Цифровая трансформация: основные подходы к определению понятия
- Авторы: Шелепаева А.Х.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 19, № 1 (2022)
- Страницы: 20-28
- Раздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321318
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2022-19-1-20-28
- ID: 321318
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Изменения в обществе в связи с многообразием использования информационно-коммуникационных технологий привели к активному использованию понятия «цифровая трансформация». Сложное полисемичное понятие описывает многофакторное явление, что обуславливает необходимость использования междисциплинарного подхода к анализу его содержания. В рамках исследования понятие «цифровая трансформация» изучалось в трех разрезах: философском, культурологическом и аксиологическом. Методология. Основным методом выбран библиометрический анализ российской электронной базы со встроенными средствами анализа. Количественные и качественные характеристики открытых источников по теме «Цифровая трансформация» анализировались с помощью закрытых систем поиска и машинного анализа больших текстов, таких как Microsoft Academic Graph и Dimensions.ai. Проведен контент-анализ и тематический мониторинг имеющихся публикаций по ключевым словам «цифровизация образования», «цифровая трансформация», «цифровая трансформация высшего образования». Оценка уровня заинтересованности данной проблематикой осуществлена по статистике запросов с использованием ресурса wordstat.ru. Результаты. Рассмотрение цифровой трансформации в широком контексте позволило сформулировать определения с использованием двух подходов: философского и культурологического. Аксиологический подход задает широкую рамку обсуждения и требует дополнительных исследований. Заключение. В процессе выполнения исследовательской работы с использованием различных средств статистического анализа сделана выборка как российских, так и зарубежных работ по проблеме цифровой трансформации. Рассмотрены три подхода к анализу цифровой трансформации, сформулированы определения и обоснована необходимость исследования трансформации образования с использованием антропологического подхода.
Об авторах
Альбина Хатмулловна Шелепаева
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: akshelepaeva@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-4678-9671
кандидат педагогических наук, доцент департамента бизнес-информатики
Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49Список литературы
- Chernyshov AG. Strategy and philosophy of digitalization. Vlast'. 2018;(5):13–21. (In Russ.)
- Stolterman E, Croon Fors A. Information technology and the good life. Information Systems Research: Relevant Theory and Informed Practice. Boston: Springer; 2004. p. 687–692. https://doi.org/10.1007/1-4020-8095-6_45
- Ahromeeva TS, Malineckij GG, Posashkov SA. Meanings and values of digital reality: the future, wars, synergetics. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2017;(6):104–120. (In Russ.)
- Galkin DV. Digital Culture: methodological issues in the study of cultural dynamics. International Journal of Cultural Research. 2012;(3(8)):11–16. (In Russ.)
- Kuznecova TF. Digital culture in the light of the theoretical foundations of the new institutional economy. Vek Globalizacii. 2019;(2):111–120. (In Russ.)
- Gnatysheva EV, Salamatov AA. Digitalization and the formation of digital culture: social and educational aspects. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017;(8):19–24. (In Russ.)
- Hartl E, Hess Th. The role of cultural values for digital transformation: insights from a Delphi study. Twenty-Third Americas Conference on Information Systems, AMCIS 2017, August 10–12, 2017, Boston, USA. Boston; 2017.
- Lopatina NV. Culture and family: interaction of social institutions in the context of informatization. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2012; (2(46)):47–52. (In Russ.)
- Raichle ME, MacLeod AM, Snyder AZ, Powers WJ, Gusnard DA, Shulman GL. A default mode of brain function. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2001;98(2):676–682. http://doi.org/10.1073/pnas.98.2.676
- Prohorov A, Konik L. Digital transformation. Analysis, trends, world experience. Moscow: Al'yansPrint; 2019. (In Russ.)
- Vajndorf-Sysoeva ME, Subocheva ML. Digital education as a system-forming category: approaches to definition. Bulletin of Moscow State Regional University. 2018;(3):25–36. (In Russ.)
Дополнительные файлы
