Оценка влияния применения мобильных приложений в обучении специалистов сферы туризма на качество их подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Модернизация современной образовательной системы предполагает внедрение технологий, основанных на искусственном интеллекте, AR, VR и мобильных платформах. Применение мобильных средств в обучении работников туристической индустрии удовлетворяет требованиям к программам подготовки высококвалифицированных профессионалов для этой сферы и вызовам экономической интеграции. Исследование направленно на обоснование эффективности использования мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли для повышения качества их подготовки. Методология. Применялись теоретико-методологический анализ и обобщение при определении содержания и проблем мобильного обучения в сфере туризма, выявлении перспектив развития тревел-приложений. Для проектирования мобильных приложений было выбрано средство iBuildApp. Разработано тестирование, включающее блоки «Основы туристической деятельности» (20 баллов), «Мобильные приложения в сфере туризма» (20 баллов). В исследовании приняли участие 49 студентов Орловского государственного института культуры (направление подготовки «Туризм», профиль «Технология и организация экскурсионных услуг»). В качестве метода статистической обработки использован критерий согласия Пирсона. Результаты. Сформулированы идеи методического подхода, отражающего необходимые изменения в системе подготовки специалистов туристической сферы именно с учетом вызовов экономической интеграции, требований профессионального стандарта и стратегии развития туризма в России. Выделены трудности, которые влияют на эффективность включения мобильных приложений в подготовку работников отрасли: зависимость от зарубежных программных решений, дороговизна разработки собственного мобильного приложения и его постобслуживания, технические сбои в сети. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе подготовки. Заключение. Использование мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли способствует повышению качества их подготовки за счет новых возможностей коллаборации и проектной деятельности, оптимизации затрат, инновационного опыта работы и т. д. К негативным аспектам можно отнести снижение общего уровня устной коммуникабельности, риски потери телефона, отвлечения внимания и развития зависимости.

Об авторах

Дмитрий Николаевич Грибков

Орловский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: bibliotekar2005@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3388-9526

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и документоведения

Российская Федерация, 302020, Орел, ул. Лескова, д. 15

Марина Робертовна Деньгина

Вятский государственный университет

Email: marina-dengina@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-5080-4537

старший преподаватель, кафедра иностранных языков неязыковых направлений

Российская Федерация, 610000, Киров, ул. Московская, д. 36

Владимир Владимирович Матвеев

Орловский государственный институт культуры

Email: rector@ogik.ru
ORCID iD: 0000-0003-2906-5716

доктор экономических наук, профессор, ректор

Российская Федерация, 302020, Орел, ул. Лескова, д. 15

Татьяна Викторовна Машарова

Московский городской педагогический университет

Email: mtv203@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5974-7748

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики, Институт педагогики и психологии образования

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4

Список литературы

  1. Tyagi P, Tyagi P, Singh A, Jain E, Singh A. Tourist experiences through mobile augmented reality. International Conference on Electronics and Renewable Systems. Tuticorin; 2022. p. 1605-1610. http://doi.org/10.1109/ICEARS53579.2022.9752325
  2. Levitsky ML, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu. Multi-component model of unification and integration of digital resources of the university. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2023;(1):7-23. (In Russ.) http://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.63.1.01
  3. Lee C, Chen M, Wu W, Xing W. The impacts of ICTs on tourism development: international evidence based on a panel quantile approach. Information Technology and Tourism. 2021;23(4):509-547. http://doi.org/10.1007/s40558-021-00215-4
  4. Aniskin VN, Busygina AL, Zamara EV. Optimization of process of preparation of specialists on tourism in the context of the digital economy. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019;8(1):29-32. (In Russ.) http://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0005
  5. Golyh NYa, Lopatkin NN, Kudinov IS. A mobile application for the implementation of interactive and individual student learning. Kazan Pedagogical Journal. 2020;(1):84-90. (In Russ.) http://doi.org/10.34772/KPJ.2020.138.1.011
  6. Soboleva EV, Karavaev NL. Characteristics of the project-based teamwork in the case of developing a smart application in a digital educational environment. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):417-433. http://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.417
  7. Sergeeva NA, Ryabchikova VG, Nikulina EG, Rubleva OS. Formation of foreign language competences of students using mobile applications. Perspectives of Science and Education. 2021;(3):481-493. http://doi.org/10.32744/pse.2021.3.34
  8. Spatar'-Kozachenko TI, Morozan OV, Petrienko NS. Current problems of staff training in the sphere of tourism and hospitality in Russia and abroad. Servis Plus. 2018;12(3):44-51. http://doi.org/10.24411/2413-693X-2018-10305
  9. Morozov DV. Russian experience in system developing of tourist information centres: ways of application in the Republic of Belarus. Journal of the Belarusian State University. Historical Sciences. 2023;(2):55-64. (In Russ.) http://doi.org/10.33581/2520-6338-2023-2-55-64
  10. Maduku DK. Antecedents of mobile marketing adoption by SMEs: does industry variance matter? Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. 2021;31(3):222-249. http://doi.org/10.1080/10919392.2021.1956847
  11. Stakhova LV. Mobile tourist guide as a current tool for promotion in tourism. Services in Russia and Abroad. 2022;16(2):160-169. (In Russ.) http://doi.org/10.24412/1995-042X-2022-2-160-169
  12. Ammirato S, Felicetti AM, Linzalone R, Carlucci D. Digital business models in cultural tourism. International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2021; 28(8):1940-1961. http://doi.org/10.1108/IJEBR-01-2021-0070
  13. Watkins W, Ziyadin S, Imatayeva A, Kurmangalieva A, Blembayeva A. Digital tourism as a key factor in the development of the economy. Economic Annals-XXI. 2018;169(1-2):40-45. http://doi.org/10.21003/ea.V169-08
  14. Cherevichko TV, Temyakova TV. Creative tourism and digitalization of society. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law. 2022;22(2):145-151. (In Russ.) http://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-2-145-151
  15. Titova SV. Developing students' collaborative and language skills through MOOC integration in CLIL. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication. 2021;(3):9-25.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».