Dialogue of cultures as a principle for organizing project activities of foreign philology students in the process of professional training

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article reveals the goals and content of the project activities of foreign students studying in the field of 45.03.01 Philology (profile: Teaching Russian as a Foreign Language), organized on the basis of the principle of dialogue of cultures as the leading one in modern foreign language education. Dialogue of cultures as a principle of professional training for future teachers of Russian as a foreign/non-native language needs to be specified both at the level of goals and at the level of implementation technologies. Taking into account the requirements of the professiogram of a teacher of Russian as a foreign language, the goal of professional training is pedagogically significant intercultural competence, constructed on the basis of the principle of dialogue of cultures, as the ability to carry out pedagogical activities based on the principle of dialogue of cultures, to broadcast a foreign language culture and introduce it to it, teaching the language taking into account the principles of cross-cultural didactics. The achievement of this goal is facilitated by the project activities of students, organized as an educational analogue of the activities of a bilingual teacher to implement the principle of dialogue of cultures in the practice of teaching languages. The article describes a model for organizing project activities of foreign philology students using the example of project activities organized in the process of studying the discipline «Teaching RFL in the aspect of cross-cultural education» at the Ogarev National Research Mordovia State University.

About the authors

Olga Viktorovna Filippova

Ogarev National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: filippovaov@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.01 Филология: приказ Минобрнауки РФ от 12.08.2020 № 986 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74572878.
  2. Сафонова В.В. Философская бинарная оппозиция «диалог культур – не-диалог культур» в лингводидактическом рассмотрении // Преподаватель XXI век. 2018. № 2–1. С. 20–39.
  3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
  4. Шиханова В.А., Тупикова С.Е. Диалог культур – диалог языков: от изучения языка к постижению культуры // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (15–16 ноября 2018 г.). Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 253–258.
  5. Муратов А.Ю. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку с использованием телекоммуникаций: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2005. 23 с.
  6. Khalikova M.K. Intercultural communication in the lifelong learning paradigm competences system // Foreign Languages in Uzbekistan. 2022. № 6 (47). P. 157–172. doi: 10.36078/1676357589.
  7. Sharip G., Ongarbayeva M.S., Naubay B.N., Kuzembekova Zh.Zh. Features of improving the intercultural communicative competence of students // Bulletin WKU. 2021. № 4 (84). P. 21–26. doi: 10.37238/1680-0761.2021.84(4).28.
  8. Tomova E.Z. Development of social and intercultural competence in students through peer assessment // Education and Self-Development. 2021. Vol. 16, № 3. P. 213–229. doi: 10.26907/esd.16.3.18.
  9. Азарова О.А. Формирование и развитие вторичной языковой личности студента в процессе обучения языку специальности // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 201–206. doi: 10.31862/2218-8711-2020-3-201-206.
  10. Обухова Л.Ю. Развитие межкультурной коммуникативной компетенции у студентов вуза для профессионального и делового общения // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 146–148. doi: 10.24412/1991-5497-2023-198-146-148.
  11. Common European Framework of Reference for Languages Learning, Teaching, Assessment [Internet] // https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages.
  12. Фролова О.А., Лопатинская В.В., Рубанникова И.А. Проектная технология обучения как способ формирования иноязычной профессиональной компетенции [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 1. https://mir-nauki.com/PDF/69PDMN120.pdf.
  13. Byram M. Teaching and assessing intercultural communicative competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997. 124 p.
  14. Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 261–281. doi: 10.17223/19996195/43/16.
  15. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / сост. С.Г. Бочаров, В.В. Кожинов. М.: Художественная литература, 1986. С. 428–472.
  16. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
  17. Архипова И.В., Ленгутина М.Д. Межкультурная компетенция: вопросы дефиниции и формирования (на материале аутентичных текстов) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 18–26. doi: 10.24412/2712-827x-2021-5-18-26.
  18. Tarnopolsky O., Kozhushko S., Kliuchnyk R., Storozhuk S. Secondary language personality and principled pragmatism in developing that personality in foreign language education at tertiary linguistic schools // Cogent Education. 2021. Vol. 8, iss. 1. doi: 10.1080/2331186x.2021.1898736.
  19. Каневская О.Б., Гострая Е.В. Модель формирования вторичной языковой личности посредством работы с прецедентными феноменами культуры на уроках русского языка как иностранного // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 2. С. 296–315. doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.296-315.
  20. Друцко Н.А. Кейс-технология и проектное обучение как инструмент формирования межкультурной компетенции у студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 79–83.
  21. Шматко Н.А., Пермякова В.А. Технологические и гуманитарные тренды в образовании [Электронный ресурс] // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. https://issek.hse.ru/news/755466825.html.
  22. Ваганова О.И., Желтухина М.Р., Донскова Л.А. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное средство формирования межкультурного диалога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=31730.
  23. Абрамова Е.Н., Седова Е.С. Проектная деятельность в высшей школе как основа межкультурного диалога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15, № 1 (59). С. 32–41.
  24. Андрюхина Л.М., Фадеева Н.Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3 (84). С. 320–330. doi: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Students' self-assessment of project activity achievements

Download (267KB)

Copyright (c) 2024 Filippova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».