Особенности применения игровых механик в обучении информатике для развития креативного мышления школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Одна из приоритетных задач современного общества - создание условий, способствующих воспитанию и развитию креативной личности. Курс информатики обладает дидактическим потенциалом в плане формирования инициативности, самостоятельности, фантазии, умений ставить и решать задачи. Представленное исследование направленно на обоснование эффективности использования игровых механик при обучении информатике для решения проблемы, связанной с необходимостью развития креативного мышления школьников. Методология. Механики «Достижение», «Расчет на доверие», «Весело один раз - весело всегда», «Прогресс пользователя» реализованы при включении игровых элементов и методов в изучение теоретической информатики. Для геймификации применяются ресурсы цифровых сервисов (интерактивные доски, генераторы случайного выбора). База эксперимента - средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов д. Стулово (Слободской район Кировской области). Исследованием охвачено 74 обучающихся седьмых классов (64 % - девушки и 36 % - молодые люди). Средний возраст респондентов - 13 лет. Статистическая обработка результатов выполнена с помощью критерия хи-квадрат Пирсона. Результаты. В процессе игры обучающиеся изучают теоретический материал, решают систему творческих и нестандартных заданий по теме «Измерение информации». Для каждой игровой механики определены цель, задачи, наборы правил и ограничений. Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в системе по уровням развития креативного мышления. Заключение. Описаны особенности представленного варианта применения игровых механик при обучении информатике в плане развития креативного мышления: учет возрастных особенностей школьников при формулировании текстов сообщений, включение цифровых сервисов, комбинирование устной и письменной речи и взаимодействия по компьютерной сети.

Об авторах

Елена Александровна Михлякова

МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов д. Стулово

Автор, ответственный за переписку.
Email: tutor.stulovo@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4659-7255

заместитель директора по учебной работе, учитель информатики высшей категории

Российская Федерация, 613112, Кировская область, Слободской район, ул. Трактовая, д. 33

Екатерина Константиновна Старкова

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева

Email: starkova.kate@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8613-9430

преподаватель кафедры иностранных языков

Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

Евгения Леонидовна Батакова

МАОУ СОШ «НьюТон» г. Чайковского

Email: hermanny@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9466-5702

учитель информатики высшей категории

Российская Федерация, 617762, Чайковский, ул. Алексея Кирьянова, д. 1

Список литературы

  1. Halpern DF. Teaching for critical thinking: helping college students develop the skills and dispositions of a critical thinker. New Directions for Teaching and Learning. 1999;(80):69-74. http://doi.org/10.1002/TL.8005
  2. Fazylzianova GI, Sokolova ТYu, Balalov VV. Gamification trends in educational communications in a digital society. Economic and Social Research. 2021;(1):105-110. http://doi.org/10.24151/2409-1073-2021-1-105-110
  3. Isupova NI, Suvorova ТN. Gamification of the educational process using the “flipped classroom” technology. Perspectives of Science and Education. 2019;(5):412-427. http://doi.org/10.32744/pse.2019.5.29
  4. Soboleva EV, Suvorova TN, Bocharov MI, Bocharova TI. Development of the personalized model of teaching mathematics by means of interactive short stories to improve the quality of educational results of schoolchildren. European Journal of Contemporary Education. 2022;11(1):241-257. http://doi.org/10.13187/ejced.2022.1.241
  5. Suyundikova MK, Zhumataeva EO, Suyundikov MM, Snopkova EI. Prerequisites defining the trajectory of creative thinking. Education and Science Journal. 2021;23(3):75-100. http://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-75-100
  6. Muhammadiyeva H, Mahkamova DK, Valiyeva S, Tojiboyev IU. The role of critical thinking in developing speaking skills. International Journal on Integrated Education. 2020;3(1):62-64. http://doi.org/10.31149/ijie.v3i1.273
  7. Dichev Ch, Dicheva D. Gamifying education: what is known, what is believed and what remains uncertain: a critical review. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017;14:9. http://doi.org/10.1186/s41239-017-0042-5
  8. Dyson S, Chang Y, Chen H-Ch, Hsiung H-Yu, Tseng Ch-Ch, Chang J-H. The effect of tabletop role-playing games on the creative potential and emotional creativity of Taiwanese college students. Thinking Skills and Creativity. 2016;(19):88-96. http://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.10.004
  9. Hamada M, Hassan M. An interactive learning environment for information and communication theory. Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. 2017;13(1):35-59. http://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00603
  10. Cakiroglu U, Basibuyuk B, Guler M, Atabay M, Memis BY. Gamifying an ICT course: influences on engagement and academic performance. Computers in Human Behavior. 2017;69:98-107. http://doi.org/10.1016/j.chb.2016.12.018
  11. Sergeeva ОV. Development of research computer game: how new ontology helps to cope with the methodological challenges in sociology. Sociology of Science and Technology. 2021;12(3):171-184. http://doi.org/10.24412/2079-0910-2021-3-171-184
  12. Vekua NN, Lubsky AA, Perevozchikova MS, Folgеrоva JuN. Peculiarities of forming high-demanded soft skills in the educational space of the escape room. Perspectives of Science and Education. 2020;(6):397-412. http://doi.org/10.32744/pse.2020.6.31
  13. Mauroner O. Gamification in management and other non-game contexts - understanding game elements, motivation, reward systems, and user types. Open Journal of Business and Management. 2019;7:1815-1830. http://doi.org/10.4236/ojbm.2019.74125
  14. Parfenova GL, Kholodkova ОG, Melnikova JuА. Complex psychological and educational support for gifted children in social and educational space: description of the model. Science for Education Today. 2019;9(6):88-105. http://doi.org/10.15293/2658-6762.1906.06
  15. Safonov КV, Ischukova ЕА, Zolotarev VV. Application of gamification elements in the training of students - future specialists in the field of information security. Perspectives of Science and Education. 2021;(1):450-463. http://doi.org/10.32744/pse.2021.1.31
  16. Guilford JP. Creativity. American Psychologist. 1950;5:444-454. http://doi.org/10.1037/h0063487

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».