STEM-образование как фактор национальной безопасности
- Авторы: Краснова Г.А.1, Федотов А.В.1
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Выпуск: Том 18, № 2 (2021)
- Страницы: 137-151
- Раздел: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321227
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-2-137-151
- ID: 321227
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Определяются место и роль образования в системе национальной безопасности на современном этапе посредством анализа зарубежной и российской нормативно-правовой базы, а также научной литературы по тематике исследования. Методология. Анализ и параллельное сопоставление основных отечественных и зарубежных нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности позволили выявить ключевые трансформации восприятия и видения образования как фактора национальной безопасности в зарубежных странах и России, сформулировать причинно-следственные связи между развитием системы образования и национальной безопасностью. Результаты. Проблемы национальной безопасности во всем своем многообразии существенно связаны с состоянием и устойчивостью развития образовательной сферы, влияние которой носит долгосрочный характер и имеет далеко идущие последствия в виде диспропорций в социально-экономическом и научно-технологическом развитии страны. Заключение. Формализация существующих подходов к оценке угроз национальной безопасности и экономических аспектов ее обеспечения позволит предложить методику количественной оценки затрат на систему образования в целом (или только на высшее образование), необходимых для оптимизации влияния образования на национальную безопасность.
Ключевые слова
Об авторах
Гульнара Амангельдиновна Краснова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: director_ido@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4848-4935
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1Александр Васильевич Федотов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Email: fedotovav@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0003-4691-6391
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1Список литературы
- Gusev VS, Stepashin SV, Shults VL et al. Economy and organization of security of economic entities. Saint Petersburg: Ocharovannyy strannik Publ.; 2001. (In Russ.)
- Gusev VS et al. Economics and organization of security of economic entities: textbook for universities. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2004. (In Russ.)
- Flattau PE, Bracken J, Van Atta R, Bandeh-Ahmadi A, de la Cruz R, Sullivan K. The National Defense Education Act of 1958: selected outcomes. Washington, DC: Science and Technology Policy Institute; 2006.
- Herman A. America’s STEM Crisis Threatens Our National Security. American Affairs. 2019;III(1). Available from: https://americanaffairsjournal.org/2019/02/americas-stem-crisis-threatens-our-national-security (accessed: 02.12.2020).
- Cotton, Blackburn, Kustoff unveil bill to restrict Chinese STEM graduate student visas & thousand talents participants. Press Release. Available from: https://www.cotton.senate.gov/?p=press_release&id=1371 (accessed: 10.09.2020).
- Charting a course for success: America’s strategy for STEM education. National Science and Technology Council, 2018.
- White DW. Education of the gifted and talented. Vol. 1. Report to the Congress of the United States by the U. S. Commissioner of Education. Washington, DC: U. S. Government Printing Office; 2014.
- American reactions to crisis: examples of pre-sputnik and post-sputnik attitudes and of the reaction to other events perceived as threats: International Affairs seminars of Washington (15-16th October 1958, U.S. President's Committee on Information Activities Abroad). Sprague Committee Records, 1959-1961, Box 5, A83-10.
- OECD. International student assessment (PISA). Available from: https://www.oecd-ilibrary.org/education/international-student-assessment-pisa/indicator-group/english_ d3c1c3ea-en (accessed: 10.09.2020).
- Progress report on the federal implementation of the STEM education strategic plan. A report by the Office of Science and Technology Policy. October 2019.
- UNESCO Institute for Statistics. Global Flow of Tertiary-Level Students. Available from: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (accessed: 10.09.2020).
- Export of Russian educational services (issue 9). Moscow: Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy Publ.; 2019. (In Russ.)
- Krasnova GA, Polushkina AO. Competition for quota-up to fifty applications. Accreditation in Education. 2019;8(116):42-47. (In Russ.)
- Cutler M. Trump administration restricts Chinese students. Frontpagemag. 25th December 2018. Available from: https://archives.frontpagemag.com/fpm/trump-administration-restricts-chinese-students-michael-cutler/ (accessed: 10.09.2020).
- Huang E, Steger I. Foreign universities are unwittingly collaborating with Chinese military scientists. Quartz, 2018.
- Institute of International Education. Open doors. Available from: https://www.iie.org/ Research-and-Insights/Open-Doors/Data/International-Students/Places-of-Origin (accessed: 10.09.2020).
- Krasnova GA, Krasnova AA. China's strategy for attracting foreign students. Accreditation in Education. 2015;8(84):54-57. (In Russ.)
Дополнительные файлы
