Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально образовательной среде на основе развития цифровых компетенций
- Авторы: Королева Н.Ю.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 3 (2020)
- Страницы: 237-253
- Раздел: ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321252
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-3-237-253
- ID: 321252
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье теоретически обосновывается модель формирования готовности будущих педагогов к деятельности в виртуальной социальнообразовательной среде на основе развития их цифровых компетенций. В ходе анализа видов деятельности будущего педагога, указанных в ФГОС(3++) ВО, и областей применения его цифровых компетенций выявлена их взаимосвязь и приводятся возможности развития цифровых компетенций будущего педагога в рамках предлагаемой магистерской программы, построенной на основе анализа примерного профиля цифровых компетенций педагога. Методология. Исследование опирается на анализ цифровых компетенции педагога и логики построения предметной подготовки будущих педагогов на уровне магистратуры к успешной и эффективной профессиональной деятельности в условиях виртуальной социально-образовательной среды на основе развития их цифровых компетенций. Результаты. В исследовании проанализировано содержание основных цифровых компетенций педагога; предложена модель формирования профессиональной готовности будущего учителя к деятельности в виртуальной социально-образовательной среде на основе развития цифровых компетенций; сформулировано основное содержание магистерской программы «Цифровые технологии и сетевое взаимодействие в образовании» для обучающихся по направлению «Педагогическое образование», «Профессиональное образование», «Дополнительное образование» на основе развития цифровых компетенций будущего педагога в рамках его профессиональной подготовки в вузе; сформулировано основное содержание обучения в рамках предлагаемых дисциплин магистерской программы. Заключение. Показано, что для повышения эффективности деятельности педагогов в современных условиях цифровизации общества и формирования виртуальной социально-образовательной среды необходимо в процесс их профессиональной подготовки включение предметных дисциплин, направленных на развитие цифровых компетенций на специальном уровне.
Об авторах
Наталья Юрьевна Королева
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: koroleva.nu@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий
Российская Федерация, 183000, Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15Список литературы
- Robert IV. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogiki: cifrovye informacionnye tekhnologii obrazovaniya [The development of the conceptual apparatus of pedagogy: digital information technologies of education]. Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical informatics]. 2019;1:108–121.
- Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v RF na 2017–2030 gg. [Development Strategy of the Information Society in the Russian Federation for 2017–2030]: Approved by Presidential Decree of May 9, 2017, No. 203. Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed: 06.02.2020).
- Uvarov AYu, Karakozov SD, Ryzhova NI. Na puti k modeli cifrovoj shkoly [On the way to the digital school model]. Informatika i obrazovanie [Informatics and Education]. 2018;7(296):4–15.
- Karakozov SD, Ryzhova NI. Information and education systems in the context of digitalization of education. Journal of the Siberian Federal University. 2019;12(9):1635–1647.
- A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator. United Nations, UNESCO Institute for statistics; 2018. Available from: http://uis.unesco.org/sites/default/ files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (accessed: 06.02.2020).
- Ajmaletdinov TA, Bajmuratova LR, Zajceva OA, Imaeva GR, Spiridonova LV. Cifrovaya gramotnost' rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh technologij v uchebnom processe. Otchet Analiticheskogo centra NAFI [Digital literacy of Russian educators. Willingness to use digital technologies in the educational process. Report of the analytical center NAFI]. Moscow: NAFI Publ.; 2019.
- Kozlova NSh. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii [Digital technologies in education]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Maykop State Technological University]. 2019;1(40):83–91.
- Karakozov SD, Ryzhova NI, Uvarov AYu. Usloviya rezul'tativnosti sistemnoj transformacii uchebnogo processa na osnove IKT v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Conditions for the effectiveness of the systemic transformation of the educational process based on ICT in an educational institution]. Innovacionnye tekhnologii v mediaobrazovanii [Innovative technologies in media education]: materials of the II International scientific and practical conference (pp. 227–235). Saint Petersburg: SPbGUKiT Publ.; 2018.
- Kramarenko NS, Kvashin AYu. Psihologicheskie i organizacionnye aspekty vvedeniya cifrovogo obrazovaniya, ili kak vnedrenie innovacij ne prevratit' v “cifrovoj kolhoz” [Psychological and organizational aspects of the introduction of digital education, or how to introduce innovations cannot be turned into a “digital collective farm”]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow State Regional University]. 2017;(4):1–16.
- Markova AK. Psihologiya professionalizma [The psychology of professionalism]. Moscow; 1996.
- Kroksmark T. Prepodavatel'skaya kompetentnost' v cifrovom vremeni [Teaching competency in digital time]. Obrazovatel'nyj zapros [Educational request]. 2015;6(1). Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/edui.v6.24013 (accessed: 02.02.2020).
- Onalbek ZK, Grinshkun VV, Omarov BS, Abuseytov BZ, Makhanbet ET, Kendzhaeva BB. The main systems and types of forming of future teacher-trainers' professional competence. Life Science Journal. 2013;10(4):2397–2400.
- Redeker K. Evropejskie ramki cifrovoj kompetentnosti pedagogov: DigCompEdu [The European Framework for Digital Competency of Educators: DigCompEdu]. Brussels: Ob"edinennyj issledovatel'skij centr Evropejskogo Soyuza; 2017. Available from: https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/digcompedu_leaflet_en-2017-10-09.pdf (accessed: 02.02.2020).
- Potemkina TV. Zarubezhnyj opyt razrabotki profilya cifrovyh kompetencij uchitelya [Foreign experience in developing a profile of digital teacher competencies]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-razrabotki-profilya-tsifrovyhkompetentsiy-uchitelya (accessed: 06.02.2020).
- Koroleva NYu, Lavruhin VA. Model' soderzhaniya obucheniya vzaimodejstviyu v virtual'noj social'no-obrazovatel'noj srede pol'zovatelej razlichnyh kategorij [The model of the content of teaching interaction in the virtual socio-educational environment of users of various categories]. Prepodavatel' XXI vek [Lecturer XXI century]. 2016;4–1:128–141.
- Koroleva NYu, Ryzhova NI. Proektirovanie soderzhaniya obucheniya pol'zovatelej razlichnyh kategorij vzaimodejstviyu v virtual'noj social'no-obrazovatel'noj srede [Designing the content of teaching users of various categories of interaction in a virtual socioeducational environment]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 2016;(2):36–43.
- Koroleva NYu, Ryzhova NI, Trubina II. Formirovanie virtual'noj social'no-obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya kak uslovie povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa [The formation of the virtual socio-educational environment of an educational institution as a condition for increasing the effectiveness of the educational process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2018;6(73):109–112.
- Grinshkun VV, Krasnova GA. Razvitiye obrazovaniya v epokhu chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [The development of education in the era of the fourth industrial revolution]. Informatika i obrazovaniye [Informatics and Education]. 2017;1(280):42–45.
- Polat ES. (Ed.). Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]: textbook. Moscow: Akademiya Publ.; 2001.
- Kozyrev VA, Radionova NF. (Eds.). Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competency-based approach in teacher education]: collective monograph. Saint Petersburg: RGPU imeni A.I. Gercena Publ.; 2004.
- Beshenkov SA, Shutikova MI, Ryzhova NI. Formirovanie soderzhaniya kursa informatiki v kontekste obespecheniya informacionnoj bezopasnosti lichnosti [Formation of the content of the course of computer science in the context of ensuring information security of a person]. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization in Education. 2019;16(2):128–137.
- Karakozov SD, Ryzhova NI. Teoriya razvitiya i praktika realizacii soderzhaniya obucheniya v oblasti informacionno-obrazovatel'nyh system [Development Theory and Practice of Implementing Learning Content in the Field of Information and Educational Systems]: monograph. Moscow: MPGU Publ.; 2017.
Дополнительные файлы
