Educational potential of the discipline «Lean manufacturing»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article examines the implementation of the educational potential of the Lean Manufacturing discipline taught at the Department of Innovation in Chemical Engineering of the Kazan National Research Technological University. The course is aimed at first-year master's students studying in the field 18.04.01 – Chemical Technology. The authors present the concept of teaching, goals and objectives to be solved as part of the study of the discipline. The educational function, which is aimed at forming the professional orientation of the student, is considered. One aspect of teaching is related to the implementation of the educational potential of the discipline. It is indicated that when developing a discipline program considering its educational potential, teachers are guided by a number of principles, each of which is considered in detail. Particular attention is paid to the competencies that students develop in the process of studying the discipline Lean Manufacturing, such as critical thinking, the ability to work in a team, analytical thinking, and the formation of an attitude towards the chosen profession. The article emphasizes the importance of integrating theoretical knowledge with practical skills. This is achieved through the participation of students in the Lean Flow and Lean Office simulation laboratories. The laboratories fully recreate the production and office processes of the enterprise, allowing students to solve real production problems. At the same time, students develop a responsible attitude towards work and social responsibility. Studying the discipline Lean Manufacturing allows you to prepare competitive specialists with leadership qualities that are relevant in the production field and capable of making clear decisions.

About the authors

Anna Yurievna Maliashova

Kazan National Research Technological University

Author for correspondence.
Email: annamalyashova@gmail.com

senior lecturer of Innovation in Chemical Technology Department

Russian Federation, Kazan

Svetlana Vladimirovna Gadelshina

Kazan National Research Technological University

Email: svetlanaguzhova@yandex.ru

candidate of technical sciences, associate professor of Innovation in Chemical Technology Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. Хаертдинова А.А., Маляшова А.Ю., Гадельшина С.В. Изучение дисциплины «Бережливое производство» как условие подготовки специалистов для промышленного сектора экономики // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 3. С. 326–330. doi: 10.55355/snv2023123318.
  2. Осипов П.Н., Дулалаева Л.П. Развитие soft skills студентов технического вуза во внеаудиторной деятельности // Управление устойчивым развитием. 2020. № 6 (31). С. 95–102.
  3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70291362.
  4. Осипов П.Н. Учить учиться // Управление устойчивым развитием. 2023. № 6 (49). С. 73–77.
  5. Осипов П.Н., Осипова Л.Н. Ценностные ориентации студентов // Право и образование. 2017. № 6. С. 45–52.
  6. Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие направления 27.03.05 «Инноватика» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете // Инновации. 2019. № 12 (254). С. 47–50. doi: 10.26310/2071-3010.2020.254.12.006.
  7. Маляшова А.Ю., Гадельшина С.В., Хаертдинова А.А. Переподготовка сотрудников промышленных предприятий как основа внедрения бережливых технологий // Экономика и предпринимательство. 2023. № 8 (157). С. 1198–1201. doi: 10.34925/eip.2023.157.8.226.
  8. Зиятдинова Ю.Н. Гуманитарные дисциплины в инженерной магистратуре: проектные методы и цифровые технологии // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 404–407. doi: 10.25683/volbi.2023.64.710.
  9. Maliashova A., Sultanova D., Sanger P.A. Characteristics of team dynamics influencing success in engineering student teams // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 389. P. 13–20. doi: 10.1007/978-3-030-93904-5_2.
  10. Хаертдинова А.А., Гадельшина С.В. Анкетирование, как способ изучения начальной подготовки магистрантов для повышения качества учебного процесса // Вестник педагогических наук. 2023. № 6. С. 100–107.
  11. Маляшова А.Ю., Гадельшина С.В. Проектные методы обучения как фактор развития готовности студентов к проектной деятельности // Педагогика и психология образования. 2024. № 4. С. 90–101. doi: 10.31862/2500-297x-2024-4-90-101.
  12. Осипов П.Н. Инновации в образовании: мнения преподавателя и его студентов // Инновации и качество профессионального образования: мат-лы 15-й междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 21 мая 2021 г.). Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2021. С. 29–33.
  13. Осипов П.Н. Воспитательная деятельность в инновационном вузе: учеб. пособие. Казань: Бронто, 2019. 264 с.
  14. Ковалева А.И. Динамика воспитательной функции высшей школы в России // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 4. С. 33–47. doi: 10.17805/zpu.2021.4.3.
  15. Маляшова А.Ю. Воспитательный потенциал дисциплины «Основы проектной деятельности» // Синергия – 2022: мат-лы VII междунар. сетевой науч.-практ. конф. (Нижнекамск, 13–14 октября 2022 г.) / под ред. Д.Ш. Султановой. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический ун-т, 2022. С. 146–151.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Maliashova A.Y., Gadelshina S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».