Модели использования иммерсивных технологий обучения в деятельности учителя информатики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Виртуальная, дополненная, смешанная реальность и дополненная виртуальность становятся неотъемлемыми атрибутами иммерсивной образовательной среды, располагающими к непрерывному обучению и всестороннему развитию. Актуальность исследования моделей использования иммерсивных технологий в деятельности учителя информатики не вызывает сомнений, ведь, по сути, они являются реальным воплощением новых методических идей и подходов. Методология. Проведен анализ моделей иммерсивных технологий обучения для практической деятельности учителя информатики. Предложен набор компьютерных инструментов и оборудования, позволяющих внедрить иммерсивные технологии в образовательную практику. Результаты. Представлены методические рекомендации по применению технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности как на уроках информатики, так и во внеурочное время. Определены ключевые темы программы по информатике, в которых целесообразно использовать иммерсивные технологии. Сформулированы методологические подходы к трансформации обучения информатики в условиях цифровизации образования. Заключение. Итоги исследования свидетельствуют, что иммерсивные технологии обучения могут успешно применяться как на уроках информатики, так и во внеурочной время. Они не только способствуют погружению учащихся в интерактивную среду, но и повышают интерес, мотивацию и качество их знаний. Уроки с использованием иммерсивных технологий открывают перед учителем информатики новые возможности для профессионального роста, методического и предметного самосовершенствования.

Об авторах

Алексей Иванович Азевич

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: azevichai@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8416-2415

кандидат педагогических наук, доцент, департамент информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, д. 29

Список литературы

  1. Azevich AI. Immersive learning technologies: the space of possibilities. Horizons and risk education in a systemic change and transformation: collection of scientific papers of the XII International Scientific and Practical Conference. Moscow: Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya Publ.; 2020. p. 227–230. (In Russ.)
  2. Azevich AI. Immersive technology as a means of visualization of educational information. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2020;2(52):35–43. (In Russ.)
  3. Azevich AI. Augmented reality and augmented virtuality as types of immersive technologies. Fundamental problems of teaching mathematics, informatics and informatization of education: collection of abstracts of reports of the International Scientific Conference Dedicated to the 180th Anniversary of Teacher Education in Yelets. Yelets; 2020. p. 116–118. (In Russ.)
  4. Azevich AI. Immersive educational environments: design, construction, use. Informatization of education and methods of electronic learning: digital technologies in education: materials of the IV International Scientific Conference (Krasnoyarsk, 6–9 October 2020) (issue 2). Krasnoyarsk: SFU Publ.; 2020. p. 357–361. (In Russ.)
  5. Azevich AI. Virtual reality as a simulation model. Mathematical modeling and information technologies in education and science: collection of materials of the IX International Scientific and Methodological Conference dedicated to the 75th anniversary of Professor E.Y. Bedajbekova and 35th of school informatics. Almaty: KazNPU imeni Abaya Publ.; 2020. p. 166–171. (In Russ.)
  6. Bazhenova SA. Change in the content of the school course of informatics under the influence of the development of immersive technologies. Informatization of education and methods of electronic learning: digital technologies in education: materials of the IV International Scientific Conference (Krasnoyarsk, 6–9 October 2020) (issue 2). Krasnoyarsk: SFU Publ.; 2020. p. 367–371. (In Russ.)
  7. Grinshkun AV. The possibilities of using augmented reality technologies in teaching informatics to schoolchildren. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2014;3(29):87–93. (In Russ.)
  8. Ivanova AV. Technologies of virtual and augmented reality: opportunities and obstacles of application. Strategic Decisions and Risk Management. 2018;3(108):88–107. (In Russ.)
  9. Eliseeva MA. Topology of media: from augmented reality to augmented reality. Bulletin of the Development of Science and Education. 2019;(2):83–90. (In Russ.)
  10. Milgevskaya EA, Sedyolkin IS, Sedyolkina YS. Innovative technologies in scientific research. High Technologies and Innovations in Science: Collection of the Articles of the International Scientific Conference. Saint Petersburg: GNII “Natsrazvitie” Publ.; 2020. p. 53–58. (In Russ.)
  11. Podkosova YG, Varlamov OO, Ostrouh AV, Krasnyanskij MN. Analysis of prospects for using virtual reality technologies in distance learning. Voprosy Sovremennoj Nauki i Praktiki. 2011;2(33):104–111. (In Russ.)
  12. Selivanov VV, Selivanova LN. Efficiency of using virtual reality in teaching in youth and adult age. Lifelong Education: the XXI century. 2015;1(9):133–152. (In Russ.)
  13. Azevich AI. Virtual reality: educational and methodological aspects. RUDN Journal of Informatization in Education. 2019;16(4):338–350.
  14. Goldman S. The real deal with virtual and augmented reality. Available from: http://www.goldmansachs.com/our-thinking/pages/virtual-and-augmented-reality.html (accessed: 10.12.2020).
  15. Radkowski R. Investigation of visual features for augmented reality assembly assistance. International Conference on Virtual, Augmented and Mixed Reality. Springer; 2015. p. 488–498.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».