Подготовка IT-специалистов в региональных вузах России и Европы на основе международных рекомендаций: сравнительный анализ
- Авторы: Худжина М.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
- Выпуск: Том 22, № 3 (2025)
- Страницы: 315-331
- Раздел: ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321326
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-3-315-331
- EDN: https://elibrary.ru/RVJBSE
- ID: 321326
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Cовершенствование IT-подготовки в вузе в условиях глобальной цифровизации экономики и социальной сферы - актуальная проблема. В связи с тем, что действующие в системе российского высшего образования актуализированные ФГОС ВО (ФГОС 3++) имеют рамочный характер, обоснована целесообразность и возможность интеграции зарубежного опыта в подготовку IT-кадров на основе куррикулумного подхода, а также специфики вуза и региона. Цель исследования - создание методологии сравнительного анализа образовательных программ подготовки IT-специалистов, позволяющей разрабатывать рекомендации по имплементации опыта других вузов и международных рекомендаций в собственные образовательные программы. Методология. Проводится сравнительный анализ образовательных программ подготовки бакалавров IT-направлений двух региональных вузов - российского и латвийского. На основе согласованного мнения компетентных экспертов, являющихся ведущими специалистами образовательных организаций России и Латвии, а также крупных региональных IT-структур, произведено соотнесение дисциплин и разделов учебных планов университетов для выбранных образовательных программ с основными уровнями моделей (профилей) подготовки Computing Curricula 2005 и 2020 (СС2005, СС2020). Результаты. В итоге построены графические модели, позволяющие визуально соотнести реализуемые вузами образовательные программы в области информационных технологий с параметрами, характеризующими модели Computing Curricula. Подтверждена гипотеза о том, что в исследуемых вузах IT-подготовка бакалавров реализуется в соответствии с наиболее универсальной моделью подготовки Computing Curricula - Software Engineering (программная инженерия). В результате выявлены особенности реализуемых образовательных программ и сформулированы рекомендации по их модернизации. Заключение. Предложен механизм, позволяющий (в том числе на визуальном уровне) выявлять имеющиеся недостатки реализуемых образовательных программ, осно вываясь на сравнении с «эталоном» - одной из моделей Computing Curricula. Методология может быть использована в ходе разработки или актуализации образовательных программ по различным направлениям и уровням IT-подготовки в вузе.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Владимировна Худжина
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Автор, ответственный за переписку.
Email: mv.khudzhina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2314-4408
SPIN-код: 5777-4695
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики, факультет цифровых технологий
Российская Федерация, 109004, Москва, ул. Земляной Вал, д. 73Список литературы
- Truică C-O, Barnoschi A. Innovating HR Using an Expert System for Recruiting IT Specialists – ESRIT. Journal of Software & Systems Development. 2015;2015:762987. https://dx.doi.org/10.5171/2015.762987
- Stepanova V. Quality Control Approach in Developing Software Projects. International Journal of Computer Science and Software Engineering (IJCSSE). 2019;8(1):1–5.
- Chvanova MS, Kiseleva IA, Anuryeva MS. Foreign experience in training specialists for high-tech technologies. Tambov University Review. Series: Humanities. 2021;26(190): 7–24. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-7-24 EDN: VZLOGB
- Bradford A, Brown H. English-medium instruction and the information technology parallel in Japanese higher education. International Higher Education. 2018;(92):24–25. http://dx.doi.org/10.6017/ihe.2018.92.9810
- Karakozov SD, Petrov DA, Khudzhina MV. The development of professional competences in accordance with professional standards within informational technologies bachelor programs. Problems of Contemporary Science and Practice Vernadsky University. 2017;(3):129–137. (In Russ.) EDN: ZQJKFJ
- Khudzhina MV. The design of the main professional educational programs in the context of bringing existing FSES HE into line with professional standards. Problems of modern Education. 2016;(2):116–120. (In Russ.) EDN: VVEYLX
- Karakozov SD, Petrov DA, Khudzhina MV. Creating educational educational programs for IT-specialists based on the employers’ demands. Informatics and Education. 2017;(9):41–45. (In Russ.) EDN: ZRNNKL
- Sukhomlin VA. International educational standards in the field of information technology. Applied Informatics. 2012;(1):33–54. (In Russ.) EDN: OPZEXN
- Sukhomlin VA, Zubareva EV. A new stage of international standardization of IT education. Modern Information Technologies and IT Education. 2021;17(3):697–723. (In Russ.) https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202103.697-723 EDN: KEKGKW
- Sukhomlin VA, Zubareva EV, Namiot DE, Yakushin AV. The system of digital skills development at MGU & Basalt Vocational School: a methodology for classifying and describing requirements for employees and the content of educational programs in the field of information technology. Moscow: Basealt SPO; MAX Press LLC; 2020. (In Russ.) EDN: UPAMJR
- Sukhomlin VA. Analysis of international educational standards in the field of information technology. Modern Information Technologies and IT Education. 2011;(7):16–45. (In Russ.) EDN: TJTVIN
- Raj RK, Romanowski CJ, Aly ShG, et al. Toward High Performance Computing Education. In: ITiCSE ‘20: Proceedings of the 2020 ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education, 15–19 June 2020, Trondheim, Norway. New York: Association for Computing Machinery; 2020. p. 504–505. https://doi.org/10.1145/3341525.3394989
- Chikh A. A knowledge management framework in software requirements engineering based on the SECI model. Journal of Software Engineering and Applications. 2011;4(12):718–728. http://dx.doi.org/10.4236/jsea.2011.412084
- Rohn D, Bican PM, Brem Al, Kraus S, Clauss Th. Digital platform-based business models – an exploration of critical success factors. Journal of Engineering and Technology Management. 2021;60:101625. https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2021.101625
- Blair JRS, Chewar ChM, Raj RK, Sobiesk E. Infusing principles and practices for secure computing throughout an un-dergraduate computer science curriculum. In: ITiCSE ‘20: Proceedings of the 2020 ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education, 15–19 June 2020, Trondheim, Norway. New York: Association for Computing Machinery; 2020. p. 82–88. https://doi.org/10.1145/3341525.3387426
Дополнительные файлы
