Фиджитализация образовательных технологий в России: направления, примеры, проблемы
- Авторы: Каптерев А.И.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 308-327
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321349
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2024-21-3-308-327
- EDN: https://elibrary.ru/RUMBIQ
- ID: 321349
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Современная социально-коммуникативная ситуация требует кардинальных изменений в дидактических моделях, образовательном инжиниринге и педагогическом дизайне. Российский опыт имеет определенную специфику в цифровой трансформации профессионального образования. Несколько лет назад в мире появился новый тренд - перестройка образовательных технологий (EdTech) в направлении фиджитализации. На стыке цифрового и физического миров в 2013 г. родилась такая концепция, как фиджитал-технологии. Phygital (физический + цифровой) - это комплекс технологий, благодаря которому студенты получают уникальный интерактивный опыт, используя во взаимосвязи как традиционные материальные источники учебной информации, так и виртуальное общение в образовательном процессе. Появление такого явления, как фиджитализация, связано с тем, что границы между физическим и цифровым становятся все более размытыми, что открывает новые возможности для социализации и профессионализации (в том числе в системе высшего образования). Это направление образовательной деятельности считается приоритетным и базовым для трансформации российского образования. В рамках данного направления основное внимание уделяется следующим аспектам: (а) использованию интернет-ресурсов в педагогических целях, (б) структурированию учебной программы в соответствии с модульным принципом, (в) относительному преобладанию практических и лабораторных заданий над теоретическим материалом, (г) разработке индивидуальных траекторий обучения на основе мониторинга успешности освоения обучающимися предыдущих модулей, (д) поискам более эффективных методов оценки результатов обучения. Цель исследования состоит в том, чтобы кратко, но, по возможности, полностью описать методологические, теоретические и технологические основы фиджитализации образовательных технологий. Методология . Использовались такие межнаучные подходы, как системно-структурный, системно-деятельностный, а также педагогический компетентностный подход. Был проведен контент-анализ и темати ческий мониторинг внедрения фиджитализации в университеты. Результаты . 1) Проанализированы основные направления фиджитализации образовательных технологий: а) использование персональных веб-сайтов преподавателей, б) развитие виртуальных лабораторий, в) использование генеративных языковых моделей искусственного интеллекта; 2) проанализирована важность каждого компонента и приведены примеры того, как они могут быть реализованы на практике, обсуждены основные проблемы и предложены потенциальные решения; 3) представлен обзор основных функций фиджитализации образовательных технологий, включая определение этой тенденции, характеристики и основные проблемы; 4) обсуждаются основные методы и инструменты, используемые в фиджитализации образовательных технологий; 5) определяются наиболее перспективные направления исследований в этой области. Заключение. Фиджитализация образовательных технологий в университетах обладает потенциалом преобразовать высшее образование, предоставляя студентам захватывающий, персонализированный и увлекательный опыт обучения, который может подготовить их к будущей карьере и улучшить их общие результаты обучения.
Об авторах
Андрей Игоревич Каптерев
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kapterevai@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2556-8028
SPIN-код: 9195-3150
доктор социологических наук, доктор педагогических наук, профессор департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1Список литературы
- Kuzminov YaI. (ed.) The digital environment in educational institutions of various levels: An analytical report. Moscow: Higher School of Economics; 2023. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2745-0
- Kapterev AI. Challenges of generative artificial intelligence for the higher education system. RUDN Journal of Informatization in Education. 2023;20(3):255–264. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-3-255-264
- Digital technologies in education. Trends, problems, prospects: monograph. St. Petersburg: Humanitarian National Research Institute “National Development”; 2023. (In Russ.) https://doi.org/10.37539/M230505.2023.21.67.001
- McDonald JK, West RE. Design for learning: Principles, processes, and praxis. Edtech Books; 2021. https://edtechbooks.org/id
- Pavlicheva EN, Romashkova ON. Information processes of decision support in multilevel educational systems. Moscow: OntoPrint Publ.; 2022. (In Russ.)
- Vanek J, Simpson D, Johnston J, Petty LI. Ideal distance education and blended learning handbook. 6th ed. EdTech Books; 2019. https://edtech.worlded.org/wp-content/ uploads/2019/08/8-18-19-IDEAL-Handbook-6th-Edition.pdf
- West RE. Foundations of learning and instructional design technology: Historical roots and current trends. EdTech Books; 2018. https://edtechbooks.org/lidtfoundations
- Kapterev AI. Personal website of a university teacher in educational engineering. Moscow: Book-expert LLC; 2022. (In Russ.)
- Da Silva Mendonça R, de Oliveira Lins S, de Bessa IV, de Carvalho Ayres FA Jr, de Medeiros RLP, de Lucena VF Jr. Digital twin applications: A survey of recent advances and challenges. Processes. 2022;10. https://doi.org/10.3390/pr10040744
- Hassan M, Svadling M, Björsell N. (2023). Experience from implementing digital twins for maintenance in industrial processes. Journal of Intelligent Manufacturing. 2024;35:875– 884. https://doi.org/10.1007/s10845-023-02078-4
- Martín-Gutiérrez J, Mora CE, Añorbe-Díaz B, González-Marrero A. Virtual technologies trends in education. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017;13(2):469–486. https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00626a
- Xie R, Gu D, Tang Q, Huang T, Yu FR. Workflow scheduling in serverless edge computing for the industrial internet of things: A learning approach. IEEE Transactions on Industrial Informatics. 2022;19(7):8242–8252. https://doi.org/10.1109/ TII.2022.3217477
- Wang W, Qi Y, Wang Q. An augmented reality application framework for complex equipment collaborative maintenance. In: Luo Y. (ed.) Cooperative design, visualization, and engineering: Proceedings of the 8th International Conference, 11–14 September 2011, Hong Kong, China. Berlin, Heidelberg: Springer; 2011. p. 154–161. https://doi.org/10.1007/978-3-642-23734-8_25
- Kapterev AI. Cognitive management and artificial intelligence in libraries: opportunities and features. Scientific and Technical Libraries. 2023;6:113–137. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-113-137
- Ovchinnikova EV, Chiskidov SV. Problems of development and application of interactive educational modules in the learning process. In: Science, education, society: trends and prospects: Collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: in 7 parts. Part 4. Moscow: ArConsult LLC; 2014. p. 80–85. (In Russ.)
- Frolov YuV, Yakovlev VB, Seryshev RV, Volovikov SA. Business models, data analytics and digital transformation of an organization: approaches and methods. Moscow: Moscow City University; 2021. (In Russ.)
- Kapterev AI. Virtualization of intellectual space: sociological aspects of learning. Labor and Social Relations. 2006;17(4):120–126. (In Russ.)
- Grigoriev SG, Kapterev AI. Cloud technologies in the study of professional consciousness of undergraduates in pedagogical direction. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2015;2(32):57–75. (In Russ.)
Дополнительные файлы
