Модель формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов
- Авторы: Бешенков С.А.1, Матвеева В.А.2
-
Учреждения:
- Институт управления образованием Российской академии образования
- Сахалинский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 3 (2020)
- Страницы: 190-200
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321247
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-3-190-200
- ID: 321247
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов. В условиях глобальной массовой коммуникации наиболее ценным ресурсом сегодня становится умение анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию. Глобальная информатизация естественным образом влияет на процесс образования, и основной задачей системы образования является выявление современных тенденций развития общества и внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, формирующих позитивный опыт и отражающих современные социальные изменения, приводя образовательный процесс в упорядоченную, контролируемую систему. Целью исследования является поиск эффективных способов проявления информационной деятельности, построение модели, способствующей развитию ИКТ-компетентности у будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла. Методология. В ходе исследования проведен анализ подходов к созданию образовательных моделей, выявлены пути развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла. Основной концептуальной идеей модели, способствующей решению дидактических задач (гносеологической, аксиологической, праксиологической, профессионально-личностной, коммуникативной), является отражение математики в информационном поле как инструмента гуманизации современного информационного общества и личности. Базовым аспектом фрагментарно-предметного моделирования педагогической действительности выступает применение комплексного подхода при концептуальном, критериальном и количественном обосновании модели. Результаты. Разработана модель развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов. Раскрыт технологический компонент модели, критериальная составляющая которого представлена матрицей сопряженности уровней (элементарный, достаточный, продвинутый) и компонентов ИКТ-компетентности (гносеологический, аксиологический, праксиологический, профессионально-личностный, коммуникативный). Каждый компонент раскрыт сквозь призму знаний, умений и опыта. Заключение. Разработанная модель развития ИКТ-компетентности будущих учителей начальных классов средствами дисциплин математического цикла оправдывает себя на практике и нуждается в дальнейшем исследовании и количественном анализе.
Ключевые слова
Об авторах
Сергей Александрович Бешенков
Институт управления образованием Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: srg57@mail.ru
профессор РАО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией обучения информатике и главный научный сотрудник
Российская Федерация, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16Валентина Александровна Матвеева
Сахалинский государственный университет
Email: matveeva89.ru@mail.ru
старший преподаватель кафедры математики
Российская Федерация, 693008, Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 68Список литературы
- Koncepciya razvitiya rossijskogo matematicheskogo obrazovaniya [The concept of development of Russian mathematical education]. Available from: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70452506/ (accessed: 18.03.2020).
- Grinshkun VV, Remorenko IM. Frontiry “Moskovskoj elektronnoj shkoly” [Frontiers of the Moscow Electronic School]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2017;7(286):3–8.
- Beshenkov SA, Rakitina EA, Mindzaeva EV. Informacionnoe obrazovanie v Rossii [Information Education in Russia]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2013;(3):42–51.
- Viktorova YuV. Formirovanie IKT-kompetentnosti uchashchihsya 9-h klassov v processe obucheniya matematike [Formation of ICT competence of 9th grade students in the process of teaching mathematics]. Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. Ekaterinburg; 2016.
- Bespalko VP. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii [Components of educational technology]. Moscow: Pedagogika Publ.; 1989.
- Dahin AN. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', effektivnost' i.. neopredelennost' [Pedagogical modeling: essence, efficiency and.. uncertainty]. Available from: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=12172 (accessed: 18.03.2020).
- Dahin AN. Modelirovanie v pedagogike [Modeling in pedagogy]. Idei i idealy [Ideas and ideals]. 2010;1(3):11–20.
- Miheev VI. Modelirovanie i metody teorii izmerenij v pedagogike [Modeling and methods of measurement theory in pedagogy]: scientific and methodological guide. Moscow: Vysshaya shkola Publ.; 1987.
- Novikov AM. Nauchno-eksperimental'naya rabota v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Delovye sovety [Scientific and experimental work in an educational institution. Business advice]. Moscow: Associaciya “Professional'noe obrazovanie” Publ.; 1998.
- Pejpert S. Perevorot v soznanii: deti, komp'yutery i plodotvornye idei [Coup in Consciousness: Children, Computers, and Fruitful Ideas]. Moscow: Pedagogika Publ.; 1989.
- Suhodol'skij GV. Strukturno-algoritmicheskij analiz i sintez deyatel'nosti [Structural and algorithmic analysis and synthesis of activities]. Leningrad: LGU Publ.; 1976.
- Buhvalov VA. Metodiki i tekhnologii obrazovaniya [Methods and technologies of education]. Riga; 1994.
- Shatalov VF. Pedagogicheskaya proza [Educational prose]. Arhangel'sk: Severo-Zapadnoe knizhnoe izdatel'stvo Publ.; 1990.
- Holina LI, Abaskalova NP, Dahin AN. Modelirovanie i neopredelyonnost' pedagogicheskih rezul'tatov [Modeling and uncertainty of pedagogical results]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University]. 2015;6(28):101–110.
- Grinshkun VV. Osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovaniya [Features of the training of teachers in the field of education informatization]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2011;(5):68–72.
Дополнительные файлы
