Применение интерактивных мнемотехник для развития коммуникативных навыков дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Рассматривается опыт использования мнемотехники как совокупности методов и приемов в учреждениях дошкольного образования. Целью описываемого исследования является обеспечение наиболее эффективного освоения дошкольниками представлений об окружающем мире и развитие речи. Методология. В процессе исследования проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогического опыта по использованию мнемотехники, выполнено обобщение и систематизация материала по данной тематике, проделана рефлексия содержания сформированных знаний. Результаты. Предлагается апробированная методика использования мнемотехники в дошкольном учреждении для развития речи и понимания особенностей окружающего мира. Сформулированы пошаговые рекомендации для внедрения данной технологии в организации деятельности дошкольников. Выявлены психологические особенности использования приемов мнемотехники, которые способствуют развитию не только коммуникативных навыков, но и творческой активности детей. Заключение. Показано, что методика использования мнемотехники имеет большие возможности и должна быть рекомендована для распространения в работе с самыми разными группами детей, имеющих особенности развития. Вместе с тем обнаружено, что сегодня в детских дошкольных учреждениях мнемотехника используется преимущественно в традиционном формате, тогда как эффективным является интеграция методики с интерактивными информационными технологиями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о перспективности направления интерактивной технологии мнемотехники, которая сталкивается с проблемой уровня готовности работников детских учреждений к их использованию. В целом материалы исследований подтверждают, что интеграция мнемотехнических приемов в игровую деятельность дошкольников соответствует возрастным особенностям детей, способствует развитию творчества, взаимопонимания, углубления интереса и любознательности к окружающему миру.

Об авторах

Елена Евгеньевна Буйлина

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bujlelena@yandex.ru

магистрант департамента информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Дора Тимофеевна Рудакова

Московский городской педагогический университет

Email: dtrudakova@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент департамента информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Tkachenko TA. Ispol'zovanie skhem v sostavlenii opisatel'nyh rasskazov [The use of schemes in the compilation of descriptive stories]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 1990;(10):16–21.
  2. Omelchenko LV. Ispol'zovanie priemov mnemotekhniki v razvitii svyaznoj rechi [Use of mnemonics techniques in the development of coherent speech]. Logoped [Logopedist]. 2008;(4):102–115.
  3. Bolshova TV. Uchimsya po skazke. Razvitie myshleniya doshkol'nikov s pomoshch'yu mnemotekhniki [Learning from a fairy tale. Development of preschool children's thinking using mnemonics]. Saint Petersburg: Detstvo-press; 2015.
  4. Bujlina EE. Problemy formirovaniya kommunikativnyh navykov u detej doshkol'nogo vozrasta [The problem of formation of communicative skills in preschool children]. Nauka v megapolise [Science in the city]. 2020;3(19):13–16.
  5. Vasileva OS. Ispol'zovanie tekhnologii mnemotekhnika v obrazovatel'nom processe DOU [Use of mnemonics technology in the educational process of DOW]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education]. 2015;(3):56–59.
  6. Usenko YuV. Ispol'zovanie mnemotablic v poznavatel'no-rechevom razvitii doshkol'nika [The use of mnemotables in the cognitive and speech development of preschool children]. Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy]. 2013;(7):18–23.
  7. Rudakova DT. Informacionnye tekhnologii dlya organizacii poznavatel'noj deyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Information technologies for the organization of cognitive activity and personal development]. Social'no-kul'turnye processy v usloviyah integracii i dezintegracii [Socio-cultural processes in the context of integration and disintegration]: proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation. Ulan-Ude: BGU imeni D.Sh. Cyrendorzhieva Publ.; 2017. p. 122–124.
  8. Apatov NV. Informacionnye tekhnologii v shkol'nom obrazovanii [Information technologies in school education]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2014.
  9. Rudakova DT. The maintenance and principles of Internet-education. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2009;(3):34–39.
  10. Zuby AV. Informacionnye tekhnologii v lingvistike, ispol'zovanie sovremennyh informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v uchebnom processe [Information technologies in linguistics, the use of modern information and communication technologies in the educational process]. Barnaul: BGPU Publ.; 2016.
  11. Chepurnoj GA. Mnemotekhnika: tekhnologiya effektivnogo usvoeniya informacii v usloviyah sovremennogo obrazovaniya [Mnemonics: technology of effective assimilation of information in the conditions of modern education]. Ternopol: Mandrivec Publ.; 2013.
  12. Rudakova DT. Razvitie kommunikativnoj kul'tury na osnove ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tekhnologij [Development of communicative culture based on the use of information and communication technologies]. Obrazovatel'nye tekhnologii XXI veka. OT’06 [Educational technologies of the XXI century. OT’06]: proceedings of the Sixth city scientific and practical conference. Moscow; 2006. p. 111–118.
  13. Polat ES. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiya Publ.; 2018.
  14. Efimenkova LN. Formirovanie rechi u doshkol'nikov [Formation of speech in preschool children]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2018.
  15. Maslennikova DK, Samylova OA. Ispol'zovanie mnemotekhnicheskih priemov dlya formirovaniya svyaznoj rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR III urovnya [Use of mnemonic techniques for forming coherent speech in children of senior preschool age with ONR of level III]. Psihologicheskie nauki [Psychological science]. 2018;(8):140–145.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».