Декорация храма Аполлона Сминфея в Троаде: визуальная риторика в контексте эллинистического святилища
- Авторы: Налимова Н.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 14, № 3 (2022): Общественная жизнь античного мира
- Страницы: 338-348
- Раздел: ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8127/article/view/317183
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2022-14-3-338-348
- ID: 317183
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Храм Аполлона Сминфея близ деревни Гюльпынар (северо-западная Турция, Троада), несомненно, относится к числу важнейших памятников эллинистической эпохи. Последние исследования и публикации о храме позволяют точнее проанализировать особенности его архитектурного решения и программу скульптурного декора. Аполлон, носящий эпиклесу «Сминфей» («Повелитель мышей»), появляется в первых строках «Илиады», а само место действия локализуется в окрестностях Хрисы - древнего города, расположенного близ современного Гёзтепе, недалеко от Сминфейона. Эти «гомеровские» ассоциации отражены в скульптурной декорации храма: в его фризе представлены сцены из «Илиады» и более поздних эпических поэм. Такая репрезентация троянского цикла в виде непрерывного повествования с прямой отсылкой к гомеровским и постгомеровским текстам, не имеет прецедентов в более раннем храмовом декоре. Помимо непрерывного фриза в антаблементе, скульптурное убранство включало columnae caelatae (рельефные барабаны) двух типов - орнаментальные и фигуративные. Размещаясь на вершинах колонн, они составляли с фризом единое смысловое поле. Автор статьи демонстрирует, как в программе скульптурной декорации храма различные визуальные языки - повествовательный, ассоциативный, символический - задействуются в механизмах создания памяти, поддержания аристократической идеологии и фиксации специфических аспектов местного культа.
Ключевые слова
Об авторах
Надежда Анатольевна Налимова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: nalim1973@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3697-0848
старший преподававтель кафедры всеобщей истории искусства Исторического факультета
119991, Россия, Москва, ул. Ленинские горы, 1Список литературы
- Smintheion. In Search of Apollo Smintheus. Ed. A. Coşkun Özgünel. Istanbul: Ege Yayinlari, 2015.
- Pullan R. The Sminthium. Antiquities of Ionia IV. London: Macmillan, 1881, p. 40-43.
- Weber H. Zum Apollon-Sminheus Tempel in der Troas. Istanbuler Mitteilungen. 1966; (16): 100-114.
- Özgünel AC. Das Heiligtum des Apollon Smintheion und die Ilias. Studia Troica. 2003; (13):261-291.
- Özgünel A.C. Stilistische Untersuchungen der Reliefplastik des Tempels des Apollon Smintheios. In: Dipteros und Pseudodipteros Bauhistorische und archäologische Forschungen. Ed. T. Schulz-Brize. Istanbul: Ege Yayinlari, 2012.
- Bresson A. Hamaxitos en Troade. In: Espaces et pouvoirs dans l’Antqiuité de l’Anatolie à la Gaule.Hommages à Bernard Rémy / Ed. by J. Dalaison. Grenoble: Crhipa, 2007, p. 139-158.
- Corso A. The Statue of Apollo Smintheus by Scopas and the Monumental Policy of the Satrap Artabazos. Actual Problems of Theory and History of Art. 2019; (9):75-79. doi: 10.18688/аа199-1-7.
- Bingöl O. Der Oberbau des Smintheion in der Troas. In: Hermogenes und die hochhellenistische Architektur / Ed. by W. Hopefner, E.-L. Schwander. Mainz am Rhein: Verlag Phillip von Zabern in Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1990. S. 45-50.
- Nalimova N. Symbolism and Narrative in the Sculptural Decoration of Apollo Smintheus Temple in Troas. Numismatica e Antichità Classiche Quaderni Ticinesi. 2019; (48):79-94.
- Genovese C. Il ciclotroiano dello Smintheion di Chryse in Troade. Elaborazione e circolazione dei temi epicinei complessi monumentali di età el- lenistica in Asia Minore. Thiasos. 2015;(4): 3-22.
- Kosmetatou E. The Legend of the Hero Pergamus. Ancient Society. 1995;(26):133-144.
- Kosmetatou E. Ilion, the Troad and the Attalids. Ancient Society. 2001; (31): 107 -132.
- Verlinde A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus. Bulletin Antieke Beschaving. 2010; (85):111-139.
- Pergamon. The Telephos Frieze from the Great Altar. (vol. 1). Ed. R. Dreyfus, E. Schraudolph. San Francisco: Fine Arts Museums of San Francisco, 1996.
- Miller SG. The Tomb of Lyson and Kallikles. A Painted Macedonian Tomb. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1993.
- Kiyashkina P., Bozkova A., Marvakov T. A Guide to the collections of the Archaeological museum of Nessebar. Nessebar: Veaaela Publishers, 2012.
- Bammer A., Muss U. Das Artemision von Ephesos: das Weltwunder Ioniens in archaischer und klassischer Zeit. Mainz am Rhein: von Zabern, 1996.
- Ridgway BS. Hellenistic sculpture II. The styles of ca. 200-100 BC. Madison: University of Wisconsin press, 2000.
- Berges D. Rundaltare aus Kos und Rhodos. Berlin: Gebruder Mann Verlag, 1996.
- Petrain D. Homer in Stone: The Tabulae Iliacae in their Roman Context. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
- Williams D. Captain Donnelly’s altar and the Delian Prytaneion. Revue Archéologique. 2004; (1): 51-68.
- Broma V. Cylindrical Altars and Post-funerary Ritual in the South-eastern Aegean during the Hellenistic Period: 3rd to 2nd centuries BC. In: AEGIS. Essays in Mediterranean Archaeology Presented to Matti Egon by the scholars of the Greek Archaeological Committee UK / Ed. by Z. Theodoropoulou Polychroniadis, D. Evely. Oxford (UK): Archaeopress, 2015, p. 155-164.
Дополнительные файлы
