Реализация научно-исследовательской работы будущих учителей математики с привлечением системы динамической математики GeoGebra

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Цифровая трансформация высшего образования существенным образом влияет на организацию научно-исследовательской деятельности студентов педагогических университетов. Актуальной является проблема обнаружения средств информационных технологий и направлений их использования для реализации научно-исследовательской работы будущих учителей математики, обучающихся на 1-2 курсах, а также выбора математической задачи, решение которой с помощью цифровых технологий привело бы к некоторым интересным результатам, обладающим элементами новизны. Цель исследования - выявить направления исследований математического характера, реализация которых значительным образом опирается на особенности среды динамической математики GeoGebra. Методология. Осуществлен анализ некоторых особенностей среды динамической математики GeoGebra и ее применения в геометрических исследованиях. Для изучения геометрических фигур использованы методы визуализации математических объектов и экспериментальной математики. Результаты. Рассмотрены возможности использования систем динамической математики для организации научно-исследовательской работы обучающихся педагогических университетов математического профиля. При этом упор сделан на исследования, связанные с изучением пространственных кривых и их плоских проекций, построение которых естественным образом опирается на принципы отображения трехмерных объектов на экране. Роль систем динамической математики в таких исследованиях главным образом заключается в визуализации рассматриваемых геометрических объектов, что позволяет выявить возможные свойства построенных кривых, а затем, используя доступный математический аппарат, подтвердить их справедливость. Заключение. Представлено направление конструирования и исследования геометрических объектов с использованием среды динамической математики GeoGebra, которое легло в основу нескольких научно-исследовательских работ студентов младших курсов.

Об авторах

Елена Анатольевна Богданова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: bogdanovaea2014@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0274-2695

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики

Российская Федерация, 443086, Самара, Московское шоссе, д. 34

Павел Сергеевич Богданов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: poulsmb@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-8139-1386

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры прикладных математики и физики

Российская Федерация, 443086, Самара, Московское шоссе, д. 34

Сергей Николаевич Богданов

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bogdanovsan@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-6119-3529

кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой высшей математики и информатики

Российская Федерация, 443081, Самара, ул. Стара Загора, д. 76

Список литературы

  1. Grinshkun VV, Krasnova GA. The development of education in the era of the Fourth Industrial Revolution. Informatics and Education. 2017;(1):42‒45. (In Russ.)
  2. Yastrebov AV. Modeling of scientific research as a means of optimizing a pedagogical university students’ training (Doctor of Pedagogical Sciences dissertation). Yaroslavl; 1997. (In Russ.)
  3. Yastrebov AV. Teaching mathematics at the university as a model for scientific research. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky; 2017. (In Russ.)
  4. Lobova GN. Theoretical and technological foundations of professional training of students for research activities (Doctor of Pedagogical Sciences abstract). Moscow; 2002. (In Russ.)
  5. Gorchakova AYu. To the question of value it is scientific-research activity in pedagogical higher education institution in training of future teachers. Modern Problems of Science and Education. 2018;(4):32. (In Russ.)
  6. Arsentieva MV. Features of scientific-research work of students of younger courses of study. Proceedings of the TSU. Engineering Sciences. 2017;11(2):208‒210. (In Russ.)
  7. Mameteva OS, Suprun NG, Khalikova DA. Research work of the high school students: performance and problems of the organization. Modern Problems of Science and Education. 2018;(1):8. (In Russ.)
  8. Shabanova MV, Ovchinnikova RP, Yastrebov AV, Pavlova MA, Tomilova AE, Forkunova LV, Udovenko LN, Novoselova NN, Fomina NI, Artemeva MV, Shirikova TS, Bezumova OL, Kotova SN, Parsheva VV, Patronova NN, Chirkova LN, Teplyakov VV. Experimental mathematics at school. Inquiry-based learning. Moscow: Publishing House of the Academy of Natural History; 2016. (In Russ.) http://doi.org/10.17513/np.141
  9. Larin SV, Mayer VR, Kochetkova TO, Karnaukhova OA. Special features in creation and application of computer animated images in teaching mathematics. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev. 2020;(1):6‒14. (In Russ.) http://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-178
  10. Safuanov IS, Galyamova EKh. The influence of modern information technologies on methods, forms and means of implementation of methodological training for future teacher of mathematics. Bulletin of the Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Edication. 2011;(2):86‒90. (In Russ.)
  11. Bukusheva AV. Inquiry-based teaching of geometry at a university using an interactive geometric environment. Actual Problems of the Development of Mathematical Education at School and University: Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference, Barnaul, 17–18 October 2017. Barnaul: Altai State Pedagogical University; 2017. p. 139‒142. (In Russ.)
  12. Thapa R, Dahal N, Pant B. GeoGebra integration in high school mathematics: an experiential exploration on concepts of circle. Mathematics Teaching Research Journal. 2023;15(1):1‒17.
  13. Yaroshevich VI. Using systems of dynamic mathematics in project work of school students. Russian Digital Libraries Journal. 2020;23(1‒2):231‒238. (In Russ.) http://doi.org/10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-231-238
  14. Sevastyanova AA. Designing sections of ruled surfaces as a means of constructing known plane curves. Science Day: Collection of Articles of the XX Student Scientific Conference. Samara: MCU; 2019. p. 71–72. (In Russ.)
  15. Bogdanova EA, Bogdanov PS, Bogdanov SN. Engineering as a tool of spatial study of trigonometry elements. Mathematics in School, 2019;(3):13‒26. (In Russ.)
  16. Krivenkova AS. Planar curve design using cylindrical geometry curve design. Science Day: Collection of Articles of the XXII Student Scientific Conference. Samara: MCU; 2021. p. 124‒127. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».