О значении внеучебной деятельности по физической культуре в физическом воспитании студентов высшего учебного заведения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен материал, посвященный организации внеучебной деятельности по физической культуре в высшем учебном заведении. Актуальность данной темы обусловлена структурными и содержательными изменениями в образовательных программах бакалавриата и рабочих программах по физической культуре, которые привели к возрастанию роли внеучебной деятельности в формировании физкультурной компетентности студента. Данное обстоятельство требует рассмотрения вопросов планирования, организации и методического обеспечения названного вида педагогической деятельности. Цель исследования состоит в выявлении организационных и воспитательных аспектов студенческих мероприятий спортивной и оздоровительной направленности, проводимых в свободное от учебных занятий в вузе время. В качестве примера по организации внеучебной работы, осуществляемой преподавателями кафедры физической культуры и спорта, предложен ряд физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в Омском государственном аграрном университете имени П. А. Столыпина. Анализ и обобщение педагогического опыта в системе высшего образования, данных литературных источников по проблемам физического воспитания студенческой молодежи позволили сделать практические рекомендации по основам планирования, целеполагания и организационных особенностей внеучебной деятельности по физической культуре. Подчеркнута возможность повышения эффективности этой деятельности за счет равномерного распределения мероприятий на протяжении учебного года, привлечения к участию студентов с разным уровнем физической, спортивно-технической подготовленности и мотивации в сфере физической культуры и спорта. В дополнение к календарному плану организаторы для каждого мероприятия должны определить цель, разработать программу, создать праздничную атмосферу, обеспечить безопасность зрителей и участников, создать условия для информационного освещения запланированного события.

Полный текст

Физическое воспитание является частью комплексного педагогического воздействия на личность студента в ходе его обучения в высшем учебном заведении. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, во время академических занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Конечным результатом изучения этих дисциплин должна стать физкультурная компетентность студента, которая представляет собой его способность и готовность применять средства и методы физической культуры для укрепления здоровья и поддержания оптимальной работоспособности [4; 18].

Базовые знания, первоначальные умения и навыки по физической культуре, которые получает студент на учебных занятиях, в полной мере не формируют его способность к их методически грамотному и самостоятельному применению в повседневной жизни. Дальнейшее закрепление изученного материала и совершенствование двигательных способностей и навыков должно осуществляться студентом во внеучебной деятельности по физической культуре, к которой относятся самостоятельные занятия физическими упражнениями, тренировки в спортивных клубах, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях [5].

На наш взгляд, в настоящее время преподавателям физического воспитания следует уделить больше внимания на разработку программно-методического обеспечения внеучебной деятельности по физической культуре в вузе. Это связано, прежде всего, с возникновением в высших учебных заведениях тенденции, которую уже можно считать устойчивой, к переводу половины учебных часов, предназначенных для изучения физической культуры, на самостоятельную работу студентов [11].

Цель настоящего исследования – раскрыть организационные и воспитательные аспекты физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, являющихся базовыми компонентами внеучебной деятельности по физической культуре в вузе.

В работе использованы анализ и обобщение опыта работы преподавателей со студентами Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина (Омский ГАУ) и материалов научных исследований из литературных источников по проблемам физического воспитания студенческой молодежи.

На протяжении всего учебного года кафедрой физической культуры и спорта совместно с центром спорта и здоровья для студентов Омского ГАУ организуются мероприятия во внеучебное время [12], которые проводятся в форме соревнований, фестивалей [7; 10; 17], мастер-классов, акций [16], спортивных праздников [13; 15].

В педагогической среде принято считать, что участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях способствует формированию коммуникативных и морально-волевых качеств, проявление которых востребовано во всех видах деятельности: учебной, общественной, трудовой [3].

С началом учебного года важной педагогической задачей в работе со студентами первого курса является выявление их физкультурно-спортивных интересов методом сплошного анкетирования. В ходе ряда социологических исследований установлено, что наиболее популярными у юношей являются спортивные игры и единоборства, девушек – гимнастическая аэробика [1; 6; 9].

В качестве скрытых причин (мотивировок), побуждающих молодых людей сделать выбор в пользу того или иного вида двигательной активности, могут быть: понимание прикладного или оздоровительного значения физических упражнений, намерение войти в состав университетской команды по виду спорта, желание получать психоэмоциональное удовлетворение от учебно-тренировочных занятий и другие [2; 8; 14].

Учитывая вышеперечисленные факты, а также с целью привлечения студентов первого курса к регулярным занятиям в спортивных секциях и клубах университета организуются мастер-классы по видам спорта. Среди первокурсников в первом семестре проводятся соревнования с целью спортивного отбора и выявления сильнейших спортсменов.

Студенческие соревнования между учебными группами, факультетами являются ежегодными и традиционными. В последние годы получило распространение в студенческом сообществе участие во всероссийских спортивных праздниках «Кросс наций», «Лыжня России» и акциях «Марафон здорового образа жизни», «Человек идущий», «Будь здоров», «Здоровье молодежи – богатство России». В числе участников таких массовых спортивных событий могут быть и спортсмены, и любители активного образа жизни разного возраста и уровня физической подготовленности.

В Омском ГАУ организуются и проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам, знаменательным датам, чествованию героев России и выдающихся спортсменов. Это вносит большой вклад в гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения.

В организации, судействе, информационном сопровождении спортивных соревнований и праздников принимают активное участие представители студенческих общественных организаций университета: студенческий клуб «Сапсан», волонтерский центр «Глобус», студенческая медиа служба.

Анализ и обобщение педагогического опыта коллектива преподавателей аграрного университета позволяет констатировать их готовность к воспитательной деятельности в сфере образования и сделать рекомендации следующего содержания:

  1. Внеучебная деятельность по физической культуре в высшем учебном заведении должна планироваться с учетом равномерного распределения мероприятий на протяжении учебного года.
  2. В ходе осуществления внеучебной работы по физической культуре среди студенческой молодежи должны решаться педагогические задачи воспитательной, образовательной и оздоровительной направленности, приоритет которых определяется целью запланированного мероприятия.
  3. К внеучебной деятельности следует привлекать студентов всех курсов и направлений подготовки в качестве участников мероприятий или их организаторов, что дает возможность многим из них удовлетворить свои интересы и намерения в сфере физической культуры и спорта.
  4. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия имеют воспитательное воздействие на молодых людей не только за счет личного участия в них, но и через информационное освещение данных событий на сайте университета, в социальных сетях, региональных телевизионных программах и печатных изданиях.
×

Об авторах

Елена Владимировна Мудриевская

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_mudray55@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2326-1591

канд. пед. наук

Россия, г. Омск

Список литературы

  1. Борисова А.Ф., Мудриевская Е.В. Студенческие соревнования как результат обучения двигательным действиям в аэробной гимнастике // Омский научный вестник. 2015. № 2 (136). С. 202-204.
  2. Ваисов К.М., Мудриевская Е.В. Мотивировки выбора студентами борьбы как основного средства физического совершенствования // Омский научный вестник. 2015. № 5(142). С. 115-117.
  3. Горюнов В.Н., Мудриевская Е.В., Петрова Г.А. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор социализации студентов // Физическое воспитание и спортивная тренировка: сб. науч. тр. Омск: СибАДИ, 2006. С. 199-201.
  4. Загревская А.И., Загревский О.И. О сущностных характеристиках понятий «компетентность» и «компетенция» // Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 6. С. 118-120.
  5. Касьяненко А.Н. Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия как эффективные инструменты оздоровительного образования // Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Омск: ОмГТУ, 2023. С. 119-123.
  6. Катрина М.И. Результаты опроса студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности // Омские социально-гуманитарные чтения – 2019: материалы ХII Междунар. науч.-практ. конф. Омск: ОмГТУ, 2019. С. 295-300.
  7. Ковалева О.С., Мудриевская Е.В. Опыт проведения спортивно-массовых мероприятий по ГТО в высшем учебном заведении // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Омский ГАУ, 2018. С. 60-62.
  8. Мудриевская Е.В. Основные причины предпочтений студентов первого курса в сфере двигательной активности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Омский ГАУ, 2019. С. 161163.
  9. Мудриевская Е.В. Двигательный опыт студентов первого курса и их предпочтения в выборе средств физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 233236.
  10. Пягай Л.П. Значение спортивно-массового мероприятия «Фестиваль спортивных игр «Летящий мяч» в популяризации двигательной активности среди студенческой молодежи // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 5355.
  11. Страдзе А.Э., Филимонова С.И., Филимонова Ю.Б. Перспективы дисциплины «Физическая культура» в условиях модернизации образования // Культура физическая и здоровье. 2017. № 1(61). С. 2225.
  12. Сумина В.В. О некоторых результатах физкультурно-оздоровительной деятельности кафедры физической культуры и спорта // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 56-59.
  13. Сумина В.В., Терёхина И.В., Акимочкина Н.К. Военно-спортивный праздник «Зарница» как форма патриотического воспитания молодежи // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 60-61.
  14. Сумина В.В., Терехина И.В., Мудриевская Е.В. Мотивационные аспекты предпочтений студентов первого курса в выборе средств физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 9 (199). С. 285-288.
  15. Терёхина И.В., Сумина В.В. Организация спортивного праздника средствами эстафетного бега // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 62-66.
  16. Терёхина И.В., Сумина В.В. Об организации и проведении спортивно-массового зимнего благотворительного мероприятия «Помогаем вместе» // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 67-70.
  17. Терёхина И.В., Сумина В.В., Сухорукова И.А. Организация фестивалей комплекса ГТО как эффективная форма внеучебной спортивно-массовой работы // Научное и программно-методическое сопровождение образовательного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении: сб. тр. преподавателей. Омск: Омский ГАУ, 2023. С. 71-74.
  18. Чернякова С.Н. Физкультурные компетенции бакалавров: содержание и формирование // Динамика систем, механизмов и машин. Омск: ОмГТУ, 2014. № 6. С. 170-173.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».