Модель формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов. В условиях глобальной массовой коммуникации наиболее ценным ресурсом сегодня становится умение анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию. Глобальная информатизация естественным образом влияет на процесс образования, и основной задачей системы образования является выявление современных тенденций развития общества и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, формирующих позитивный опыт и отражающих современные социальные изменения, приводя образовательный процесс в упорядоченную, контролируемую систему. Целью исследования является поиск эффективных способов проявления информационной деятельности, построение модели, способствующей развитию ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла. Методология. В ходе исследования проведен анализ подходов к созданию образовательных моделей, выявлены пути развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла. Основной концептуальной идеей модели, способствующей решению дидактических задач (гносеологической, аксиологической, праксиологической, профессионально-личностной, коммуникативной), является отражение математики в информационном поле как инструмента гуманизации современного информационного общества и личности. Базовым аспектом фрагментарно-предметного моделирования педагогической действительности выступает применение комплексного подхода при концептуальном, критериальном и количественном обосновании модели. Результаты. Разработана модель развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов. Раскрыт технологический компонент модели, критериальная составляющая которого представлена матрицей сопряженности уровней (элементарный, достаточный, продвинутый) и компонентов ИКТ-компетентности (гносеологический, аксиологический, праксиологический, профессионально-личностный, коммуникативный). Каждый компонент раскрыт сквозь призму знаний, умений и опыта. Заключение. Разработанная модель развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла оправдывает себя на практике и нуждается в дальнейшем исследовании и количественном анализе.

Об авторах

Сергей Александрович Бешенков

Институт управления образованием Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: srg57@mail.ru

профессор РАО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией обучения информатике и главный научный сотрудник

Российская Федерация, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16

Валентина Александровна Матвеева

Сахалинский государственный университет

Email: matveeva89.ru@mail.ru

старший преподаватель кафедры математики

Российская Федерация, 693008, Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 68

Список литературы

  1. Koncepciya razvitiya rossijskogo matematicheskogo obrazovaniya [The concept of development of Russian mathematical education]. Available from: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70452506/ (accessed: 18.03.2020).
  2. Grinshkun VV, Remorenko IM. Frontiry “Moskovskoj elektronnoj shkoly” [Frontiers of the Moscow Electronic School]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2017;7(286):3–8.
  3. Beshenkov SA, Rakitina EA, Mindzaeva EV. Informacionnoe obrazovanie v Rossii [Information Education in Russia]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2013;(3):42–51.
  4. Viktorova YuV. Formirovanie IKT-kompetentnosti uchashchihsya 9-h klassov v processe obucheniya matematike [Formation of ICT competence of 9th grade students in the process of teaching mathematics]. Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. Ekaterinburg; 2016.
  5. Bespalko VP. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of educational technology]. Moscow: Pedagogika Publ.; 1989.
  6. Dahin AN. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', effektivnost' i.. neopredelennost' [Pedagogical modeling: essence, efficiency and.. uncertainty]. Available from: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=12172 (accessed: 18.03.2020).
  7. Dahin AN. Modelirovanie v pedagogike [Modeling in pedagogy]. Idei i idealy [Ideas and ideals]. 2010;1(3):11–20.
  8. Miheev VI. Modelirovanie i metody teorii izmerenij v pedagogike [Modeling and methods of measurement theory in pedagogy]: scientific and methodological guide. Moscow: Vysshaya shkola Publ.; 1987.
  9. Novikov AM. Nauchno-eksperimental'naya rabota v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Delovye sovety [Scientific and experimental work in an educational institution. Business advice]. Moscow: Associaciya “Professional'noe obrazovanie” Publ.; 1998.
  10. Pejpert S. Perevorot v soznanii: deti, komp'yutery i plodotvornye idei [Coup in Consciousness: Children, Computers, and Fruitful Ideas]. Moscow: Pedagogika Publ.; 1989.
  11. Suhodol'skij GV. Strukturno-algoritmicheskij analiz i sintez deyatel'nosti [Structural and algorithmic analysis and synthesis of activities]. Leningrad: LGU Publ.; 1976.
  12. Buhvalov VA. Metodiki i tekhnologii obrazovaniya [Methods and technologies of education]. Riga; 1994.
  13. Shatalov VF. Pedagogicheskaya proza [Educational prose]. Arhangel'sk: Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo Publ.; 1990.
  14. Holina LI, Abaskalova NP, Dahin AN. Modelirovanie i neopredelyonnost' pedagogicheskih rezul'tatov [Modeling and uncertainty of pedagogical results]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University]. 2015;6(28):101–110.
  15. Grinshkun VV. Osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovaniya [Features of the training of teachers in the field of education informatization]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2011;(5):68–72.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».