Особенности, опыт и преимущества внедрения STEAM-технологии в подготовку учащихся основной школы
- Авторы: Семенова Д.А.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 2 (2022)
- Страницы: 146-156
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321315
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-2-146-156
- ID: 321315
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Образовательная жизнь современной школы представляет огромное поле для наблюдения и анализа. Разнообразные технологии, применяемые в мире для активизации познавательной активности и увеличения роли самостоятельности в деятельности учащихся, создают новые формы и методы внутри образовательного процесса. STEAM-технологии активно используются в системе дополнительного образования. Однако их применение в основном учебном процессе практически не исследовано. Это связано с трудностью совмещения инновационных подходов с реализацией учебного плана школы. Методология. Применялись методы проектирования модели обучения, педагогического эксперимента, наблюдения, беседы, обобщения полученного опыта. Проведен контент-анализ и тематический мониторинг имеющихся публикаций по ключевым словам «STEAM-технологии», «повышение познавательной активности», «создание учебных лабораторий». Результаты . Представлены результаты трехлетнего эксперимента по применению образовательной STEAM-технологии в основной школе, нацеленного на анализ и выделение наиболее значимых для практики образцов применения этой технологии. Описаны сущность и особенности образовательной STEAM-технологии, реализованные в рамках исследования способы создания учебных лабораторий, базирующихся на предложенных подходах. Выявлены значимые аспекты применения такой технологии в современной школе. Приведены примеры из практики работы школы, рассмотрены виды лабораторий, цели и содержание обучения, полученные образовательные результаты. Заключение. В процессе выполнения исследовательской работы с применением STEAM-технологии в образовательном процессе основной школы выделены наиболее эффективные способы создания учебных лабораторий и выявлены наиболее значимые аспекты применения такой технологии в школе.
Ключевые слова
Об авторах
Дарья Алексеевна Семенова
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: SemenovaD@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3709-9804
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, департамент музыкального искусства, Институт культуры и искусства
Российская Федерация, 119331, Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 21Список литературы
- Alekseev NG, Leontovich AV, Obuhov AS, Fomina LF. The concept of the development of research activities of students. Issledovatel’skaja Rabota Shkol’nikov. 2002;(1): 24–33. (In Russ.)
- Sorokina TE. From STEM to STEAM-education through the Scratch software environment. Modern Information Technologies and IT Education. 2015;2(11):362–366. (In Russ.)
- Byars-Winston A, Lund Dahlberg M. (eds.) The science of effective mentorship in STEMM 2019. Washington DC: The National Academies Press; 2019. https://doi.org/10.17226/25568
- Ejiwale JA. Barriers to successful implementation of PDM. Journal of Education and Learning. 2013;7(2):63–74.
- Konjushenko SM, Zhukova MS, Mosheva EA. STEM vs STEAM education: changing the understanding of how to teach. Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;(2(44)):99–103. (In Russ.)
- Honey M, Pearson G, Schweingruber H. (eds.) STEM integration in K-12 Education 2014: status, prospects, and an agenda for research. Washington, DC: The National Academies Press; 2014. https://doi.org/10.17226/18612
- Obukhov AS. (ed.) Scientific and practical education, research training, STEAM education: new types of educational situations: collection of reports of the IX International Scientific and Practical Conference “Research Activity of Students in the Modern Educational Space” (vol. 1). Moscow; 2018. (In Russ.)
- Yakman G. STEAM – an educational framework to relate things to each other and reality. Independent International K12 Educational Portal and Magazine. Available from: https://steamedu.com/wp-content/uploads/2020/02/K12Digest2019.pdf (accessed: 12.12.2019).
- Uvarov AJu. Research approach in teaching natural sciences abroad. In: Obukhov AS. (ed.) Scientific and practical education, research training, STEAM education: new types of educational situations: collection of reports of the IX International Scientific and Practical Conference “Research Activity of Students in the Modern Educational Space” (vol. 1). Moscow; 2018. p. 34–54. (In Russ.)
- Morozova OV, Dukhanina ES. STEAM technologies in children’s additional education. Balandinsky Readings 2019. 2019;XIV:553–556. (In Russ.) Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/steam-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey/viewer (accessed: 03.02.2022).
- Frumin ID, Dobrjakova MS, Barannikov KA, Remorenko IM. Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow. Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education. Sovremennaja Analitika Obrazovanija. 2018;(2(19)). Moscow: NIU VShJe Publ. (In Russ.)
- Grinshkun VV. Problems and ways of effective use of informatization technologies in education. Bulletin of Moscow University. Series 20: Pedagogical Education. 2018; (2):34–47. (In Russ.)
- Cakir M. Constructivist approaches to learning in science and their implications for science pedagogy: A literature review. International Journal of Environmental & Science Education. 2008;(3(4)):193–206. Available from: http://cepa.info/3848 (accessed: 05.03.2018).
- Buczinsky S, Ireland C, Reed S, Lacanienta E. Communicating science concepts through art. 21st-centure skills and practice. Available from: https://34co0u35pfyt37c0y0457xcu-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2015/09/scienceart.pdf (accessed: 03.02.2022).
Дополнительные файлы
