Применение интерактивных мнемотехник для развития коммуникативных навыков дошкольников
- Авторы: Буйлина Е.Е.1, Рудакова Д.Т.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020)
- Страницы: 306-314
- Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321256
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-4-306-314
- ID: 321256
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Рассматривается опыт использования мнемотехники как совокупности методов и приемов в учреждениях дошкольного образования. Целью описываемого исследования является обеспечение наиболее эффективного освоения дошкольниками представлений об окружающем мире и развитие речи. Методология. В процессе исследования проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогического опыта по использованию мнемотехники, выполнено обобщение и систематизация материала по данной тематике, проделана рефлексия содержания сформированных знаний. Результаты. Предлагается апробированная методика использования мнемотехники в дошкольном учреждении для развития речи и понимания особенностей окружающего мира. Сформулированы пошаговые рекомендации для внедрения данной технологии в организации деятельности дошкольников. Выявлены психологические особенности использования приемов мнемотехники, которые способствуют развитию не только коммуникативных навыков, но и творческой активности детей. Заключение. Показано, что методика использования мнемотехники имеет большие возможности и должна быть рекомендована для распространения в работе с самыми разными группами детей, имеющих особенности развития. Вместе с тем обнаружено, что сегодня в детских дошкольных учреждениях мнемотехника используется преимущественно в традиционном формате, тогда как эффективным является интеграция методики с интерактивными информационными технологиями. Результаты проведенного исследования позволяют сделать выводы о перспективности направления интерактивной технологии мнемотехники, которая сталкивается с проблемой уровня готовности работников детских учреждений к их использованию. В целом материалы исследований подтверждают, что интеграция мнемотехнических приемов в игровую деятельность дошкольников соответствует возрастным особенностям детей, способствует развитию творчества, взаимопонимания, углубления интереса и любознательности к окружающему миру.
Об авторах
Елена Евгеньевна Буйлина
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bujlelena@yandex.ru
магистрант департамента информатизации образования
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Дора Тимофеевна Рудакова
Московский городской педагогический университет
Email: dtrudakova@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент департамента информатизации образования
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Tkachenko TA. Ispol'zovanie skhem v sostavlenii opisatel'nyh rasskazov [The use of schemes in the compilation of descriptive stories]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 1990;(10):16–21.
- Omelchenko LV. Ispol'zovanie priemov mnemotekhniki v razvitii svyaznoj rechi [Use of mnemonics techniques in the development of coherent speech]. Logoped [Logopedist]. 2008;(4):102–115.
- Bolshova TV. Uchimsya po skazke. Razvitie myshleniya doshkol'nikov s pomoshch'yu mnemotekhniki [Learning from a fairy tale. Development of preschool children's thinking using mnemonics]. Saint Petersburg: Detstvo-press; 2015.
- Bujlina EE. Problemy formirovaniya kommunikativnyh navykov u detej doshkol'nogo vozrasta [The problem of formation of communicative skills in preschool children]. Nauka v megapolise [Science in the city]. 2020;3(19):13–16.
- Vasileva OS. Ispol'zovanie tekhnologii mnemotekhnika v obrazovatel'nom processe DOU [Use of mnemonics technology in the educational process of DOW]. Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of science and education]. 2015;(3):56–59.
- Usenko YuV. Ispol'zovanie mnemotablic v poznavatel'no-rechevom razvitii doshkol'nika [The use of mnemotables in the cognitive and speech development of preschool children]. Doshkol'naya pedagogika [Preschool pedagogy]. 2013;(7):18–23.
- Rudakova DT. Informacionnye tekhnologii dlya organizacii poznavatel'noj deyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Information technologies for the organization of cognitive activity and personal development]. Social'no-kul'turnye processy v usloviyah integracii i dezintegracii [Socio-cultural processes in the context of integration and disintegration]: proceedings of the All-Russian scientific conference with international participation. Ulan-Ude: BGU imeni D.Sh. Cyrendorzhieva Publ.; 2017. p. 122–124.
- Apatov NV. Informacionnye tekhnologii v shkol'nom obrazovanii [Information technologies in school education]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2014.
- Rudakova DT. The maintenance and principles of Internet-education. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2009;(3):34–39.
- Zuby AV. Informacionnye tekhnologii v lingvistike, ispol'zovanie sovremennyh informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v uchebnom processe [Information technologies in linguistics, the use of modern information and communication technologies in the educational process]. Barnaul: BGPU Publ.; 2016.
- Chepurnoj GA. Mnemotekhnika: tekhnologiya effektivnogo usvoeniya informacii v usloviyah sovremennogo obrazovaniya [Mnemonics: technology of effective assimilation of information in the conditions of modern education]. Ternopol: Mandrivec Publ.; 2013.
- Rudakova DT. Razvitie kommunikativnoj kul'tury na osnove ispol'zovaniya informacionno-kommunikativnyh tekhnologij [Development of communicative culture based on the use of information and communication technologies]. Obrazovatel'nye tekhnologii XXI veka. OT’06 [Educational technologies of the XXI century. OT’06]: proceedings of the Sixth city scientific and practical conference. Moscow; 2006. p. 111–118.
- Polat ES. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow: Akademiya Publ.; 2018.
- Efimenkova LN. Formirovanie rechi u doshkol'nikov [Formation of speech in preschool children]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 2018.
- Maslennikova DK, Samylova OA. Ispol'zovanie mnemotekhnicheskih priemov dlya formirovaniya svyaznoj rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR III urovnya [Use of mnemonic techniques for forming coherent speech in children of senior preschool age with ONR of level III]. Psihologicheskie nauki [Psychological science]. 2018;(8):140–145.
Дополнительные файлы
