Обучение аудированию и говорению с помощью метода «Mind Maps»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается метод применения ментальных карт («Mind maps») для комбинированного обучения аудированию и говорению студентов языковых профилей подготовки. Аудирование используется как основа для построения монологического высказывания. Во время прослушивания текста студент заполняет подготовленную преподавателем ментальную карту, вписывая в нее важные детали в том объеме и в той последовательности, которую предложил составитель карты для достижения целей данного упражнения. Заполненная ментальная карта служит опорой для создания студентом собственного устного монологического высказывания по теме, затронутой в тексте для аудирования. Обосновано применение метода «Mind maps» на занятиях по английскому языку в вузе, описан ход проведения занятия, в рамках которого может использоваться данный метод. В результате апробации данного метода у студентов 3 курса языкового профиля подготовки была подтверждена его эффективность для развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях отсутствия языковой среды. В статье приводятся данные анкетирования студентов, участвующих в апробации, и делается вывод о целесообразности применения метода «Mind maps» с учетом развития у обучающихся креативного мышления и умения устанавливать иерархические и логические связи.

Об авторах

А. П. Синельникова

Иркутский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sinelnikova_anastasiya@inbox.ru
Карла Маркса, 1, Иркутск, 664003, Россия

С. Ю. Богданова

Иркутский государственный университет

Email: rusjap@mail.ru
доктор филологических наук, профессор Карла Маркса, 1, Иркутск, 664003, Россия

Список литературы

  1. Артеменко О. И. Обучение говорению как виду речевой деятельности учащихся, слабо владеющих государственным языком Российской Федерации / О. И. Артеменко, П. М. - А. Гасанова, Т. М. Буйских // Перспективы науки и образования. 2023. №1 (61). С. 161-184. doi: 10.32744/pse.2023.1.10. EDN ESBMPT.
  2. Балабас Н. Н. Ключевые аспекты обучения аудированию иноязычной речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. №2 (23). С. 36-39. EDN UVDIZJ.
  3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. Н. Гез. М.: Академия. 2006. 336 с. EDN XUPRFR.
  4. Говорун С. В. Сопоставление навыков и умений учебного аудирования и понимания иноязычной речи на слух в процессе общения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Том 7. № 3. С. 159-166. EDN UHKTYT.
  5. Каверина О. А. Креативное обучение: от теории к практике / О. А. Каверина, М. В. Новосёлова // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур: материалы III Международной научной конференции. Иркутск, 7–8 декабря 2020 г. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. С. 157-164. EDN ZZVWYG.
  6. Капитонова Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Москвин. Санкт-Петербург: Златоуст. 2006. 272 с. EDN ZUZPEZ.
  7. Латышева С. В. Интеллект-карта как метод обучения письменному переводу специализированных текстов: от анализа к синтезу / С. В. Латышева, Н. В. Щурик // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62). C. 175-178. EDN TXTOKT.
  8. Моисеенко О. А. Аутентичное аудирование как феномен иноязычного образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 28 (249). С. 138-146. EDN XQVLNZ.
  9. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989. 236 с. EDN LBJQJN.
  10. Effects of mind mapping-based instruction on student cognitive learning outcomes: a meta-analysis / Y. Shi, H. Yang, Y. Dou, Y. Zeun // Asia Pacific Education Review. 2022. doi: 10.1007/s12564-022-09746-9. EDN IKXINX.
  11. Eppler M. J. A comparison between concept maps, mind maps, conceptual diagrams, and visual metaphors as complementary tools for knowledge construction and sharing // Information Visualization. 2006. № 5(3). Pp. 202-210. doi: 10.1057/palgrave.ivs.9500131.
  12. Erdem A. Mind maps as a lifelong learning tool // Universal Journal of Educational Research. 2017. Vol. 5 (12A). Pp. 1-7. doi: 10.13189/ujer.2017.051301.
  13. Markiewicz M. Mind maps as a tool for documenting the process of creating visualisations of archaeological features // Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage. 2024. Vol. 32. P. e00315. doi: 10.1016/j.daach.2023.e00315. EDN YLQKOG.
  14. Merchie E. Spontaneous Mind map use and learning from texts: The role of instruction and student characteristics / E. Merchie, H. Van Keer // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. Pp. 1387-1394. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.12.077.
  15. Separate Education in the UK // [Электронный ресурс]. – 2008. URL: https://speech-repository.webcloud.ec.europa.eu/speech/education (дата обращения: 24.11.2024).
  16. Simonova I. E-learning in Mind maps of Czech and Kazakhstan university students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. Pp. 1229-1234. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.01.236.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».