Возможности использования интерактивных заданий по химии в рамках Middle Years Programme (основная школа) Международного бакалавриата
- Авторы: Томин В.И.1
-
Учреждения:
- Школа № 1517 г. Москвы
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020)
- Страницы: 337-348
- Раздел: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321259
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-4-337-348
- ID: 321259
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В современной методике преподавания одним из наиболее прогрессивных и эффективных средств увеличения интереса к учению и развития учащихся считаются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В России применение ИКТ и разработка их теоретических аспектов при обучении химии по Middle Years Programme (MYP, основная школа) Международного бакалавриата находится на зачаточном уровне и, следовательно, является современной и актуальной проблемой системы образования. Возрастанию интереса к изучению химии способствуют основанные на использовании ИКТ в образовательном процессе новые методы и средства. Повышение уровня самостоятельности в учебной деятельности в рамках работы с ИКТ положительно влияет на формирование компетентной, развитой личности, учит детей принимать адекватные решения, мотивирует к усовершенствованию самоподготовки к урокам. Благодаря непрерывному движению современного образования в сторону изменений и прогресса появляются новые разработки и средства обучения, которые можно применять при обучении химии. Все это способствует созданию и поддержанию стабильного интереса к образовательным процессам как при самостоятельном поиске и решении задач, так и в школе на уроках. Зачастую существующие сегодня общепризнанные подходы к изучению темы валентности не дают должных и желаемых результатов. А недостаточное усвоение этой темы учащимися приводит к ухудшению успеваемости в дальнейшем изучении курса химии основной школьной программы. В рамках MYP (основная школа) Международного бакалавриата изучение темы «Валентность» заменяется объяснением понятий электроотрицательности и степени окисления, что приводит к потере одного из фундаментальных понятий в химии. Это и определяет проблему исследования, цель которого заключается в описании подходов к повышению интереса и внимания учащихся в условиях использования новаторских интерактивных технологий. Методология. Методологической основой послужили научные и научно-методические работы А.К. Ахлебинина, Н.П. Безруковой, Г. Вернена, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.А. Герус, А.А. Журина, В.В. Загорского, Л.С. Зазнобиной, О.С. Зайцева, М.В. Зуевой, Р.Г. Ивановой, Н.Е. Кузнецовой, Г.Я. Ластушкиной, Т.С. Назаровой, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, Л.Ф. Плеуховой, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой, Н.Ф. Талызиной, С.Г. Чайкова, Г.М. Чернобельской, Л.Л. Чунихиной, М. Шанона. Результаты. Обоснована целесообразность использования интерактивных заданий по химии (на примере темы «Валентность») при обучении школьников по MYP за счет повышения общего уровня успеваемости по данной теме, увеличения интереса к урокам химии. Определены подходы к отбору содержания для создания интерактивных заданий, в числе которых научность, систематичность, соответствие возрастным особенностям. Разработана и апробирована система интерактивных заданий для изучения темы «Валентность» по программе MYP, включающая в себя методические материалы по подготовке учащихся, в том числе теоретическую часть и разбор примеров. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что создание и применение специальным образом подготовленной системы интерактивных заданий по химии (на примере темы «Валентность») для MYP приводит к существенному упрощению изучения данной темы и повышению уровня внутренней мотивации к изучению химии.
Об авторах
Владимир Игоревич Томин
Школа № 1517 г. Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: tominvi@gym1517.ru
учитель химии
Российская Федерация, 123103, Москва, Живописная улица, д. 11, корп. 1Список литературы
- Ahlebinin AK. Sistema mnogofunkcional'nyh interaktivnyh obuchayushchih zadanij s mul'timedia komponentami dlya elektronnogo uchebnika himii [System of multifunctional interactive training tasks with multimedia components for an electronic chemistry textbook]. Sbornik nauchnyh rabot laureatov oblastnyh premij i stipendij [Collection of scientific papers of winners of regional prizes and scholarships]. 2006;2:107–115.
- Ahlebinin AK. Nekotorye problemy ispol'zovaniya elektronnyh izdanij uchitelyami himii [Some problems of using electronic publications by chemistry teachers]. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education]: proceedings of the XVI International conference-exhibition. 2006;3:13–14.
- Zaznobina LS, Nazarova TS, Morozova TN, Shapovalenko CB. Bank vizual'noj informacii kak nauchnaya tekhniko-pedagogicheskaya zadacha [Bank of visual information as a scientific technical and pedagogical task]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 1996;(4):1–4.
- Gabrielyan OS. Obshchaya himiya v testah, zadachah, uprazhneniyah: 11 klass [General chemistry in tests, tasks, exercises: grade 11]. Moscow: Drofa Publ.; 2003.
- Grabeckij AA, Zaznobina LC, Nazarova TS. Ispol'zovanie sredstv obucheniya na urokah himii [Use of teaching tools in chemistry lessons]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1988.
- Zagorskij VV. Internet-resursy dlya uchitelya [Internet resources for teachers]. Himiya v shkole [Chemistry at school]. 2003;(9):2–7.
- Pak MS. Algoritmy v obuchenii himii [Algorithms in teaching chemistry]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1993.
- Chernobelskaya GM. Osnovy metodiki obucheniya himii [Fundamentals of chemistry teaching methods]. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1987.
- Grigorev SG, Grinshkun VV. Informatizaciya obrazovaniya: fundamental'nye osnovy [Informatization of education: the fundamental bases]. Moscow: MGPU Publ.; 2005.
- Zaslavskaya O. Yu. Informatizaciya obrazovaniya: novoe ponimanie mesta i roli uchitelya v uchebnom processe [Informatization of education: a new understanding of the place and role of teachers in the educational process]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2007. No 9. Pp. 81 – 82.
- Zaslavskaya OYu. Transformaciya obrazovaniya v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij [Transformation of education in the conditions of development of digital technologies]. Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyah sistemnyh izmenenij i cifrovizacii [Horizons and risks of development of education in the conditions of system changes and digitalization]: collection of scientific papers of the XII International scientific and practical conference. Moscow: Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya; 2020. p. 70–74.
- Zaslavskaya OYu. Vozmozhnosti setevyh obrazovatel'nyh resursov dlya podgotovki kriterial'no-orientirovannyh zadanij [Opportunities of network educational resources for preparation of criteria-oriented tasks]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2016;4(38):37–43.
- Nazarova TS, Tihomirova KM, Kudina IYu, Kozhevnikov DN, et al. Instrumental'naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: promising tools, environments, learning technologies]. Moscow, Saint Petersburg; 2012.
- Robert IV. Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovaniya [Modern information technologies in education: didactic problems, prospects for use]. Moscow: Shkola-Press; 1994.
- Ahlebinin AK, Lazykina LG, Lihachev VN, Nifantev EE. Demonstracionnyj eksperiment po himii na mul'timedijnom komp'yutere [Demonstration experiment in chemistry on a multimedia computer]. Himiya v shkole [Chemistry at school]. 1999;(5):56–60.
Дополнительные файлы
