Особенности, опыт и преимущества внедрения STEAM-технологии в подготовку учащихся основной школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Образовательная жизнь современной школы представляет огромное поле для наблюдения и анализа. Разнообразные технологии, применяемые в мире для активизации познавательной активности и увеличения роли самостоятельности в деятельности учащихся, создают новые формы и методы внутри образовательного процесса. STEAM-технологии активно используются в системе дополнительного образования. Однако их применение в основном учебном процессе практически не исследовано. Это связано с трудностью совмещения инновационных подходов с реализацией учебного плана школы. Методология. Применялись методы проектирования модели обучения, педагогического эксперимента, наблюдения, беседы, обобщения полученного опыта. Проведен контент-анализ и тематический мониторинг имеющихся публикаций по ключевым словам «STEAM-технологии», «повышение познавательной активности», «создание учебных лабораторий». Результаты . Представлены результаты трехлетнего эксперимента по применению образовательной STEAM-технологии в основной школе, нацеленного на анализ и выделение наиболее значимых для практики образцов применения этой технологии. Описаны сущность и особенности образовательной STEAM-технологии, реализованные в рамках исследования способы создания учебных лабораторий, базирующихся на предложенных подходах. Выявлены значимые аспекты применения такой технологии в современной школе. Приведены примеры из практики работы школы, рассмотрены виды лабораторий, цели и содержание обучения, полученные образовательные результаты. Заключение. В процессе выполнения исследовательской работы с применением STEAM-технологии в образовательном процессе основной школы выделены наиболее эффективные способы создания учебных лабораторий и выявлены наиболее значимые аспекты применения такой технологии в школе.

Об авторах

Дарья Алексеевна Семенова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: SemenovaD@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3709-9804

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, департамент музыкального искусства, Институт культуры и искусства

Российская Федерация, 119331, Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 21

Список литературы

  1. Alekseev NG, Leontovich AV, Obuhov AS, Fomina LF. The concept of the development of research activities of students. Issledovatel’skaja Rabota Shkol’nikov. 2002;(1): 24–33. (In Russ.)
  2. Sorokina TE. From STEM to STEAM-education through the Scratch software environment. Modern Information Technologies and IT Education. 2015;2(11):362–366. (In Russ.)
  3. Byars-Winston A, Lund Dahlberg M. (eds.) The science of effective mentorship in STEMM 2019. Washington DC: The National Academies Press; 2019. https://doi.org/10.17226/25568
  4. Ejiwale JA. Barriers to successful implementation of PDM. Journal of Education and Learning. 2013;7(2):63–74.
  5. Konjushenko SM, Zhukova MS, Mosheva EA. STEM vs STEAM education: changing the understanding of how to teach. Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;(2(44)):99–103. (In Russ.)
  6. Honey M, Pearson G, Schweingruber H. (eds.) STEM integration in K-12 Education 2014: status, prospects, and an agenda for research. Washington, DC: The National Academies Press; 2014. https://doi.org/10.17226/18612
  7. Obukhov AS. (ed.) Scientific and practical education, research training, STEAM education: new types of educational situations: collection of reports of the IX International Scientific and Practical Conference “Research Activity of Students in the Modern Educational Space” (vol. 1). Moscow; 2018. (In Russ.)
  8. Yakman G. STEAM – an educational framework to relate things to each other and reality. Independent International K12 Educational Portal and Magazine. Available from: https://steamedu.com/wp-content/uploads/2020/02/K12Digest2019.pdf (accessed: 12.12.2019).
  9. Uvarov AJu. Research approach in teaching natural sciences abroad. In: Obukhov AS. (ed.) Scientific and practical education, research training, STEAM education: new types of educational situations: collection of reports of the IX International Scientific and Practical Conference “Research Activity of Students in the Modern Educational Space” (vol. 1). Moscow; 2018. p. 34–54. (In Russ.)
  10. Morozova OV, Dukhanina ES. STEAM technologies in children’s additional education. Balandinsky Readings 2019. 2019;XIV:553–556. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/steam-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey/viewer (accessed: 03.02.2022).
  11. Frumin ID, Dobrjakova MS, Barannikov KA, Remorenko IM. Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow. Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education. Sovremennaja Analitika Obrazovanija. 2018;(2(19)). Moscow: NIU VShJe Publ. (In Russ.)
  12. Grinshkun VV. Problems and ways of effective use of informatization technologies in education. Bulletin of Moscow University. Series 20: Pedagogical Education. 2018; (2):34–47. (In Russ.)
  13. Cakir M. Constructivist approaches to learning in science and their implications for science pedagogy: A literature review. International Journal of Environmental & Science Education. 2008;(3(4)):193–206. Available from: http://cepa.info/3848 (accessed: 05.03.2018).
  14. Buczinsky S, Ireland C, Reed S, Lacanienta E. Communicating science concepts through art. 21st-centure skills and practice. Available from: https://34co0u35pfyt37c0y0457xcu-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2015/09/scienceart.pdf (accessed: 03.02.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».