Проектирование и разработка элективного курса криптографии с использованием технологии вебинаров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Рассмотрены исследования эффективности применения элективного курса по обучению криптографии, основанного на технологии вебинаров. В рамках реформирования системы российского образования центральное место занимает профессиональное самоопределение учащихся старшей школы (9-11 класс). Одно из ключевых направлений в данном процессе - профилизация. Основной функцией профилизации является создание условий для обучения старшеклассников с опорой на их профессиональные интересы. Осуществление функции профилизации стало возможным, благодаря введению в учебный процесс элективных курсов, которые являются обязательным компонентом профильной и предпрофильной подготовки. Кроме того, не менее важная цель элективных курсов - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, склонностей и интересов каждого школьника. Сама технология организации и проведения вебинаров достаточно подробно рассматривается учеными (Г.В. Торгашин, В.В. Назарова, О.И. Мещерякова, О.Ю. Исакова и др.), в работах которых отмечается не только перспективность использования такой технологии, но и ее возможности при обучении школьников. Однако опыт применения технологии вебинаров в системе подготовки по информатике, в частности обучению криптографии, рассмотрен недостаточно. Все это определило актуальность исследования. Проблему исследования состоит в устранении выявленного противоречия между необходимостью эффективного обучения криптографии с использованием технологии вебинаров, обладающей существенным образовательным потенциалом, с одной стороны, и отсутствием методики обучения криптографии, основанной на технологии вебинаров, с другой. Цель статьи заключается в описании подходов к разработке элективного курса по обучению криптографии, содержащего специальным образом спроектированные практико-ориентированные задачи и основанного на технологии вебинаров. Методология. Методологической основой послужил анализ ключевых компетенций, классификации которых представлены в научных работах таких исследователей, как И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, А.В. Хуторской и др. Одной из главных компетенций указывается информационная, сформированность которой выступает в качестве непременного условия успешности многих видов деятельности человека, живущего в современном информационном обществе. Опыт преподавания раздела криптографии в школьном курсе информатики рассмотрен в работах А.В. Евлампьева, Е.М. Кузнецова, К.Ю. Драгина и других и наглядно демонстрирует недостаточное внимание, уделяемое этому разделу. Подходы к совершенствованию содержания курса информатики с учетом современных тенденций, в числе которых криптография, большие данные, информационная и кибербезопасность изучены в работах Н.А. Разумова, И.М. Тонких, М.М. Комарова, В.И. Ледовской и др. Сама технология организации и проведения вебинаров достаточно подробно рассматривается Г.В. Торгашином, В.В. Назаровой, О.И. Мещеряковой, О.Ю. Исаковой и др. Результаты. Обоснована возможность и целесообразность использования технологии вебинаров при организации обучения в рамках элективного курса по изучению криптографии учениками старшей школы. Создана модель и разработан прототип элективного курса обучения криптографии с использованием технологии вебинаров, включающий специальным образом разработанную систему практико-ориентированных задач. Определены критерии отбора, разработки и систематизации практико-ориентированных задач по криптографии, предусматривающих использование технологии вебинаров. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что информатизация образования становится эффективной за счет использования технологии вебинаров для обучения криптографии в рамках элективного курса на основе организации удаленной работы школьников, использования онлайн-лекций и практических занятий, технологического цикла с обратной связью и рефлексией по результатам обучения, решения системы специально разработанных практико-ориентированных задач. Предложенная система практико-ориентированных задач, включающая задания на шифрование и дешифрование различных сообщений, способствует эффективности обучения криптографии, подготовке школьников к жизни и работе в информационном обществе.

Об авторах

Наталия Викторовна Игнатенко

Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачева и С.Ф. Шутова

Автор, ответственный за переписку.
Email: pok-nataliya@yandex.ru

учитель информатики

Российская Федерация, 109559, Москва, Ставропольская, 72

Список литературы

  1. Alferov AP. Osnovy kriptografii [Fundamentals of cryptography]. Moscow: Gelios ARV Publ.; 2014.
  2. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Information security Doctrine of the Russian Federation]: Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016 No. 646. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/4dbff9722e14f63a309bce4c2ad3d12cc2e85f10/ (accessed: 12.06.2020).
  3. Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii [On information, information technologies and information protection]: Law of the Russian Federation of 27.07.2006 No. 149-FZ. Available from: http://base.garant.ru/12148555/ (accessed: 12.06.2020).
  4. Grigorev SG, Grinshkun VV. Informatizaciya obrazovaniya: fundamental'nye osnovy [Informatization of education: the fundamental bases]. Moscow: MGPU Publ.; 2005.
  5. Zaslavskaya OYu. Informatizaciya obrazovaniya: novoe ponimanie mesta i roli uchitelya v uchebnom processe [Informatization of education: a new understanding of the place and role of teachers in the educational process]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2007;(9):81–82.
  6. Zaslavskaya OYu. Transformaciya obrazovaniya v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij [Transformation of education in the conditions of development of digital technologies]. Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyah sistemnyh izmenenij i cifrovizacii [Horizons and risks of development of education in the conditions of system changes and digitalization]: proceedings of the XII International scientific and practical conference. Moscow; 2020. p. 70–74.
  7. Zaslavskaya OYu. Vozmozhnosti setevyh obrazovatel'nyh resursov dlya podgotovki kriterial'no-orientirovannyh zadanij [Opportunities of network educational resources for preparation of criteria-oriented tasks]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2016;4(38):37–43.
  8. Nazarova TS, Tihomirova KM, Kudina IYu, Kozhevnikov DN, et al. Instrumental'naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: promising tools, environments, learning technologies]. Moscow, Saint Petersburg; 2012.
  9. Levchenko IV, Lagashina NI. Elektivnye kursy po informatike kak sredstvo formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya starshih klassov v usloviyah informatizacii obrazovaniya [Elective courses in informatics as a means of forming professional self-determination of high school students in the conditions of informatization of education]. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2008;(2):98–102.
  10. Tangirov HE, Rahmatov AsH, Otabekov AO. Tekhnologiya sozdaniya elektronnogo uchebnika po kursu “Informatika” [Technology for creating an electronic textbook on the course “Informatics”]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016;(20):25–27.
  11. Tanova EV. Formirovanie kompetentnosti v oblasti zashchity informacii u shkol'nikov v processe obucheniya informatike [Formation of competence in the field of information protection in schoolchildren in the process of teaching Informatics]: abstract of the Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. Ekaterinburg; 2005.
  12. Fedorova NB, Kuznecova OV. Profil'noe obuchenie: elektivnye kursy dlya predprofil'noj i profil'noj podgotovki uchenikov obshcheobrazovatel'noj shkoly [Profile training: elective courses for pre-profile and profile training of secondary school students]. Ryazan; 2011.
  13. Zaslavskaya OYu, Zaslavskiy AA, Bolnokin VE, Kravets OJa. Features of Ensuring Information Security when Using Cloud Technologies in Educational Institutions. International Journal on Information Technologies and Security. 2018;10(3):93–102.
  14. Nazarova TS. Obrazovatel'naya sreda shkoly i novye tekhnologii obucheniya na rubezhe XXI veka [Educational environment of the school and new technologies of education at the turn of the XXI century]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2000; (8):49–54.
  15. Onlajn-platforma konstruirovaniya obrazovatel'nyh materialov [Online platform for designing educational materials]. Available from: https://coreapp.ai (accessed: 12.06.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».