Система подготовки кадров в области формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения
- Авторы: Владимирова О.Н.1, Ивашкина Ю.Ю.1, Ковалёв В.А.1, Матвеева М.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 26-33
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2311-1402/article/view/252823
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/23-2/03
- ID: 252823
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена возросшей потребностью подготовки высококвалифицированных кадров по вопросам доступной среды. Цель статьи заключается в проведении исследования среди образовательных организаций высшего среднего профессионального и дополнительного профессионального образования и выявлении в программах наличия компонентов, полностью или частично посвящённых вопросам доступной среды, по широкому кругу групп профессий, специальностей и направлений подготовки. Авторами сформулированы основные задачи исследования и подготовлен спектр вопросов, относящихся к тематике доступной среды. По результатам исследования сделаны общие выводы и определены конкретные направления работы по организации системной подготовки кадров по вопросам доступной среды. А также по окончании детального анализа проведённого опроса будут представлены предложения по развитию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды для инвалидов.
Полный текст
На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации для реализации государственных задач по формированию беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и услугам, обеспечения информационной доступности возникла высокая потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих возросшим требованиям данной области (https://clck.ru/RxcLE; https://clck.ru/34YuTc). Эта же проблема нашла отражение и в Конвенции о правах инвалидов (https://clck.ru/34YuTn).
Значительный дефицит квалифицированных специалистов с навыками и знаниями по вопросам доступной среды отмечается в таких областях как архитектура, строительство, транспорт, культура, образование, медицина, социальная защита, торговля, бытовые услуги, туризм, it-технологии, промышленность, управление и другие, что обусловило необходимость проведения исследования в данной области и выявления конкретной потребности каждой отрасли в специалистах [3; 4].
Федеральным ресурсным (информационно-методический) центром по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – ФРЦ ДС) (https://www.frcds.ru). Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Институт) при поддержке органов исполнительной власти и общественных объединений инвалидов в течение 2021 года проводил опрос среди образовательных организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Основными задачами исследования являлись:
- выявление и анализ образовательных программ профессионального образования на наличие компонентов, полностью или частично посвященных вопросам доступной среды, по широкому кругу групп профессий, специальностей и направлений подготовки среднего и высшего профессионального образования.
- создание реестра образовательных программ дополнительного профессионального образования в области доступной среды.
- разработка пакета предложений по развитию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В ходе опроса к тематике по доступной среде для образовательных программ были отнесены следующие вопросы:
- организация работы организации по созданию условий доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- архитектурно-планировочная доступность зданий и сооружений;
- доступность информации для граждан с инвалидностью, включая информацию, размещаемую в сети Интернет;
- организация взаимодействия с гражданами с инвалидностью при предоставлении услуг;
- психологические аспекты взаимодействия с различными категориями граждан с инвалидностью [1; 2].
Респондентами стали образовательные организации из 85 субъектов Российской Федерации, которые заполнили 1 654 анкеты.
Предварительный анализ данных показал, что только 484 образовательные организации реализуют образовательные программы, полностью или частично посвященные тематике доступная среда. Эти организации указали, что реализуют 3 576 таких образовательных программ.
Таким образом, только 39% организаций из числа принявших участие в опросе, заявили, что тематика доступная среда излагается студентам.
Поскольку возможность более подробного описания программ для реестра образовательных программ была ограничена автоматизированной формой опроса тремя программами, то в него вошло 982 образовательные программы.
Из них основные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования в совокупности составили немногим более половины анализируемых программ, 59%, что ещё значительно сузило круг анализируемых программ.
Проведенный опрос показал, что значительная часть образовательных организаций включили в реестр программы, которые направленны на обучение людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по различным специальностям, а не посвящённые подготовке специалистов, создающих и обеспечивающих доступную среду. Такие программы были также исключены из дальнейшего анализа.
Все включённые в реестр программы были разделены по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего и высшего профессионального образования. Более подробная информация по некоторым из них приведена на рисунке.
Рис. Образовательные программы по тематике «Доступная среда»
Можно отметить, что все образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов в области образования и социальной работы, принявшие участие в опросе, указали, что реализуют программы, имеющие компоненты, посвященные вопросам доступной среды.
При этом обучение специалистов в наиболее значимых для обеспечения доступной среды областях таких как архитектура и строительство, бытовые услуги, туризм, транспорт, сфера it, управление, экономика, осуществляют менее половины, а, например, в сфере культуры только 6% образовательных организаций из числа принявших в опросе, заявили о наличии программ с компонентами по вопросам доступной среды.
Более детальный анализ образовательных программ высшего и среднего профессионального образования показал, что самостоятельные учебные дисциплины, разделы, модули или темы по доступной среде в ряде программ, включенных образовательными организациями в реестр не выделены.
Так, например, по направлениям «Архитектура, техника и технологии строительства, ландшафтная архитектура» отдельный самостоятельный раздел по тематике доступная среда практически отсутствует. Указанная тематика чаще изучается в общем контексте преподаваемых дисциплин. Ряд образовательных организаций указали, что тематика включена в обучение в форме проекта или при подготовке выпускной квалификационной работы.
Однако, следует отметить, что, например, у ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (https://mgsu.ru/sveden). в образовательных программах по архитектуре и градостроительству имеются отдельные дисциплины: «Организация безбарьерной среды», «Проектирование доступной среды для лиц с ограниченными возможностями развития», «Организация архитектурно-пространственной среды для лиц с ограниченными возможностями развития», а образовательная организация реализует наибольшее число 85 образовательных программ, включающих разделы (темы) по доступной среде.
В большинство представленных в реестр образовательных программ по направлению «Техника и технологии наземного транспорта, кораблестроения и водного транспорта» включен раздел «Организация доступной среды для инвалидов на транспорте. При этом ФГБОУВО «Российский университет транспорта» (https://www.miit.ru). отметил, что учебная дисциплина «Организация доступной среды для инвалидов на транспорте» включена в учебные планы всех транспортных специальностей (направлений подготовки) образовательной организации.
Необходимо подчеркнуть незначительное число образовательных программ по направлению «Компьютерные и информационные науки, информатика и вычислительная техника», в которые включены разделы (темы), посвященные обеспечению информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий, включая интернет-ресурсы и другую информацию, представленную в электронно-цифровой форме для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Из пяти образовательных программ, включенных в реестр, только одна программа «Информатика и вычислительная техника» имеет самостоятельную дисциплину «Технологии возможностей и безбарьерной среды». Ее реализует ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (https://clck.ru/34YuSH). В остальные программы тематика включена в программы фрагментарно.
Обучение по направлениям «Образование и педагогические науки» (https://clck.ru/34YuRb) и «Социальная работа» (https://clck.ru/34YuRr), по которым все образовательные организации заявили наличие тематики «Доступная среда», связано в основном с обучением, необходимым для выполнения профессиональных обязанностей по инклюзивному образованию или социальной работе с инвалидами. Практически отсутствуют вопросы доступной среды как самостоятельные разделы, модули, дисциплины и даже темы.
41% образовательных организаций восполнили недостатки основных образовательных программ и разработали дополнительные образовательные программы повышения квалификации, включающие тематику по доступной среде.
Причем, например, по направлению «Образование и педагогические науки» 95% составляют программы дополнительного профессионального образования.
ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России (https://spbiuvek.ru), такие программы ведёт уже на протяжении пяти лет, так за 2022 год прошли обучение более 300 человек.
Таким образом, опираясь на полученные данные и на результаты предварительного анализа, можно выделить следующее.
61 процент образовательных организаций, принявших участие в опросе, не имеют образовательных программ, тематических разделов или модулей образовательных программ, посвящённых вопросам доступной среды.
По тем направлениям подготовки по основным образовательным программам среднего и высшего профессионального образования, где федеральный государственный образовательный стандарт включает компетенции, напрямую или косвенно связанные с доступной средой, имеются программы, полностью или частично посвященные данной тематике.
Также в тех отраслях, где функционируют федеральные и региональные методические центры по инклюзивному образованию, например, региональный учебно-методический центр (РУМЦ) по инклюзивному образованию или РУМЦ, созданный в Российском университете транспорта для отраслевых образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минтрансу России, наблюдается достаточно большое число образовательных программ полностью или частично, посвящённых вопросам доступной среды (https://fmc-spo.ru).
При этом указанная тематика практически отсутствует в подготовке IT-специалистов, архитекторов, строителей, дизайнеров и незначительно представлена в области культуры и библиотечных технологий.
По прослеживаемым тенденциям можно сделать предварительные выводы и предложения по развитию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды. Для улучшения ситуации с доступностью объектов и услуг необходимо усилить работу по подготовке соответствующих кадров. А именно:
- Разработать межотраслевую рамку (карту) профессиональных компетенций, представляющей собой описание набора компетенций (характеристик), необходимых работникам различных категорий (специалисты, руководители, эксперты) для осуществления деятельности по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, представленных по нескольким уровням с учетом отраслевых особенностей.
- Провести инвентаризацию профессиональных стандартов с целью выявления наличия (или отсутствия) соответствующих трудовых функций, связанных с созданием и обеспечением функционирования доступной среды на объектах и при оказании услуг и разработать предложения по внесению соответствующих предложений (https://clck.ru/UKk6q).
- Следующим этапом провести инвентаризацию федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки с целью выявления наличия (или отсутствия) соответствующих компетенций, необходимых для создания и функционирования доступной среды и подготовить предложения по внесению изменений (https://fgos.ru).
- Следующим этапом является разработка профессионального стандарта «Специалист по доступной среде».
- Разработка примерных тематических разделов, модулей, компонентов, посвящённых вопросам доступной среды, для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования и разработка примерной (типовой) программы дополнительного профессионального образования.
- Важным этапом является формирование реестра образовательных программ дополнительного профессионального образования по вопросам доступной среды, с возможностью размещения его в свободном доступе в сети интернет, и своевременной актуализацией (https://clck.ru/UKk6q; https://clck.ru/34YuPC).
Таким образом, для организации системной подготовки кадров по вопросам доступной среды необходимо следующее:
- наличие в профессиональных стандартах соответствующих трудовых функций;
- включение необходимых профессиональных компетенций в федеральные государственные образовательные стандарты;
- включение модулей, дисциплин, циклов по вопросам доступной среды в основные профессиональные образовательные программы высшего и среднего профессионального образования. А также дополнение системы программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
В заключении, хочется отметить, что ФРЦ ДС по окончании детального анализа проведённого опроса представит специалистам и всем заинтересованным лицам результаты и готов обсудить пакет предложений по развитию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды для инвалидов.
Об авторах
Оксана Николаевна Владимирова
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов
Email: Vladimirova.on@spbiuvek.ru
ORCID iD: 0000-0001-6692-2882
SPIN-код: 6405-4757
доктор медицинских наук
Россия, Санкт-ПетербургЮлия Юрьевна Ивашкина
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов
Email: info@frcds.ru
Россия, Санкт-Петербург
Виталий Александрович Ковалёв
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов
Email: kovalev.va@spbiuvek.ru
Россия, Санкт-Петербург
Марина Викторовна Матвеева
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов
Автор, ответственный за переписку.
Email: Matveeva.mv@spbiuvek.ru
ORCID iD: 0000-0001-6125-2314
кандидат педагогических наук
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Владимирова О.Н. Система комплексной реабилитации инвалидов с ограничением мобильности. Автореф. ... д-р медицинских наук. Москва, 2020. 48 c.
- Владимирова О.Н., Ишутина И.С. Методология создания безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения // Доступная среда. 2020. № 1. С. 10-15.
- Владимирова О.Н., Логинова Е.Т., Матвеева М.В., Чистякова Н.П. Кадровая политика в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов: состояние вопроса// Казанский педагогический журнал. 2022. № 4(153). С. 285-292.
- Логинова Е.Т., Матвеева М.В. Новые подходы к вопросу подготовки кадров для системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 4(56). С. 27-36.
Дополнительные файлы
