Проектирование и разработка элективного курса криптографии с использованием технологии вебинаров
- Авторы: Игнатенко Н.В.1
-
Учреждения:
- Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачева и С.Ф. Шутова
- Выпуск: Том 17, № 4 (2020)
- Страницы: 279-293
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321254
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2020-17-4-279-293
- ID: 321254
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. Рассмотрены исследования эффективности применения элективного курса по обучению криптографии, основанного на технологии вебинаров. В рамках реформирования системы российского образования центральное место занимает профессиональное самоопределение учащихся старшей школы (9-11 класс). Одно из ключевых направлений в данном процессе - профилизация. Основной функцией профилизации является создание условий для обучения старшеклассников с опорой на их профессиональные интересы. Осуществление функции профилизации стало возможным, благодаря введению в учебный процесс элективных курсов, которые являются обязательным компонентом профильной и предпрофильной подготовки. Кроме того, не менее важная цель элективных курсов - удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, склонностей и интересов каждого школьника. Сама технология организации и проведения вебинаров достаточно подробно рассматривается учеными (Г.В. Торгашин, В.В. Назарова, О.И. Мещерякова, О.Ю. Исакова и др.), в работах которых отмечается не только перспективность использования такой технологии, но и ее возможности при обучении школьников. Однако опыт применения технологии вебинаров в системе подготовки по информатике, в частности обучению криптографии, рассмотрен недостаточно. Все это определило актуальность исследования. Проблему исследования состоит в устранении выявленного противоречия между необходимостью эффективного обучения криптографии с использованием технологии вебинаров, обладающей существенным образовательным потенциалом, с одной стороны, и отсутствием методики обучения криптографии, основанной на технологии вебинаров, с другой. Цель статьи заключается в описании подходов к разработке элективного курса по обучению криптографии, содержащего специальным образом спроектированные практико-ориентированные задачи и основанного на технологии вебинаров. Методология. Методологической основой послужил анализ ключевых компетенций, классификации которых представлены в научных работах таких исследователей, как И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, А.В. Хуторской и др. Одной из главных компетенций указывается информационная, сформированность которой выступает в качестве непременного условия успешности многих видов деятельности человека, живущего в современном информационном обществе. Опыт преподавания раздела криптографии в школьном курсе информатики рассмотрен в работах А.В. Евлампьева, Е.М. Кузнецова, К.Ю. Драгина и других и наглядно демонстрирует недостаточное внимание, уделяемое этому разделу. Подходы к совершенствованию содержания курса информатики с учетом современных тенденций, в числе которых криптография, большие данные, информационная и кибербезопасность изучены в работах Н.А. Разумова, И.М. Тонких, М.М. Комарова, В.И. Ледовской и др. Сама технология организации и проведения вебинаров достаточно подробно рассматривается Г.В. Торгашином, В.В. Назаровой, О.И. Мещеряковой, О.Ю. Исаковой и др. Результаты. Обоснована возможность и целесообразность использования технологии вебинаров при организации обучения в рамках элективного курса по изучению криптографии учениками старшей школы. Создана модель и разработан прототип элективного курса обучения криптографии с использованием технологии вебинаров, включающий специальным образом разработанную систему практико-ориентированных задач. Определены критерии отбора, разработки и систематизации практико-ориентированных задач по криптографии, предусматривающих использование технологии вебинаров. Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что информатизация образования становится эффективной за счет использования технологии вебинаров для обучения криптографии в рамках элективного курса на основе организации удаленной работы школьников, использования онлайн-лекций и практических занятий, технологического цикла с обратной связью и рефлексией по результатам обучения, решения системы специально разработанных практико-ориентированных задач. Предложенная система практико-ориентированных задач, включающая задания на шифрование и дешифрование различных сообщений, способствует эффективности обучения криптографии, подготовке школьников к жизни и работе в информационном обществе.
Ключевые слова
Об авторах
Наталия Викторовна Игнатенко
Школа № 460 имени дважды Героев Советского Союза А.А. Головачева и С.Ф. Шутова
Автор, ответственный за переписку.
Email: pok-nataliya@yandex.ru
учитель информатики
Российская Федерация, 109559, Москва, Ставропольская, 72Список литературы
- Alferov AP. Osnovy kriptografii [Fundamentals of cryptography]. Moscow: Gelios ARV Publ.; 2014.
- Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Information security Doctrine of the Russian Federation]: Decree of the President of the Russian Federation of 05.12.2016 No. 646. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/4dbff9722e14f63a309bce4c2ad3d12cc2e85f10/ (accessed: 12.06.2020).
- Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii [On information, information technologies and information protection]: Law of the Russian Federation of 27.07.2006 No. 149-FZ. Available from: http://base.garant.ru/12148555/ (accessed: 12.06.2020).
- Grigorev SG, Grinshkun VV. Informatizaciya obrazovaniya: fundamental'nye osnovy [Informatization of education: the fundamental bases]. Moscow: MGPU Publ.; 2005.
- Zaslavskaya OYu. Informatizaciya obrazovaniya: novoe ponimanie mesta i roli uchitelya v uchebnom processe [Informatization of education: a new understanding of the place and role of teachers in the educational process]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2007;(9):81–82.
- Zaslavskaya OYu. Transformaciya obrazovaniya v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij [Transformation of education in the conditions of development of digital technologies]. Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyah sistemnyh izmenenij i cifrovizacii [Horizons and risks of development of education in the conditions of system changes and digitalization]: proceedings of the XII International scientific and practical conference. Moscow; 2020. p. 70–74.
- Zaslavskaya OYu. Vozmozhnosti setevyh obrazovatel'nyh resursov dlya podgotovki kriterial'no-orientirovannyh zadanij [Opportunities of network educational resources for preparation of criteria-oriented tasks]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2016;4(38):37–43.
- Nazarova TS, Tihomirova KM, Kudina IYu, Kozhevnikov DN, et al. Instrumental'naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: promising tools, environments, learning technologies]. Moscow, Saint Petersburg; 2012.
- Levchenko IV, Lagashina NI. Elektivnye kursy po informatike kak sredstvo formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya starshih klassov v usloviyah informatizacii obrazovaniya [Elective courses in informatics as a means of forming professional self-determination of high school students in the conditions of informatization of education]. Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education. 2008;(2):98–102.
- Tangirov HE, Rahmatov AsH, Otabekov AO. Tekhnologiya sozdaniya elektronnogo uchebnika po kursu “Informatika” [Technology for creating an electronic textbook on the course “Informatics”]. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016;(20):25–27.
- Tanova EV. Formirovanie kompetentnosti v oblasti zashchity informacii u shkol'nikov v processe obucheniya informatike [Formation of competence in the field of information protection in schoolchildren in the process of teaching Informatics]: abstract of the Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. Ekaterinburg; 2005.
- Fedorova NB, Kuznecova OV. Profil'noe obuchenie: elektivnye kursy dlya predprofil'noj i profil'noj podgotovki uchenikov obshcheobrazovatel'noj shkoly [Profile training: elective courses for pre-profile and profile training of secondary school students]. Ryazan; 2011.
- Zaslavskaya OYu, Zaslavskiy AA, Bolnokin VE, Kravets OJa. Features of Ensuring Information Security when Using Cloud Technologies in Educational Institutions. International Journal on Information Technologies and Security. 2018;10(3):93–102.
- Nazarova TS. Obrazovatel'naya sreda shkoly i novye tekhnologii obucheniya na rubezhe XXI veka [Educational environment of the school and new technologies of education at the turn of the XXI century]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2000; (8):49–54.
- Onlajn-platforma konstruirovaniya obrazovatel'nyh materialov [Online platform for designing educational materials]. Available from: https://coreapp.ai (accessed: 12.06.2020).
Дополнительные файлы
