Современное состояние и перспективы моделирования цифровых профессиональных пространств в бизнесе и образовании
- Авторы: Каптерев А.И.1, Ромашкова О.Н.2, Чискидов С.В.1, Ермакова Т.Н.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 358-372
- Раздел: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321270
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-4-358-372
- EDN: https://elibrary.ru/BSBPRL
- ID: 321270
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Мир становится все более цифровым, возрастает потребность в моделировании цифровых профессиональных пространств (ЦПП), которые помогают управлять бизнес-процессами более оперативно. ЦПП - это компьютерные системы, разработанные для повышения эффективности таких видов трудовой деятельности, как сотрудничество, общение и обмен данными. Цель исследования - описать методологические, теоретические и технологические основания моделирования ЦПП. Методология . Использовались системно-структурный и системно-деятельностный подходы, а также применяемый в педагогике компетентностный. Проведен контент-анализ и тематический мониторинг моделирования цифрового контента. Результаты . Представлена модель для проектирования ЦПП, включающая несколько ключевых компонентов, таких как оценка потребностей пользователей, когнитивный менеджмент, моделирование ЦПП, проектирование организационной структуры бизнес-процессов, моделирование данных и разработка сценариев использования информационных систем, образовательный инжиниринг. Проанализирована важность каждого компонента и приведены примеры их реализации в процессе обучения, обсуждены некоторые проблемы и предложены потенциальные пути их решения. Рассмотрены основные концепции и подходы, связанные с моделированием ЦПП, включая их определение, характеристики и основные проблемы, а также основные методы и инструменты, используемые для моделирования этих сред. Определены наиболее перспективные направления исследований в данной области. Заключение . Моделирование и использование ЦПП в высшем образовании обладает потенциалом для повышения качества и доступности образования, одновременно подготавливая студентов к быстро меняющемуся рынку труда. ЦПП обладают возможностями для цифровой трансформации высшего образования, предоставляя студентам захватывающий, персонализированный и увлекательный опыт обучения, который может подготовить их к будущей карьере и улучшить их общие результаты обучения.
Об авторах
Андрей Игоревич Каптерев
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kapterevai@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2556-8028
доктор социологических наук, доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4Оксана Николаевна Ромашкова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: ox-rom@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1646-8527
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры системного анализа и информатики, Институт экономики, математики и информационных технологий
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1Сергей Васильевич Чискидов
Московский городской педагогический университет
Email: chis69@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1760-042X
кандидат технических наук, доцент, доцент департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4Татьяна Николаевна Ермакова
Московский городской педагогический университет
Email: ermaktat@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-0815-1220
кандидат технических наук, доцент департамента информатизации образования, Институт цифрового образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4Список литературы
- Kapterev AI. Representation of knowledge in information systems. Moscow: Book-expert; 2021. (In Russ.)
- Degterenko LN. Personal competence profile as a new mechanism of interaction between a university graduate and an employer in the era of digitalization. Humanities (Yalta). 2022;(2):10–27. (In Russ.)
- Portnykh AV, Ptitsyna DD, Sokur AV, Khaydukova ES. Analysis of compliance of university graduates' competencies with employers' requirements. Anthropological Didactics and Education. 2022;5(6):57–66. (In Russ.)
- Kazaryan IR. Inconsistency of the formed competencies of university graduates with the requirements of the employer as a factor in the growth of informal employment. Shadow Economy. 2023;7(2):187–196. (In Russ.) http://doi.org/10.18334/tek.7.2.117595
- Kapterev AI. University-business cooperation in Russian labour market: Trends, challenges, road maps. Moscow: Editus Publ.; 2016.
- Gromova AV, Kamenets NV. Engineer of the future: employers' requirements to the competencies of graduates and students' idea of the future profession. Innovative Approaches in Solving Scientific Problems: A Collection of Papers based on the Materials of the XII International Competition of Research Papers, Ufa, March 13, 2023. Ufa: Nauchno-izdatel'skii tsentr “Vestnik nauki” Publ.; 2023. p. 68–73. (In Russ.)
- Baigulova NA. On the issue of professional competencies of graduates of pedagogical universities (based on the results of studying the opinion of employers). Naukosphere. 2022;(8–2):11–15. (In Russ.)
- da Silva Mendonça R, de Oliveira Lins S, de Bessa IV, de Carvalho Ayres FA Jr., de Medeiros RLP, de Lucena VF Jr. Digital twin applications: a survey of recent advances and challenges. Processes. 2022;10(4):744. https://doi.org/10.3390/pr10040744
- Xie R, Gu D, Qinqin T, Huang T, Yu F. Workflow scheduling in serverless edge computing for the industrial internet of things: a learning approach. IEEE Transactions on Industrial Informatics. 2023;19(7):8242–8252. https://doi.org/10.1109/TII.2022.3217477
- Hassan M, Svadling M, Björsell N. Experience from implementing digital twins for maintenance in industrial processes. Journal of Intelligent Manufacturing. 2024;35:875–884. https://doi.org/10.1007/s10845-023-02078-4
- Martín-Gutiérrez J, Mora CE, Añorbe-Díaz B, González-Marrero A. Virtual technologies trends in education. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017;13(2):469–486. https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00626a
- Wang W, Qi Y, Wang Q. An augmented reality application framework for complex equipment collaborative maintenance. In: Luo Y. (ed.) Cooperative Design, Visualization, and Engineering. CDVE 2011. Lecture Notes in Computer Science (vol. 6874). Heidelberg: Springer; 2011. https://doi.org/10.1007/978-3-642-23734-8_25
- Kapterev, AI. Cognitive management. Moscow: Rusains Publ.; 2019. (In Russ.)
- Chishkidov SV, Simakov AA, Pavlicheva EN. Problems of integration of design solutions of development tools of information systems. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2016;(3):98–103. (In Russ.)
- Davtyan AG, Shabalina OA, Khayrov AV, Kataev AV. Topological modeling of digital information space. Bulletin of Computer and Information Technologies. 2022;19(4):33–41. (In Russ.) https://doi.org/10.14489/vkit.2022.04.pp.033-041
- Ostrovskaya MV, Ivanishchev KA. Digital modeling of the workspace of robots with mobile bases in a multi-agent system. Priority Directions of Innovation Activity in Industry: Collection of Scientific Articles of the X International Scientific Conference, Kazan, October 30–31, 2021 (part 2). Kazan: Konvert Publ.; 2021. p. 40–41. (In Russ.)
- Frolov YuV, Yakovlev VB, Seryshev RV, Volovikov SA. Business models, data analytics and digital transformation of an organization: approaches and methods. Moscow: Moscow City University; 2021. (In Russ.)
- Kapterev AI. Virtualization of intellectual space: sociological aspects of learning. Labor and Social Relations. 2006;17(4):120–126. (In Russ.)
- Kapterev AI, Romashkova ON. Challenges for Russian ecosystem of higher education for on board communications. 2019 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications, SOSG 2019, Moscow, March 20–21, 2019. Moscow; 2019. https://doi.org/10.1109/SOSG.2019.8706719
Дополнительные файлы
