Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально образовательной среде на основе развития цифровых компетенций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье теоретически обосновывается модель формирования готовности будущих педагогов к деятельности в виртуальной социальнообразовательной среде на основе развития их цифровых компетенций. В ходе анализа видов деятельности будущего педагога, указанных в ФГОС(3++) ВО, и областей применения его цифровых компетенций выявлена их взаимосвязь и приводятся возможности развития цифровых компетенций будущего педагога в рамках предлагаемой магистерской программы, построенной на основе анализа примерного профиля цифровых компетенций педагога. Методология. Исследование опирается на анализ цифровых компетенции педагога и логики построения предметной подготовки будущих педагогов на уровне магистратуры к успешной и эффективной профессиональной деятельности в условиях виртуальной социально-образовательной среды на основе развития их цифровых компетенций. Результаты. В исследовании проанализировано содержание основных цифровых компетенций педагога; предложена модель формирования профессиональной готовности будущего учителя к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций; сформулировано основное содержание магистерской программы «Цифровые технологии и сетевое взаимодействие в образовании» для обучающихся по направлению «Педагогическое образование», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование» на основе развития цифровых компетенций будущего педагога в рамках его профессиональной подготовки в вузе; сформулировано основное содержание обучения в рамках предлагаемых дисциплин магистерской программы. Заключение. Показано, что для повышения эффективности деятельности педагогов в современных условиях цифровизации общества и формирования виртуальной социально-образовательной среды необходимо в процесс их профессиональной подготовки включение предметных дисциплин, направленных на развитие цифровых компетенций на специальном уровне.

Об авторах

Наталья Юрьевна Королева

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: koroleva.nu@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий

Российская Федерация, 183000, Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15

Список литературы

  1. Robert IV. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogiki: cifrovye informacionnye tekhnologii obrazovaniya [The development of the conceptual apparatus of pedagogy: digital information technologies of education]. Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical informatics]. 2019;1:108–121.
  2. Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v RF na 2017–2030 gg. [Development Strategy of the Information Society in the Russian Federation for 2017–2030]: Approved by Presidential Decree of May 9, 2017, No. 203. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed: 06.02.2020).
  3. Uvarov AYu, Karakozov SD, Ryzhova NI. Na puti k modeli cifrovoj shkoly [On the way to the digital school model]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education]. 2018;7(296):4–15.
  4. Karakozov SD, Ryzhova NI. Information and education systems in the context of digitalization of education. Journal of the Siberian Federal University. 2019;12(9):1635–1647.
  5. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator. United Nations, UNESCO Institute for statistics; 2018. Available from: http://uis.unesco.org/sites/default/ files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (accessed: 06.02.2020).
  6. Ajmaletdinov TA, Bajmuratova LR, Zajceva OA, Imaeva GR, Spiridonova LV. Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh technologij v uchebnom processe. Otchet Analiticheskogo centra NAFI [Digital literacy of Russian educators. Willingness to use digital technologies in the educational process. Report of the analytical center NAFI]. Moscow: NAFI Publ.; 2019.
  7. Kozlova NSh. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Maykop State Technological University]. 2019;1(40):83–91.
  8. Karakozov SD, Ryzhova NI, Uvarov AYu. Usloviya rezul'tativnosti sistemnoj transformacii uchebnogo processa na osnove IKT v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Conditions for the effectiveness of the systemic transformation of the educational process based on ICT in an educational institution]. Innovacionnye tekhnologii v mediaobrazovanii [Innovative technologies in media education]: materials of the II International scientific and practical conference (pp. 227–235). Saint Petersburg: SPbGUKiT Publ.; 2018.
  9. Kramarenko NS, Kvashin AYu. Psihologicheskie i organizacionnye aspekty vvedeniya cifrovogo obrazovaniya, ili kak vnedrenie innovacij ne prevratit' v “cifrovoj kolhoz” [Psychological and organizational aspects of the introduction of digital education, or how to introduce innovations cannot be turned into a “digital collective farm”]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow State Regional University]. 2017;(4):1–16.
  10. Markova AK. Psihologiya professionalizma [The psychology of professionalism]. Moscow; 1996.
  11. Kroksmark T. Prepodavatel'skaya kompetentnost' v cifrovom vremeni [Teaching competency in digital time]. Obrazovatel'nyj zapros [Educational request]. 2015;6(1). Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/edui.v6.24013 (accessed: 02.02.2020).
  12. Onalbek ZK, Grinshkun VV, Omarov BS, Abuseytov BZ, Makhanbet ET, Kendzhaeva BB. The main systems and types of forming of future teacher-trainers' professional competence. Life Science Journal. 2013;10(4):2397–2400.
  13. Redeker K. Evropejskie ramki cifrovoj kompetentnosti pedagogov: DigCompEdu [The European Framework for Digital Competency of Educators: DigCompEdu]. Brussels: Ob"edinennyj issledovatel'skij centr Evropejskogo Soyuza; 2017. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/digcompedu_leaflet_en-2017-10-09.pdf (accessed: 02.02.2020).
  14. Potemkina TV. Zarubezhnyj opyt razrabotki profilya cifrovyh kompetencij uchitelya [Foreign experience in developing a profile of digital teacher competencies]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-razrabotki-profilya-tsifrovyhkompetentsiy-uchitelya (accessed: 06.02.2020).
  15. Koroleva NYu, Lavruhin VA. Model' soderzhaniya obucheniya vzaimodejstviyu v virtual'noj social'no-obrazovatel'noj srede pol'zovatelej razlichnyh kategorij [The model of the content of teaching interaction in the virtual socio-educational environment of users of various categories]. Prepodavatel' XXI vek [Lecturer XXI century]. 2016;4–1:128–141.
  16. Koroleva NYu, Ryzhova NI. Proektirovanie soderzhaniya obucheniya pol'zovatelej razlichnyh kategorij vzaimodejstviyu v virtual'noj social'no-obrazovatel'noj srede [Designing the content of teaching users of various categories of interaction in a virtual socioeducational environment]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 2016;(2):36–43.
  17. Koroleva NYu, Ryzhova NI, Trubina II. Formirovanie virtual'noj social'no-obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya kak uslovie povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa [The formation of the virtual socio-educational environment of an educational institution as a condition for increasing the effectiveness of the educational process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2018;6(73):109–112.
  18. Grinshkun VV, Krasnova GA. Razvitiye obrazovaniya v epokhu chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [The development of education in the era of the fourth industrial revolution]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and Education]. 2017;1(280):42–45.
  19. Polat ES. (Ed.). Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]: textbook. Moscow: Akademiya Publ.; 2001.
  20. Kozyrev VA, Radionova NF. (Eds.). Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competency-based approach in teacher education]: collective monograph. Saint Petersburg: RGPU imeni A.I. Gercena Publ.; 2004.
  21. Beshenkov SA, Shutikova MI, Ryzhova NI. Formirovanie soderzhaniya kursa informatiki v kontekste obespecheniya informacionnoj bezopasnosti lichnosti [Formation of the content of the course of computer science in the context of ensuring information security of a person]. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization in Education. 2019;16(2):128–137.
  22. Karakozov SD, Ryzhova NI. Teoriya razvitiya i praktika realizacii soderzhaniya obucheniya v oblasti informacionno-obrazovatel'nyh system [Development Theory and Practice of Implementing Learning Content in the Field of Information and Educational Systems]: monograph. Moscow: MPGU Publ.; 2017.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».