Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В российском обществе переход на дистанционное обучение образовательных организаций в марте 2020 года в связи с новой коронавирусной инфекцией вызвал острую дискуссию об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. Перед системой образования встала задача подготовки специалистов в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Цель исследования заключалась в определении основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения в ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение вузов. Методология. Использовался анализ научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания. Результаты. Содержание и форма образования значительно трансформируются в долгосрочной перспективе. Сегодня необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинары, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в обучении. Поэтому информационные технологии будут крайне востребованы выпускниками и подготовят их к практическому использованию ИТ на рабочем месте. Кроме того, ИТ могут существенно увеличить эффективность обучения, поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать его, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса. Заключение. Онлайн-обучение и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего. Благодаря ИТ создаются условия для активной познавательной и учебной деятельности, обеспечивается индивидуализация обучения, превращающая обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.

Об авторах

Гульнара Амангельдиновна Краснова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: director_ido@mail.ru

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Анна Олеговна Полушкина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: polushkina-ao@ranepa.ru

старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Список литературы

  1. Bespalko VP. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of pedagogical technology]. Moscow: Pedagogika Publ.; 1989. p. 30.
  2. International Monetary Fund. A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery. Available from: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020 (accessed: 20.09.2020).
  3. COVID-19 and the world of work. Updated estimates and analysis. Vestnik MOT. 2020;(5). (In Russ.) Available from: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_749644.pdf (accessed: 20.09.2020).
  4. Anand Ch, Srinivas R. The crisis is just beginning: how to retrain those who will be left without a job]. (In Russ.) Available from: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/834985 (accessed: 20.09.2020).
  5. Brown G, Ahmed A. Saving generation COVID. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid19-education-lockdown-children/ (accessed: 20.09.2020).
  6. Tam G. 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay (accessed: 20.09.2020).
  7. Li C, Lalani F. The COVID-19 pandemic has changed education forever. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning (accessed: 20.09.2020).
  8. Marinoni G, Land H, Jensen T. The impact of Covid-19 on higher education around the world. IAU Global Survey Report. 2020.
  9. The World Bank. Distance learning and COVID-19. Available from: https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/edtech-covid-19 (accessed: 20.09.2020).
  10. Fernandes C. These 3 key factors can help reshape higher-ed after COVID-19. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/these-3-key-factors-can-help-reshape-higher-ed-after-covid-19/ (accessed: 20.09.2020).
  11. The World Bank. The COVID-19 crisis response: supporting tertiary education for continuity, adaptation, and innovation. Available from: https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2020/03/24/world-bank-education-and-covid-19 (accessed: 20.09.2020).
  12. Marinoni G, Land H, Jensen T. Inclusion and education: all means all. Global Education Monitoring Report. UNESCO; 2020.
  13. International Commission on the Futures of Education. Education in a post-COVID world: nine ideas for public action. UNESCO; 2020.
  14. Azimov EG, Shchukin AN. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow: IKAR Publ.; 2009. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».