.
371-379
Сейдяк и Ураз-Мухаммед в сибирской истории
Аннотация
Цель исследования: выявить особенности появления и деятельности в Сибирском ханстве последнего Тайбугида князя Сейдяка и казахского царевича Ураз Мухаммеда.
Материалы исследования: основана на опубликованных (летописи различного происхождения, сборник летописей Утемиш-хаджи, дастаны Кадыр Али-бека) и неопубликованных (документы из фонда 127 (сношения с ногайскими татарами) РГАДА, сибирская летопись Ивана Черепанова) источниках.
Результаты и научная новизна. В исторических исследованиях существует традиционная концепция деятельности князя Сейдяка как одного из противников сибирского хана Кучума. Однако противоречивость источников дает возможность построения иной концепции событий 1585-1588 гг.
Воспитанный при дворе сеййида потомок Тайбугидов появился в Сибири не ранее середины 1585 года. Сомнительно, чтобы заинтересованные в пушнине и вложившие много сил в исламизацию ханства, бухарские сеййиды и связанные с ними купцы могли отправить противника легитимного хана. Более реалистичной выглядит версия о необходимости расширения его поддержки, что объясняет участие Сейдяка в разделе имущества Ермака и отсутствие прямых конфликтов с Кучумом.
В это же время в Сибири мог появится и внук казахского хана Шигая Ураз Мухаммед, отец которого Ондан погиб во время очередного казахско-калмыцкого столкновения. Причины отправки Ураз Мухаммеда с семьей в Сибирь не представлены в источниках. Они также вначале оказались при дворе хана Кучума, где осела часть семьи Ондана. Уже после взятия Искера царевич вместе с присоединившимся к нему сибирским карачей оказались там, чем усилили Сейдяка.
Попытка выстроить концепцию реального «триумвирата» Сейдяка, Ураз-Мухаммеда и Карачи в качество альтернативного политического центра хану Кучуму и его сыновьям на данный момент выглядит безосновательной в силу отсутствия информации о их деятельности между взятием Искера и русским пленением в 1588 г.
380-396
Политико-идеологические предпосылки интронизации казахского султана Ураз Мухаммеда в Касимовском ханстве
Аннотация
Цель исследования: казахский султан Ураз Мухаммед, практически случайно оказавшийся в 1588 г. на территории Московского царства, в 1600 г. был поднят на трон теряющего свое значение Касимовского ханства. Приход в этот тюркский анклавный юрт, где с 1516 г. довольно длительное время – почти весь XVI век, правила большеордынская династия (Шейх-Авлияр, Шах-Али, Саин-Булат, Мустафа-Али), казахского султана было политическим новшеством, до сих пор не вполне объясненным, ибо в Московском царстве в то время имелись представители и других ветвей Чингизидов, например, значительная группа Кучумовичей, как Шибаниды вряд ли уступавшие по знатности линии казахских ханов, возводимых к Ордуидам или Тукай-Тимуридам (в последнее время больше к первым). Высказываемая в литературе общая оценка причины интронизации на касимовском престоле Ураз Мухаммеда как акции, имевшей отношение по словам А.В. Белякова, к «дальнейшей реализации восточной политики Московского царства», из-за отсутствия какой-либо конкретизации недостаточна, поэтому авторы статьи сочли необходимым провести более детальный анализ данной проблемы.
Материалы исследования: авторами рассмотрены историография проблемы появления Ураз Мухаммеда в Московском царстве, а также политической ситуации рубежа XVI–XVII вв. в этом государстве и в Казахском ханстве. Использованы такие источники, как «Джамигут таварих» Кадыр Али-бека, Сибирские летописи, а также народные легенды и предания, содержащиеся в труде Г.Ф. Миллера «История Сибири», и в народно-краеведческих сочинениях сибирских татар.
Результаты и научная новизна исследования: проведение нами такого исследования позволило сделать заключение о том, что выбор Москвой на касимовский трон в 1600 г. такого кандидата, как казахский султан Ураз Мухаммед, был продиктован политико-идеологическими соображениями правящей элиты Московского царства, объясняемыми возникшими перед ней на рубеже XVI–XVII вв. новыми вызовами в области восточной политики, весьма важной для Московского царства.
397-410
Дастан об Ураз-Мухаммед хане из сочинения Кадыр-Али бека как источник о кланах татар Касимова
Аннотация
Цель исследования: выявить информацию о правящих родах в Касимовском ханстве на основе сведений из дастана о хане Ураз-Мухаммеде из труда Кадыр-Али бека.
Материалы исследования: изображение трона в дастане об Ураз-Мухаммеде является единственным источником о названиях родов среди беков Касимовского ханства. В исследовании использованы акты и документы управления и делопроизводства, предания татар, генеалогические списки, восточные письмена, результаты генетических исследований Y-хромосомы потомков беков.
Результаты: в статье представлены результаты многолетнего исследования, в ходе которого среди касимовских татар были выявлены карачи-беки, участвовавшие в церемонии возведения Ураз-Мухаммеда на ханский престол в 1600 году. Были выяснены их родословные и происхождение. Учитывая, что касимовские карачи-беки были представителями известных ордынских родов, мы, соответственно, получили представление о происхождении одних из самых могущественных аристократических нечингизидских родов эпохи Улуса Джучи. Кроме того, рассмотрены некоторые сюжеты по истории мещерских татар, связанные с представителями изученных родов.
411-428
История ханской столицы г. Касимова до XVII в. (по материалам археологических исследований)
Аннотация
Цель исследования: проанализировать историю города, показать его развитие, исследовать вопросы хронологии и локализации отдельных районов.
Материалы исследования: использованы данные археологических исследований, письменные и картографические источники, привлечены ранее вышедшие труды по данной проблематике, нуждающиеся в критическом подходе и дополнении.
Результаты и научная новизна: в статье рассматривается история средневекового города Касимова – столицы Касимовского ханства (середина XV – конец XVII вв.), основанная на результатах археологических исследований и широких исторических сведениях. Показано развитие средневекового города от домонгольского центра на Волго-Окском торговом пути до столицы Касимовского ханства. Были выявлены районы, возникшие в разное время. С домонгольским периодом в истории города связан Касимовский археологический комплекс. В конце XIII в., его переносят в район Старого Посада, который нами увязан с Городецом Мещерским XIII – первой половины XVI вв., там же располагался г. Касимов ханского времени сер. XV – сер. XVI вв., он был известен также как Царевичев Городок. Выявлено, что заселение в районе Татарской Горы и Татарской слободы началось не ранее середины XVI в., здание Ханской мечети было построено так же в это время. Территория, где расположен современный административный центр города и где был возведен Касимовский кремль, осваивается в конце XVI – нач. XVII вв. Прослежена преемственность развития средневековых поселений от Касимовского археологического комплекса (городище Земляной Струг, селище Дорофеево поле IX–XIII вв.) к Городцу Мещерскому (XIII – первая половина XV в.), к столице Касимовского ханства и современному городу. По данным археологических исследований установлено время формирования исторического ядра средневекового города и этапы освоения территорий.
429-442
Предки Ураз Мухаммед-хана в истории Казахского ханства
Аннотация
Цель исследования: рассмотрение сведений исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и выяснение их роли в истории Казахского ханства XV–XVI вв.
Материалы исследования: труд «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, средневековые письменные исторические источники и историческая научная литература по истории Казахского ханства XV–XVI вв.
Результаты и научная новизна: в работе приведены сведения исторических источников о предках Ураз Мухаммед-хана и показаны роль каждого из них в истории Казахского ханства XV–XVI вв. С именем его прапрадеда Джанибек-хана связано само образование в середине XV в. национального государства– Казахского ханства. Прадед Ураз Мухаммед-хана Джадик-хан погиб в борьбе за объединение земель казахов. А его дед Шигай-хан в начале 80-х гг. XVI в. недолгое время являлся верховным правителем Казахского ханства. И очень важно отметить, что Шигай-хан заложил основу династии, которая правила казахами на протяжении последующих 200 с лишним лет, до отмены ханской власти Российской империей в XIX в. Отец же Ураз Мухаммед-хана Ондан-султан погиб, защищая земли казахов от калмаков, и удостоился чести быть похороненным в мусульманской святыне кочевников-тюрков – мавзолее Ходжа Ахмета Ясави. В заключении сделан вывод, что предки Ураз Мухаммеда играли важную роль в истории Казахского ханства.
443-452
Анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых»
Аннотация
Цель исследования: целью данного исследования является анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых», а также реконструкция генеалогии Идегея по имеющимся известным первоисточникам.
Материалы исследования: Материалами исследования являются «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактат «О роде князей Юсуповых», в которых говорится об арабском происхождении Идегея, от Баба Туклес Шашты Азиза, потомка халифа Абу Бакра. При этом существуют другие источники, выдвигающие альтернативные версии о его происхождении. Так, в большинстве из них его родословная связана с монгольским племенем мангыт, иногда указывается и подрод ак мангыт. В эпосе «Сорок батыров Крыма» его генеалогия восходит до некоего Аншибая, отца Парпарии, который также известен как Баба Туклес Шашты Азиз. Ранее нами выдвигалась гипотеза о происхождении Идегея от Янджи, сына Курмиши, которого мы отождествили с Аншибаем. В настоящей статье данная гипотеза аргументируется и развивается на основе сведений, представленных в арабоязычном источнике «Зубдат ал-фикра фи тариха ал-хиджра». Обосновывается версия о происхождении Идегея от эмира Чагана из рода Мангыт, жившего во времена Монгольской империи. Подрод Ак мангыт («Белый Мангыт») в Золотой орде мог происходить от нойона Чагана (перевод имени с монгольского – «белый») из рода Мангыт. Также в статье обосновывается существование «курейшитской генеалогии» Идегея.
453-462
Сохранение исторической памяти о касимовских татарах в 1920-е гг.
Аннотация
Цель исследования: констатируя сегодняшний благоприятный поворот в историографии истории касимовских татар благодаря новым публикациям по средневековому периоду, авторы поставили цель проанализировать факторы и тенденции в изучении истории касимовских татар в советское время. Аккумулировать сведения о формировании в 1920-е гг. в Касимовском краеведческом музее коллекции по истории татар Касимовского уезда Рязанской губернии как материального компонента коллективной памяти. Показать заинтересованность татарской общественности первых советских лет в сохранении историко-культурного наследия прошлого.
Материалы исследования: статья выполнена на основе анализа новых, вводимых в научный оборот архивных источников, материалов уездной газеты «Красный Восход», а также фондов Касимовского историко-культурного музея-заповедника.
Научная новизна состоит в комплексном изучении формирования в первое десятилетие советской власти музейной этнографической коллекции о жизни и быте касимовских татар и ее популяризации среди касимовцев.
Результаты исследования: в результате анализа архивных источников, материалов периодической печати и коллекций из фондов Касимовского историко-культурного музея-заповедника показано становление мусульманского (татарского) отдела краеведческого музея, сделаны выводы о зарождении коммеморации в среде касимовских татар как важного способа сохранения и передачи исторической памяти.
463-472
Татарский археограф Гали Рахим о «Джами‘ ат-Таварих» Кадыр Али-бека
Аннотация
Цель исследования. В данной работе говорится об исследовании татарского археографа Г. Рахима, посвященного «Джами‘ ат-таварих» Кадыр Али-бека, которое увидело свет в 1922 г. виде отдельной главы 3-й части «Истории татарской литературы». Этот труд, изданный в 1922–1923 гг. в г. Казани на арабице на татарском языке, по разным причинам оказался вне поля зрения исследователей и до последнего времени был малодоступен широкому кругу ученых.
Материалом исследования послужила научная работа Г. Рахима, которая является образцом одного из первых исследований Новейшего периода, написанного в традициях европейской историографии, отличается оригинальным подходом и глубиной проработки изучаемого предмета.
Результаты и научная новизна: В данном тексте Г. Рахим анализирует «Джами‘ ат-таварих» Кадыр Али-бека и делает ряд важных выводов. В целом, работа Г. Рахима имеет самостоятельное значение как ценный источник для татарской историографии. В настоящей публикации дается краткий обзор исследования Г. Рахима, а также впервые вводится в научный оборот сам текст работы в переводе на русский язык.
473-482
Хроника
«Значение Золотой Орды для истории Евразии ничуть не меньше, чем значение Византии»: памяти Вадима Винцеровича Трепавлова (1960–2023)
Аннотация
Цель исследования: рассмотреть творческий путь и основные взгляды В.В. Трепавлова и его влияние на развитие представлений об этнической истории народов степной Евразии и национальной политики России в период средневековья и раннего нового времени.
Материалы исследования: авторы в статье опирались на многочисленные научные публикации В.В. Трепавлова, а также личные впечатления о встречах с ним в процессе работы над различными научными проектами и на научных конференциях.
Результаты и научная новизна: авторы рассматривают становление В.В. Трепавлова как уникального специалиста, сочетавшего прекрасную источниковедческую подготовку и глубокие знания истории степных народов Евразии от Монгольской империи до имперской России с пониманием того, что это были процессы постоянного взаимодействия социально-политических и культурно-религиозных явлений. Работы его стали событием, поскольку отличалась строгим комплексным подходом к изучаемой проблеме с использованием всего комплекса источников, но и подчеркнуто научным подходом, всячески избегая любой политизации. Этапом в научном изучении средневековых народов Евразии стал его труд о Ногайской Орде, в котором автор представил полную и исчерпывающую характеристику этого этнополитического образования. Эту методику он применял в изучение становления многонационального и поликонфессионального Российского государства и важной роли, которую играли в этих процессах нерусские народы, в первую очередь служилые татары, подчеркивая, что и царская власть претерпевала значительные трансформации в этом процессе.
483-490
Международная научная конференция «Взгляд из Касимовского ханства. Кадыр али-бек: историческая память о тюрко-татарской истории» (Казань, 2 марта 2023 г.)
Аннотация
2 марта 2023 г. в Казани прошла Международная научная конференция «Взгляд из Касимовского ханства. Кадыр Али-бек: историческая память о тюрко-татарской истории».
Организаторами этого мероприятия стали: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ (Казань, РФ), Отделение тюркологии Института славистики, тюркологии и циркумбалтийских исследований Университета имени Иоганна Гутенберга (Майнц, Германия), Касимовский историко-культурный музей-заповедник (Касимов, РФ), МОО «Ассоциация исследователей Золотой Орды» (Казань, РФ), ТОО «Институт исследования Великой степи» (Алмата, Казахстан).
На конференции были подняты актуальные вопросы по истории Золотой Орды и постордынских ханств, в частности, Касимовского ханства и его хана Ураз Мухаммеда. Основное внимание исследователей было уделено сочинению Кадыр Али-бека «Джами ат-таварих», которое до сих пор является ценным источником для широкого круга ученых.
В рамках конференции состоялась презентация академического издания сочинения Кадыр Али-бека и книги З.А. Хисамиевой «Язык дастанов Кадыр Али-бека».
На сегодняшний день академическое издание является первым и единственным, в котором собраны все известные списки «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека, а также дано их археографическое описание. Кроме того это издание содержит критический текст, транскрипцию и перевод на русский язык всего текста. Работа З.А.Хисамиевой представляет лингво-текстологическое исследование дастанов сочинения, благодаря которому автору удалось подтвердить, что это сочинение написано на старотатарском языке.
491-494

