Воздушное противостояние на советско-германском фронте в начальный период Великой Отечественной войны через призму конкуренции конструкторов самолетов-истребителей
- Авторы: Мухамеджанов И.Р.1
-
Учреждения:
- Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 241-245
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/108350
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111214
- ID: 108350
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на основании материалов отечественных архивов и других источников показаны трудности, с которыми столкнулись ВВС РККА в 1942 г. в связи с усилившимся превосходством немецких истребителей в технических характеристиках. Отставание в скорости и скороподъемности советских самолетов аналогичного типа предопределяло их оборонительную тактику и доминирование противника в воздушных боях. Для решения проблемы улучшения летных данных отечественных истребителей руководством страны, Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП), авиаконструкторами был принят комплекс мер. Прогрессивным оказалось решение об установке двигателя М-82 на запущенный в серийное производство до начала войны истребитель ЛаГГ-3 конструкции С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. Однако немецкие конструкторы также не стояли на месте, разработав очередную модификацию «Мессершмитта» Ме-109 – «G». Кроме того, на фронте появился новый истребитель противника – «Фокке-Вульф» ФВ-190. Паритета в летных данных с этими самолетами противника у созданного Ла-5 не было. Форсирование двигателя М-82 и установка на него агрегата непосредственного впрыска топлива позволили увеличить мощность двигателя и существенно улучшить летные данные Ла-5. В результате преодоления комплекса проблем советским конструкторам, НКАП удалось создать и запустить в серийное производство конкурентоспособный самолет Ла-5ФН, отвечавший требованиям вооруженной борьбы на советско-германском фронте Великой Отечественной войны.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Игорь Ражапович Мухамеджанов
Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: mirdjan@mail.ru
старший следователь по особо важным делам следственного управления
Россия, МоскваСписок литературы
- Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. МиГ-3. Первый фронтовой высотный истребитель. М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007. 112 с.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Ф. 221. Оп. 1374. Д. 27.
- Архипенко Ф.Ф. Записки летчика-истребителя. М.: НПП «Дельта», 1999. 160 с.
- Павлов А. Самый опасный враг // Авиамастер. 2002. № 7. С. 45-48.
- Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Истребитель «Мессершмитт Bf 109». Германский «король воздуха». М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2008. 224 с.
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 2. Д. 42.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 55.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 63.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 64.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 59.
- ЦАМО. Ф. НИИ ВВС. Оп. 485655с. Д. 264.
- ЦАМО. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 525.
- Серов Г. Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2005. № 2. С. 16-29.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 91.
- Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8044. Оп. 1. Д. 851.
- Серов Г. Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2005. № 3. С. 31-37.
- ЦАМО. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 1466.
- Prien J., Stemmer G., Rodeike P., Bock W. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 9/II. Einsatz im Osten bis zur Niederlage bei Stalingrad 1.5.1942 bis 3.2.43. Eutin, 2005. 592 s.
- Prien J., Stemmer G., Rodeike P., Bock W. Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945. Teil 9/III. Einsatz im Osten bis zur Niederlage bei Stalingrad 1.5.1942 bis 3.2.43. Eutin, 2006. 508 s.
- ЦАМО. Ф. 35. Оп. 11285. Д. 738.
- Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. «Фокке-Вульф» FW 190. Многоцелевой истребитель Люфтваффе. М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007. 136 с.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 110.
- Российский государственный архив в г. Самаре. Ф. Р-217. Оп. 3-1. Д. 196.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 116.
- РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 900.
- РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 1037.
- Серов Г. Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2005. № 4. С. 16-22.
- РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 123.
- Серов Г. Рождение Ла-5 или развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2005. № 7. С. 18-22.
- Баевский Г.А. «Сталинские соколы» против асов Люфтваффе. М.: Яуза, Эксмо, 2010. 288 с.
- Харук А.И. «Яки» против «мессеров». Кто кого? М.: Яуза, Эксмо, 2012. 256 с.
Дополнительные файлы
