Техносфера вуза: среда развития информационной культуры педагогов
- Авторы: Потменская Е.В.1, Мычко Е.И.1, Серых А.Б.1, Мазанова С.Е.1
-
Учреждения:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 315-322
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/114920
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113316
- ID: 114920
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследовательской работы по развитию информационной культуры педагогов как важной составляющей профессиональной культуры. Показано, что техносфера вуза является важнейшим условием для развития информационной культуры преподавателя университета. На основе анализа сущности и структуры информационной культуры преподавателя была выдвинута гипотеза о том, что эффективность развития техносферы образовательного учреждения будет влиять на развитие информационной культуры педагогов и отразится на их готовности к практическому применению информационных технологий в педагогическом процессе. Данная гипотеза обозначила цель исследования: обоснование модели развития информационной культуры у преподавателей в условиях создания и функционирования техносферы вуза. При теоретическом обосновании данной модели авторы опирались на идеи информационно-коммуникационного, компетентностного и киберонтологического подходов, особо актуальных в условиях современной киберсоциализации. Для проверки гипотезы был организован педагогический эксперимент, в котором участвовали 32 преподавателя Балтийского федерального университета (Калининград, Россия). Эксперимент проводился в три этапа: на первом констатирующем этапе была проведена диагностика отношения преподавателей к сформированности своей информационной культуры; на втором формирующем этапе была проведена апробация нашей модели развития информационной культуры педагога, не имеющая аналогов в современной педагогике высшей школы (реализована на базе собственного спецкурса, который проходил как серия обучающих семинаров); на третьем контрольном этапе провели повторную диагностику сформированности компонентов информационной культуры педагогов. Динамика наблюдалась по всем компонентам информационной культуры. Наиболее значительные изменения после внедрения предложенной модели в образовательное пространство вуза произошли по показателям сформированности операционального компонента информационной культуры (с 5,8 ед. до 9,1 ед.). Это свидетельствует об эффективности разработанной модели. Ее можно использовать при организации работы по развитию информационной культуры преподавателя вуза. Новизна исследования связана с внедрением разработанной модели в образовательное пространство вуза, которая формирует у преподавателей психологическую готовность к овладению информационными продуктами и профессиональную компетентность в реализации инновационных информационных технологий.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Вячеславовна Потменская
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: potmenskaya@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Института образования
Россия, г. КалининградЕлена Иосифовна Мычко
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: emychko@bk.ru
доктор педагогических наук, профессор Института образования
Россия, г. КалининградАнна Борисовна Серых
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Email: annaserykh@rambler.ru
доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Института образования
Россия, г. КалининградСветлана Евгеньевна Мазанова
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Автор, ответственный за переписку.
Email: mazasnova@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент Ресурсного цента иностранных языков
Россия, г. КалининградСписок литературы
- Беляев Р.В., Григорьева Е.И. Информационная культура личности: ведущие методологические подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 90–96.
- Калимуллин Д.Д. Информационная культура в социокультурной реальности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 58–62.
- Берман Н.Д. Информационная культура как основа профессиональной деятельности // Российский педагогический и психологический журнал. 2017. Т. 8, № 6–2. С. 354–358.
- Virkus S., Kirinic V., Redep N.B. The role of e-learning and information culture in educational institutions in transforming European education // Educational Leadership, Improvement and Change. Cham: Palgrave Pivot, 2020. P. 121–138. doi: 10.1007/978-3-030-47020-3_9.
- Dey B.L., Yen D., Samuel D. Digital consumer culture and digital acculturation // International Journal of Information Management. 2020. Vol. 51. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.102057.
- Abbasova L.I., Zotova I.V., Mustafaeva Z.I. The technology of formation of future teachers’ information culture // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 113. doi: 10.1051/shsconf/202111300051.
- Попкова Н.В. Техносфера как объект философского исследования: дис. … д-ра филос. наук. М., 2005. 420 с.
- Шаповалова И.С., Гоженко Г.И. Концепция техносферы: аналитический обзор формирования и изучения // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2015. № 2. С. 51–57.
- Черемисина М.И. Использование информационных технологий в образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 56–58. doi: 10.24411/1991-5497-2019-00022.
- Haug B.S., Mork S.M. Taking 21st century skills from vision to classroom: what teachers highlight as supportive professional development in the light of new demands from educational reforms // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 100 (9). doi: 10.1016/j.tate.2021.103286.
- Xie B. Construction of teacher culture in applied colleges under the background of educational informationization // Microprocessors and Microsystems. 2020. Vol. 336. doi: 10.1016/j.micpro.2020.103486.
- Бугакова Н.Ю. Информационная образовательная среда в техническом вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 3 (41). С. 7–12.
- Рабинович П.Д. Модель техносферы образовательного учреждения // Информатика и образование. 2013. № 2 (241). С. 10–17.
- Серых А.Б., Мычко Е.И. Стратегии педагогических преобразований в современном образовательном пространстве // Перспективы науки. 2019. № 2 (113). С. 228–230.
- Немтинов В.А., Борисенко А.Б., Морозов В.В., Немтинова Ю.В. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. С. 104–113. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113.
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография / под ред. В.А. Плешакова. Норильск: Ред.-изд. отдел ФГБОУ ВПО «НИИ», 2012. 244 с.
- Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография. М.: Homo Cyberus, 2011. 400 с.
- Котенко В.В., Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Информационная культура преподавателя вуза в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11–2. С. 354–358. doi: 10.17513/snt.38938.
- Матвеева Н.А., Кулиш В.В., Тумбаева Н.В. Информационная культура субъектов образовательной деятельности: проектирование социальных показателей // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 308–311.
- Соловов А.В., Меньшикова А.А. Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 60–69. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69.
- Wardoyo C., Firmansyah R., Sunaryanto S., Nuris D.M., Wicaksono M.G.S. Contribution of teacher competence (pedagogy and personality) in teaching practice during the Covid-19 pandemic and 4.0 era // Technium Social Sciences Journal. 2020. Vol. 14, № 1. P. 66–78.
- Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 101–112. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.
- König J., Jaeger-Biela D.J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, iss. 4. P. 608–622. doi: 10.1080/02619768.2020.1809650.
- Исаева Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80–96. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96.
Дополнительные файлы
