Психолого-педагогические аспекты дистанционной подготовки иностранных абитуриентов по химии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Химия является одной из важнейших дисциплин в системе довузовской подготовки будущих специалистов с высшим медицинским образованием. В период пандемии пришлось столкнуться с некоторыми проблемами при организации дистанционного обучения химии. Не хватало данных и возможностей именно для внеаудиторного взаимодействия с обучающимися, так как к дистанционному формату пришлось перейти в очень сжатые сроки, буквально за несколько дней. Возникла необходимость в разработке модели и методического обеспечения дистанционного формата обучения химии для формирования соответствующих профессиональных компетенций. Теоретической основой исследования являются теории планомерного формирования умственных действий и понятий и деятельности. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что реализация данного подхода повышает мотивацию абитуриентов к изучению химии. Методические материалы позволяют повысить качество подготовки именно иностранных абитуриентов, недостаточно владеющих русским языком. Результаты итогового тестирования дают возможность заключить, что использование дистанционного образования или его элементов в довузовской подготовке по химии является перспективным, необходимым и целесообразным. Все студенты в той или иной мере справились с итоговой аттестацией и получили сертификаты, позволяющие им продолжить обучение в медицинском вузе.

Об авторах

Ольга Юрьевна Афанасьева

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bingry@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Болонский процесс 2020 – европейское пространство высшего образования в новом десятилетии (коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, Левен / Лувен-ла-Нев, 28–29 апреля 2009 года) // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 156–162.
  2. Полетаев Д.В., Дементьева С.В. Инновационные стратегии развития международного образования в ракурсе учебной миграции в вузы России // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316, № 6. С. 216–220.
  3. Pedersen P.B. Counseling international students // The Counseling Psychologist. 1991. Vol. 1. P. 10–58. doi: 10.1177/0011000091191002.
  4. Triandis H.C. Culture and social behavior. New York: McGraw-Hill, 1994. 320 p.
  5. Фаращук Н.Ф., Цюман Ю.П. Проблема коммуникации преподавателей и студентов в рамках предмета химии // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Формирование профессионально значимых качеств личности студента в системе высшего медицинского образования / под ред. И.В. Отвагина. Смоленск: Изд-во СГМА, 2014. С. 115–122.
  6. Психологические и психофизиологические особенности студентов / под ред. Н.М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1977. 296 с.
  7. Sandhu D.S., Asrabadi B.R. Development of an acculturative stress scale for international students: Preliminary findings // Psychological Reports. 1994. Vol. 75. P. 435–448. doi: 10.2466/pr0.1994.75.1.435.
  8. Wan T.Y., Chapman D.W., Biggs D.A. Academic stress of international students attending U.S. universities // Research in Higher Education. 1992. Vol. 33, № 5. P. 607–623. doi: 10.1007/BF00973761.
  9. Ямщикова О.А. Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в России: психолого-педагогический аспект // Сибирский психологический журнал. 2005 № 21. С. 89–93.
  10. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
  11. Тюменцева Е.В., Харламова Н.В., Ионкина Е.С., Горьковская В.Д., Харламов О.С. Подготовка иностранных студентов к освоению основных образовательных программ высшего образования в российских вузах // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11, № 4. С. 56–67. doi: 10.22412/1999-5644-11-4-8.
  12. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1 (5). С. 1–10.
  13. Kramsch C. Teaching foreign languages in an era of globalization: introduction // The Modern Language Journal. 2014. Vol. 98, iss. 1. P. 296–311. doi: 10.1111/j.1540-4781.2014.12057.x.
  14. Соколова Л.И. Новые образовательные технологии при обучении математике иностранных студентов предвузовского этапа на русском (неродном) языке // Вестник РУДН. Серия Вопросы образования: языки и специальность. 2011. № 3. С. 93–97.
  15. Краюшкин А.И., Фомина Т.К., Александрова Л.И., Труфанова Н.И. Обучающе-контролирующие компьютерные программы как средство оптимизации учебного процесса с зарубежными студентами // Медико-биологические, культурологические и педагогические аспекты адаптации зарубежных студентов: тез. докл. всерос. конф. Волгоград: Перемена, 1997. С. 193–194.
  16. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 230 с.
  17. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование образовательной программы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 128 с.
  18. Березняк Ю.Л., Олешко Т.В., Щербакова Т.К., Лузина В.М. Модульно-рейтинговая организация учебного процесса по физике на предвузовском этапе обучения иностранных учащихся // Проблемы современного образования. 2017. № 4. С. 150–160.
  19. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. 670 с.
  20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.
  21. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  22. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 49–54.
  23. Корякина Ю.П., Фаращук Н.Ф., Дьяков М.Ю. Особенности преподавания химии на первом курсе у индийских студентов и их важность для формирования практических умений и навыков будущих специалистов // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 93–96.
  24. Арифулина Р.У., Фролова С.В., Ядав Х.С. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и Индии // Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 103–112.
  25. Орлов А.С., Сорокина С.О., Севрюков С.Ю. Оценка возможностей современных платформ онлайн образования в контексте анализа данных о поведении учащихся и их адаптивного обучения // Процессы управления и устойчивость. 2019. Т. 6, № 1. С. 357–362.
  26. Despres C. Synchronous tutoring in distance learning: a model for the synchronous pedagogical monitoring of distance leaning activities // Artificial Intelligence in Education. IOS Press. 2003. P. 271–278.
  27. Vlasova E.Z., Barakhsanova E.A., Goncharova S.V., Iljina T.S., Aksyutin P.A. Teacher education in higher education systems during pandemic and the synergy of digital technology // Propositos y representaciones. 2020. Vol. 8, № S3. P. 719.
  28. Зайцев К.А. Исследование платформ для онлайн обучения в современной цифровой образовательной среде // E-Scio. 2020. № 7 (46). С. 51–62.
  29. Сосновская О.П. Система управления обучением Moodle (modular object-oriented dynamic learning environment) в современном образовании студентов // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 2. С. 27–28.
  30. Мухаметшин Л.М., Салехова Л.Л., Мухаметшина М.М. Использование системы LMS MOODLE в современном образовательном процессе // Филология и культура. 2019. № 2 (56). С. 274–279.
  31. Макаров А.Д., Макарова О.А. Методика проведения экзамена в формате коммуникационных программ Microsoft Teams, Zoom // Кластеризация цифровой экономики: глобальные вызовы: сб. тр. нац. науч.-практ. конф. с зарубеж. участием, 18–20 июня 2020 г. В 2 т., т. 2. СПб.: Политех-Пресс, 2020. С. 395–403.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Афанасьева О.Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».