Структурно-содержательная модель и организационно-педагогические условия, необходимые для формирования профессиональных компетенций иностранных студентов технического университета на основе реверсивного обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование позволило определить и структурировать комплекс организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций иностранных студентов технического университета посредством реверсивного обучения. Суть заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки иностранных студентов осуществляется адаптация учебных материалов с учётом их культурных особенностей посредством практико-ориентированного подхода. Это обусловлено тем, что иностранные обучающиеся нередко сталкиваются с определёнными сложностями при восприятии теоретических аспектов технических дисциплин. Такой подход позволяет сделать образовательный процесс более эффективным и доступным для иностранных студентов, преодолевая барьеры в понимании технической теории через практическую деятельность. Организационно-педагогические условия подбирались, опираясь на классификацию, разработанную академиком Н.Д. Никандровым. В ходе анализа были определены две основные категории условий. Первая – структурно-управленческая, включающая формирование позитивной мотивации иностранных обучающихся к участию в реверсивном образовательном процессе и соответствующую подготовку преподавательского состава к внедрению данной методики в учебный процесс. Вторая – содержательно-технологические, предусматривающие внедрение электронных образовательных курсов, дополняющих рабочие программы дисциплин, и разработку системы оценочных материалов с учетом их дифференцированности по уровню сложности и исследовательской направленности. Достижение поставленных целей возможно исключительно при полном и своевременном соблюдении всех обозначенных условий.

Об авторах

Рафина Рафкатовна Закиева

Казанский государственный энергетический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rafina@bk.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры промышленной электроники

Россия, г. Казань

Регина Асхатовна Арсланова

Казанский государственный энергетический университет

Email: r.a_arslanova@mail.ru

специалист отдела международных связей

Россия, г. Казань

Список литературы

  1. Сериков В.В., Леонтьев А.В., Закиева Р.Р. Подходы к измерению компетентности специалиста и оценка его сформированности // Казанский педагогический журнал. 2022. № 1 (150). С. 29–35.
  2. Леднев В.С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. 448 с.
  5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
  6. Макаров М.И., Сериков В.В. Подготовка научно-педагогических кадров в научном учреждении // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 1 (74). С. 30–42.
  7. Стриханов М.Н., Геворкян Е.Н., Подуфалов Н.Д. О наиболее важных направлениях деятельности отделения профессионального образования Российской академии образования // Педагогика. 2021. Т. 85, № 11. С. 74–82.
  8. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с.
  9. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 49 с.
  10. Ходырева Е.А. Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования: характеристики и потенциал // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 1. С. 45–61. doi: 10.24412/2304-120x-2022-11004.
  11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: науч. издание. М.: УНЦ ДО, 2005. 222 с.
  12. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom. Reach every student in every class every day. Washington, 2012. 112 p.
  13. Дьюи Дж. Школа и общество. М.: Госиздат, 1924. 168 с.
  14. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Анализ особенностей применения технологии «перевернутого обучения» в экономических вузах // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 2. С. 4–13. doi: 10.21686/1818-4243-2018-2-4-13.
  15. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: кн. для учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  16. Сериков В.В. О мышлении педагога-исследователя и условиях его развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 2. С. 55–61.
  17. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 5–10.
  18. Никандров Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследований // Педагогика. 1996. № 3. С. 112–113.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структурно-содержательная модель


© Закиева Р.Р., Арсланова Р.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».